«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают
способность сами ставить вопросы и получать на них ответы,
оказываясь на более высоком умственном и нравственном
уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
К. Е. Тимирязев
Направление деятельности: формирование у детей умений получать новые знания в результате экспериментальной деятельности.
Тип проекта: исследовательский.
Вид проекта: групповой, краткосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы.
Срок реализации проекта: в течение дня.
Цель проекта: формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
Задачи проекта: - обогащать знания о воде, её физических свойствах, агрегатных состояниях, роли воды в жизни человека;
- развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств;
- развивать сообразительность, пытливость, самостоятельность;
- формировать представление о том, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистый воздух, вода благоприятно сказываются на здоровье человека;
- воспитывать бережное отношение к природным водным богатствам нашей Родины.
Предварительная работа: Чтение сказок К.И.Чуковского « Мойдодыр», « Федорино горе». Работа с наглядным материалом: «Как человек использует воду», «Вода в природных явлениях». Наблюдение за различными агрегатными состояниями воды в природе. Экспериментирование с водой.
Предполагаемые результаты: сформированность представлений о том, что нужно беречь и охранять водные богатства нашей Родины; для здоровья полезно пить чистую, « живую» воду.
План реализации проекта:
1.Беседа.
Обращаюсь к детям:
- Ребята, давайте послушаем Соню и Вову, и вы сразу поймёте, о чём мы сегодня пойдёт речь.
Соня с Вовой читают стихотворение:
Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда вам первый друг,
Смоет грязь с лица и рук?
Без чего не сможет мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы дождик лился с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без…
Дети: Воды.
Воспитатель: Правильно. Вы уже знаете, какую роль играет вода в жизни человека. И сегодня мы с вами ещё раз поговорим об этом великом чуде природы.
( Предлагаю детям сесть).
Воспитатель: Вначале давайте посмотрим на глобус. Что на карте, глобусе обозначают голубой краской?
Дети: Воду
Воспитатель: А почему на глобусе голубой краски больше всего?
Дети: Потому, что вода занимает большую часть поверхности Земли.
Воспитатель: Где же находится вода в природе?
Дети: Под землёй, в родниках, реках, озёрах, болотах, прудах, морях, океанах.
Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете состояния воды?
Дети: Твёрдое, жидкое, газообразное.
Предлагаю детям показать, как « человечки» располагаются относительно друг друга в разных состояниях воды: в твёрдом стоят плотно, в жидком – на расстоянии вытянутой руки касаются друг друга пальцами, в газообразном – не соприкасаясь, двигаются по ковру.
Воспитатель: Ребята, в каких природных явлениях вода находится в жидком состоянии?
Дети: Дождь, роса.
Воспитатель: В твёрдом?
Дети: Снег, град, иней.
Воспитатель: В газообразном?
Дети: Туман, радуга, облака.
2. Дидактическая игра « Состояние воды в природных явлениях».
Раздаю детям карточки с изображением природных явлений и предлагаю разместить их в кармашках под соответствующим им состоянием воды.
3. Информационная часть.
После того, как дети выполнят задание, отмечаю, что все справились.
Воспитатель: Скажите, ребята, кому нужна вода, чтобы жить?
Дети: Растениям, животным, птицам, рыбам, человеку.
Воспитатель: Как человек использует воду?
Дети: Пьёт, моется водой, поит животных, поливает растения.
Воспитатель: Правильно. Чтобы жить, нам, людям, нужна вода. Без воды человек может обойтись всего 3-4 дня. В нашем организме много воды. Она входит в состав крови, кожи, мышц. Представьте на минуту, что бы произошло с нашим организмом, если бы он не получал достаточное количество жидкости. Чтобы вам легче было сделать вывод, посмотрите на эти растения. ( Показываю детям два растения – одно зелёное, сочное, второе – увядшее). Что произошло со вторым растением? Почему оно завяло?
Дети: Второе растение завяло, потому, что его не поливали.
Воспитатель: Верно, ребята. Но ведь мы с вами не поливали второе растение не потому, что о нём забыли. Просто нам нужно было убедиться, насколько нужна вода всему живому, и сейчас мы его польём – пусть оживает.
Глядя на это растение, как вы думаете, что произойдёт с человеком при недостатке жидкости?
Дети: Если мы не будем пить, наш организм перестанет жить, мы погибнем.
Воспитатель: Молодцы, вы сделали правильный вывод.
Ребята, скажите, какие напитки делают на основе воды?
Дети: Сок, чай, кофе, сладкие газированные напитки, компот, кисель, квас.
Воспитатель: А какие напитки вам нравится больше всего?
Дети: Сладкие газированные напитки.
Воспитатель: Приглашаю вас прогуляться под лимонадным дождиком.
( Звучит песня « Лимонадный дождик». Дети выполняют произвольные движения под музыку. После её окончания прячутся под зонтик к воспитателю).
Воспитатель: А сейчас давайте пройдём в нашу лабораторию. Здесь мы сможем экспериментальным путём установить, как получаются вот такие яркие, ароматные газированные напитки (показываю несколько бутылок с напитками) и попробуем понять, насколько они полезны.
4. Экспериментальная часть.
( Дети надевают халаты, шапочки и проходят за столы с оборудованием).
Воспитатель: Перед вами на столах алгоритмы с порядком выполнения работы, стаканчики с чистой водой и растворимые напитки в пакетиках в виде порошка, из которого на заводе и делают сладкие газированные напитки. Приступайте к проведению эксперимента.
( После того, как дети закончат, обращаюсь к нам).
Воспитатель: Ребята, что вы сделали сначала?
Дети: Засыпали порошок в стаканчики с водой.
Воспитатель: Что сделали после этого?
Дети: Размешали раствор.
Воспитатель: И что произошло с порошком?
Дети: Порошок растворился.
Воспитатель: А что произошло с водой?
Дети: Вода окрасилась в оранжевый (красный, зелёный) цвет.
Воспитатель: Когда вы опустили в раствор белые салфетки, что произошло с ними?
Дети: Салфетки тоже окрасились.
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Дети: Потому, что в порошке есть красители.
Воспитатель: А теперь представьте, что такой раствор попадает к нам в желудок. Как вы думаете, это полезно?
Дети: Нет!
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что краска вредна для желудка, почек. Она засоряет наш организм.
Воспитатель: Ребята, какой можно сделать вывод по результатам нашего эксперимента?
Дети: Полезнее пить чистую воду, а не сладкие газированные напитки!
Воспитатель: А что нужно делать, чтобы вода, которую мы пьем, была живой, чистой? Вот такой. (Показываю детям бутылку чистой воды).
Дети: Нужно охранять родники, не засорять водоёмы, беречь водные богатства нашей Родины.
Воспитатель: Верно, полезно пить чистую воду. Нужно беречь и охранять водные источники, и тогда вода, которую мы пьём, будет живой – чистой и полезной.