Урок по теме "Дисперсия" для студентов СПО по профессии "Художники-оформители"

Разделы: Физика


Цели и задачи урока
Ввести понятие дисперсии.
Изучить состав белого цвета.
Познакомить с историей открытия явления дисперсии.
Познакомить учащихся с некоторыми примерами применения явления дисперсии.

Оборудование:  компьютер, оптическая скамья, стеклянная призма, презентация, дифракционная решетка, краски, кисточки баночки для воды, штатив, дрель,  игра смешивание цветов, пластилин, стеклянная картина, набор цветных квадратиков

План занятия:
I.Организационный этап - 1 мин.
II.Этап постановки целей и задач урока - 3 мин.
III.Этап получения новых знаний. - 10 мин.
IV.Этап исследовательской работы учащихся - 18 мин.
V.Этап обобщения и закрепления нового материала .- 8 мин.
VI.Рефлексия. - 4 мин.
VII.Домашнее задание - 2 мин.

Слайд 1
Учитель (выходит в форме прораба):  Уважаемые ребята, сегодня на уроке мы увидим, как полученные знания на уроках физики можно применить на практике, а именно в вашей будущей профессии. Пройдет урок в форме телепередачи «Школа ремонта». Я- прораб Сан Саныч, а вы мои помощники- специалисты художники- оформители. Одеваем пилотки. Итак, начинаем…
Здравствуйте, коллеги нам пришел заказ на оформление комнаты. Наш клиент очень известный артист. Он просит выполнить работу с тремя условиями:
Слайд 3
Когда утром всходит Солнце,  в комнате должна появляться радуга
Комната должна быть окрашена в зеленых, оранжевых, голубых и фиолетовых тонах
Любимое увлечение нашего клиента коллекционирование картин. Ему попала довольно простая картина- петушок, но на ней  обозначены цифры. Наша задача  разгадать задачу и выполнить картину  в необычном стиле.
Через 30  минут мы должны дать ответ беремся за этот проект или нет. Да! Самое главное  в связи с кризисом поставки материалов временно прекращены и поэтому работаем с тем, что осталось: Стеклянная призма, дифракционная решётка, краска только желтая, красная, синяя, кисточки, пластилин.
Задача ясна? Еще раз повторяем, что необходимо выполнить?
Учащиеся: (повторяют цели )
Слайд 5
Учитель:
Я помню в школе учитель рассказывал, что Ньютон в 1666 году получил радужную полоску из узкого пучка света, но что он держал в руках?
Учащиеся: стеклянную призму
Учитель: Давайте попробуем повторить опыт
Слайд 6
Учитель: (проводит эксперимент с призмой на экране получается радужная полоса). Радужную полоску назвали спектр. Из каких цветов она состоит?
Учащиеся: Красный, зеленый, оранжевый….
Учитель: А как легко запомнить?! Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Слайд 7
Учитель: А как вы думаете, почему так происходит?
Учащиеся: Белый свет имеет сложную структуру. По теории Гюйгенса свет- это волна. А у каждой волны есть своя длина. При прохождении света из менее плотной среды в более плотную наблюдается явление преломления - изменение направления распространения на границе раздела двух сред.
Слайд 8
Учитель: С первым пунктом нашего задания мы справимся? Каким образом?
Учащиеся: перед окном поместить призмы. Утром лучи света будут проходить через них и комната будет украшена радугой
Учитель: Второй  пункт  нашего заказа: комната должна быть окрашена в зеленых, оранжевых, голубых и фиолетовых тонах. У нас только желтый, красный, синий цвет. Что делать?!
Учащиеся: Смешивать!
Слайд 9    (смешивание.doc)
Учитель: На столах имеется три краски. Ваша задача смешать их и определить полученные цвета.
Учащиеся: смешивают цвета
Учитель: Давайте проверим,  что получилось?!
Слайд 10
Учитель: Мы использовали 3 основных цвета для художников, т.е. цвета, которые нельзя получить при смешивании других.
Слайд 11,12
Томас Юнг- английский ученый с необыкновенной широтой научных интересов в 1807 основными цветами для световых лучей назвал Красный, зеленый, синий. Эти цветов используют в цирке при освещении прожекторами артистов, в ламповых телевизорах для получения цветного изображения. При падение белого цвета на предмет все цвета поглощаются, а отражается лишь один совпадающий с цветом предмета. Если смешать все краски, какой цвет получится?
Учащиеся: черный
Слайд 13
Учитель: (дрель с цветным диском) А если вращать диск  с цветными полосами, то получается какой цвет
Учащиеся: белый
Учитель: Почему?
Учащиеся: В первом случае поглощение света, а во втором отражение
Учитель: Отлично! Эти знания вам пригодятся в будущей профессии. Со вторым заданием вы справились.
Слайд 14
Учитель: Осталось последнее задание. В наличии у нас картинка с непонятными цифрами. Стекло, пластилин, какая-то пластинка, смотря через нее, мы видим радугу. Что будем делать?
Учащиеся: На стекле будем «рисовать» пластилином. А цифры это длина волны цветов, с помощью пластины угадаем их. (с помощью дифракционной решетки обучающиеся находят цвета и на стекле рисуют картину Что такое дифракционная решетка мы узнаем на следующих уроках)
Учитель: Дорогие коллеги! Пришло дать ответ нашему клиенту. Беремся мы за объект или нет?
Учащиеся: ДА
Учитель: Вы хорошо поработали в коллективе,  давайте посмотрим, как вы сможете  справиться самостоятельно. Проверьте правильность утверждений
Слайд 15:

Спектр – это радужная полоса
Чтобы получить спектр нужно на пути света поставить любое препятствие
Белый свет разлагается на спектр, потому что он имеет сложную структуру
Красный свет можно разложить на спектр
3 основных цвета для художников: белый, черный, желтый
Свет – это волна
Оранжевый цвет можно получить смешивая желтый и красный цвет
Синий и красный цвет имеют одинаковую длину  волны
У каждого цвета своя частота колебаний
Радуга- пример дисперсии
Учитель: Проверьте, правильно ли вы ответили на вопросы, сравнив свои ответы с эталонами ответов на экране.Поднимите  руки,  кто ответил  правильно на 10 вопросов ( оценка «Отлично», на 7 (оценка «хорошо»), на 5 (оценка «удовлетворительно»).
Слайд 16
Учитель: Не только физики, художники работают с цветами, но и психологи утверждают, что цвет играет важную роль в нашей жизни и каждый из них имеет значение. Давайте посмотрим
Слайд 17
Учитель: Подведем итоги нашего занятия. Продолжите:
Мы сегодня
Рассмотрели …
Узнали…
Познакомились…
Выяснили…
Понравилось…
Слайд 18

Учитель: А теперь я предлагаю вам выбрать один из цветных квадратиков, цвет которого отвечает вашему настроению в конце урока, и приклеить на доску.
Учащиеся: Выбирают квадратики и наклеивают их на доске
Слайд 19
Учитель: Домашнее  задание: № 1158,1159,1160 (А.П. Рымкевич)
§ 66(Г.Я.Мякишев)

Приложение