Урок математики по теме "Закрепление. Действия с многозначными числами". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Технологии:  интерактивная технология.

Цель основная: обеспечить условия для организации личностно- ориентированной среды  при изучении темы «Закрепление. Действия с многозначными числами».

Цель дидактическая: закрепить изученный материал.

Цели урока:
1. Обучающие:
- отрабатывать вычислительные навыки; устного счета,
- решение задач,
- сравнивание  математических  выражений

2. Развивающие:
- развивать внимание, память, умение устанавливать причинно-следственные связи,
- активировать мыслительные процессы;
- развивать связную   речь, обогащать словарный запас;
- прививать интерес к математике, способность воспринимать  прочитанное,
- отвечать полными ответами,  обосновывать  ход выполненных действий, рассуждать. 

3. Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес, самостоятельность в получении знаний, бережное отношение к природе.
- прививать аккуратность и последовательность при выполнении устных и  письменных работ. 

Планируемый результат обучения:
Развитие универсальных учебных  действий. (УУД).
Осознанное применение обучающимися  полученных знаний 

Познавательные УУД:
-умение строить  речевое высказывание в  устной  и     письменной  формах;
-использование  знаково-символических  средств;
-умение  делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций;
- использование способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:
  - умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
- прогнозирование – предвосхищение результата;
- развитие самостоятельной  поисковой деятельности и  творческих возможностей; 
- умение анализировать и исправлять ошибки;
- осуществление контроля по результату.
- анализ объектов с целью выделения признаков  (существенных,и несущественных);

  Коммуникативные УУД:
-сотрудничество с учителем и сверстниками – определение     способов взаимодействия;
- формирование собственного мнения;
- использование речи для регуляции своего действия;
- умение аргументировать свою позицию, свой ответ;
- владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные УУД:
- способность к самооценке;
- наличие учебно-познавательной мотивации;
- ориентация на бережное отношение к окружающему миру;

Основные понятия:  состав чисел, компоненты при сложении, компоненты при вычитании, значение выражений, задачи. 

Межпредметные связи: « Окружающий мир».

Оборудование: учебник   под редакцией М. И. Моро и С.И. Степанова,  компьютер с программой PowerPoint,  мультимедийный проектор.
Методы  использованные на уроке: словесные, наглядные, практические, частично поисковые, сравнение, аналогия и обобщение.

План урока:

I. Организационный момент.
(Формирование личностных УУД)

II. Проверка усвоения вычислительных навыков.
(Формирование коммуникативных, личностных УУД)

III. Актуализация знаний и формирование темы урока.
(Формирование познавательных, личностных, коммуникативных УУД)

IV.Отработка вычислительных навыков по пройденному материалу .
(Формирование регулятивных, личностных УУД)

Физминутка.

V. Закрепление. Самостоятельная работа.
 (Формирование  познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД.)

VI.Геометрический материал.
(Формирование регулятивных, личностных УУД)

VII. Итог урока. Рефлексия.
 (Формирование регулятивных, познавательных, личностных,  коммуникативных, логических  УУД)

VIII. Домашнее задание.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
Пусть мы с вами почти не знакомы,
Но, надеюсь, друг друга поймём,
А поможет нам в этом улыбка,
Мы её на урок позовём.

Присаживаются

2.Проверка усвоения вычислительных навыков (фронтальная работа, работа в парах)

Сегодня наш урок математики будет не совсем обычный. А в чем заключается эта необычность, вы узнаете, если выполните задание.       
Игра  «Шифровальщик».
Назови ответы в порядке убывания и расшифруй слово.
(940-310):7                 -о        
1400:(42:6)                 -э      
(250-50):2                   -к                     
(170+30):5                  -о
150-640:80                 -л       
60×4:80                      -я            
490:70×5                    -г                        
20x 9:30                     -и
Фронтальная работа, вместе с учащимися решают примеры, анализируют шифр.

Внимательно слушают, задают вопросы, если они есть.

 

Выполняют задание, после того как большинство выполнили задание – фронтальная проверка. В результате решения прочитывается  слово экология.

3. Актуализация знаний (фронтальная работа)

Сегодня  у нас необычный урок, к нам в гости пришёл Гном-эколог. Он  приготовил вам задания, чтобы узнать насколько хорошо вы усвоили экологические вопросы, а ещё мы вместе с ним будем решать задачи, которые помогут нам относиться к природе бережно, помогать ей.
Что такое экология?     (от греч. «Экос»-дом, «Логос»- наука, учение.  Экология- наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания, или окружающей среде).
Экология изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую их среду.
Гном – эколог приготовил для вас  задания.  
1)В 1984 году в нашей стране было 143 заповедника. За последние десять лет создано ещё 50 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране?
Что такое заповедник?

 

Какие заповедники Самарской области вы знаете? ( Бузулукский бор, Жигулёвский заповедник)
2) Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200т сажи в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений?
3)Из 250 000 видов растений на земле 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?
А где можно узнать об исчезающих растениях?

Какие растения, занесённые в Красную книгу, вы знаете?

 

 

Ответы детей

 

В нашей стране стало 183 заповедника.

 

Заповедник – это охраняемая территория, на которой оберегаются ценные растения, редкие животные. В заповедниках нельзя охотиться, собирать растения. Создаются они для того, чтобы сохранить природу в первозданном виде.

Ответы детей

После установки очистительных сооружений в атмосферу выбрасывается 10 тонн сажи.
На Земле на грани исчезновения 25 000 видов растений.
В Красной книге.

Ответы детей.

4.Отработка вычислительных навыков по пройденному материалу (фронтальная работа)

Гном-эколог предлагает вам познакомиться  с некоторыми растениями Самарской области, занесёнными в Красную книгу. Для этого вы должны решить примеры и выбрать карточку с нужным ответом. Если вы решите правильно, то вы  увидите растение, занесённое в Красную книгу.
1)69471:837         (колокольчик)  
25788:84              (тюльпан)
7552:236              (кувшинка)         
4503:57                (подснежник)
-Все эти цветы занесены в Красную книгу Самарской области.
2) Анализ и решение задачи.
На территории Жигулёвского заповедника гнездятся сотни птиц. Пара поползней приносит своим птенцам в день 335 гусениц, пара дятлов - в 3 раза больше, чем пара поползней, а пара скворцов – в 5 раз больше. На сколько больше гусениц приносит своим птенцам пара скворцов, чем пара дятлов?
Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?  
Как это можно узнать, каким действием?

Повторите вопрос задачи. Каким действием узнаем, на сколько больше гусениц приносит своим птенцам пара скворцов, чем пара дятлов?
Измените вопрос задачи так, чтобы последним действием было сложение.
Сколько гусениц приносит пара скворцов и пара дятлов вместе?
Каких птиц Самарской области, занесённых в Красную книгу, вы знаете?(глухарь, филин, беркут, поползень, куропатка).

 

 

По одному решают у доски.

 

Краткая запись составляется у доски учеником.

 

 

Нет, мы не знаем, сколько гусениц приносит пара дятлов и сколько гусениц приносит пара скворцов.
Один ученик решает у доски.
1)335*3=670(г.)
2)335*5=1675(г.)
3)1675-670=1005(г.)
Ответы детей.

Физкультминутка.  

Мы похлопаем в ладоши дружно, веселее.
Наши ножки постучали дружно, веселее.
По коленочкам ударим тише,  тише,  тише.
Наши ручки поднимайтесь выше, выше, выше.
Наши ручки закружились ниже опустились.
Завертелись, завертелись  и остановились.

Выполняют движения

5.Закрепление (самостоятельная работа, взаимопроверка; работа в парах)

Какие ещё животные обитают в заповедниках?
На экране  два примера. Вы должны самостоятельно решить один из них.
7791:(10000-9979)+1285          (13968-9756):18+5082
Проверка будет проходить так. Вы должны выбрать одно животное, изображённое на рисунке. Если правильно выберите, то  увидите ответ.
На экране изображение животных:
Варан          Лиса                  Ондатра
Те, кто решил первый пример, выберите из этих животных того, которое обитает в лесу.
Те, кто решил второй пример, выберите из этих животных того, которое обитает в пустыне.
Ребята, а какое из этих животных обитает в Жигулёвском заповеднике?
А каких ещё животных, обитающих на этой территории, вы знаете?
Минутка интересного.
В Красную книгу Самарской области занесены такие животные: выхухоль русская, норка европейская, суслик большой, сурок степной, хомячок серый.
Гном-эколог  познакомит вас ещё с несколькими фактами из жизни растений и животных, для этого необходимо решить примеры:
3234 -  ****= 2484        
***   +  263=613                  
***   -  438=562
Но сначала назовите компоненты действия сложения и вычитания.
Как найти неизвестное вычитаемое?
Как найти неизвестное уменьшаемое?
Как найти неизвестное слагаемое?
Давайте сверим наши ответы.
750-столько жуков-короедов съедает за 1 день дятел.
350-столько лет живёт сосна.
1000-столько полевых мышей уничтожает сова за 1 год.

Решают задания на карточке, подписывают их, затем обмениваются с соседом по парте и выполняют с помощью доски взаимопроверку.

 

 

 

 

 

Лиса

 

Заяц, белка, лось.

 

Самостоятельное  решение примеров в парах.

6.Геометрический материал (самостоятельная работа)

Мы с вами говорим о Жигулёвском заповеднике, а давайте узнаем, какую площадь он занимает, если известно, что его протяжённость 30 км, а ширина 7 км.
Как найти площадь, если известна длина и ширина?

Самостоятельно  выполняют действия, решают, записывают одно решение на доске.

 

7.Итог урока. Рефлексия.

Что повторили на уроке?
Что нового узнали?
Фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Кроме знаний по математике мы говорили с вами о нашем общем доме-планете Земля. Человек неотделим от природы. Он учится у природы. Уважайте законы природы. Только в содружестве с ней мы можем быть счастливы.
Гному-экологу понравилась ваша работа на уроке, он говорит вам спасибо!

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

8.Домашнее задание

Записываем домашнее задание.
Есть ли вопросы?(контролирует запись домашнего задания в дневник или тетрадь)

Записывают, задают вопросы при возникновении таковых.