Урок технологии "Семья как экономическая ячейка общества. Предпринимательство в семье"

Разделы: Технология


Тип урока: комбинированный (Практическая работа: ” Расчет бюджета семьи”).

Оборудование: тетрадь, ручка, калькулятор, ресурсы семьи.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
предметные результаты – умение определить расходы финансов в семье, какие расходы являются постоянными и каковы основные функции семьи.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

 

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Овладение алгоритмами решения организационных задач и расчетов.

2 уровень — понимание, обоснованное применение операций.

Регулятивные

определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

2 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму.

Познавательные

Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (что такое прибыль)

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.

Личностные

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь  в группе.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодей-ствия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Орг. момент 2 мин.

Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.

 

 

фронтальная

Приветствует учеников.
Проверяет готовность к уроку, выдаёт индивидуальные задания к уроку.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Личностные: самоорганизация.
Регулятивные: способность регулиро-вать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Актуализация знаний

Целеполага-ние и постановка задач.

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания: функции семьи, доходы школьников: стипендия, пособие на детей и т.д.

Беседа по уточнению и конкрети-зации знаний из личного жизненного опыта.

Фронтальная и групповая

Предлагает ответить на вопросы: на что расходуются деньги в вашей семье?
Какие расходы вашей семьи являются постоянными?

Подводит учащихся к цели  занятия: «научить детей на что расходуются деньги в семье» и ставит задачи:
1.Научить куда тратятся деньги в семье;
2. Научиться определять какие расходы являются постоянные;
3. Определить какими видами расходов располагает ваша семья.

Отвечают на вводные вопросы и формулируют вывод о семейных расходах.
Рассматривают расходы семьи и выявляют доходы какими располагает их семья.

Личностные:
осознание своих возможностей.

Регулятивные:
умение  регулировать свои действия,
взаимодействовать в группе.

Познавательные:
Умение анализировать, выделять и формулировать  задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

Поисково-исследователь-ский этап

Выбор товаров и услуг которые могут быть источником доходов школьников

Анализ и обсуждение вариантов  на что расходуется деньги в вашей семье. Определяем какими видами доходов располагает ваша семья

групповая

Объясняет приёмы как правильно расходовать деньги в семье.
Предлагает ответить на вопрос: какими доходами располагает ваша семья? Контролирует деятельность,  консультирует   учащихся в расчете прибыли семьи.

Рассчитывают бюджет семьи сравнивают анализируют и объясняют свой выбор формируют критерии подбора используемого, располагаемого дохода семьи.

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Регулятивные:
умение составлять план и последовательность действий,   осуществлять контроль по результату.
Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; ориентироваться в средствах и расчетах; умение владеть предпринимательской деятельностью.

Практический этап

Умение ана-лизировать полученную информацию и применять на практике.
умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.

Практическая работа (расчет семейного бюджета)

В парах и группе.

Организует работу пар и групп, следит за правильным выполнением операций, контролирует и корректирует действия учеников.
Подводит учащихся к выявлению причин и способов  устранения неправильного расчета семейного бюджета.
Демонстрирует возможные  ошибки при расчетах.
Привлекает к обсуждению причин и способов перерасчета.

Определяют и выполняют расчеты, осуществляют самоконтроль выполнения расчета.

Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда;
Развитие трудолюбия и ответственности за точности своей  и коллективной деятельности.
Регулятивные:
умение составлять план и последовательность действий,   осуществлять контроль по результату.
Познавательные: умение выделять необходимую  инфор-мацию; умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи; умение обосновывать показатели точности промежуточных расчетов. 

Рефлексивно-оценочный этап

Умение построить алгоритм действия (технологическая цепочка)
умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.

 

Фронталь-ная

Комментирует и объясняет допущенные ошибки, демонстрируя работы учеников.  Сравнивает качество работы группы.
Предлагает ответить на вопросы:
Доступно и понятно ли расчеты семейного бюджета?
Где его можно применить? Что такое индивидуальное предпринимательство?
Соответствует ли основные расчеты семейного бюджета?
Что такое прибыль?
Подводит учащихся к выводу о предпринимательской деятельности.
Объясняет о целесообраз-ности работы в группе.
Фиксирует оценки учащихся.
Поздравляет учащихся с первым финансовыми расчетами.

 Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают  на вопросы учителя.
Делают вывод о значимости сложности финансовых расчетов; необходимости экономии семейного бюджета. Проговаривают последовательность своих действий при выполнении расчетов, отмечая возникшие трудности при их выполнении.
.

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).
Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.
Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.