Урок русского языка по теме "Обобщение знаний о частях речи". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Педагогическая цель: 
- создать условия для обобщения и систематизирования знаний о частях речи;
- закрепить умения отличать одну часть речи от другой, различать части речи и члены предложения;
- работать над развитием  речи.

Планируемые результаты:
Предметные:
- умение использовать приобретённые знания и умения для решения практических и коммуникативных задач; самостоятельно выполняют задания, используя компьютер;
- осмысленно отвечать на вопросы;
- умение находить характерные признаки каждой части речи;
- умение правильно употреблять в речи имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Личностные:
- умение уважать мнения друг друга, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
- умение осознавать, соотносить поступки и события с принятыми нормами поведения.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:
- выполнять  учебные действия в умственной и практической  форме.
Познавательные: 
- общеучебные – осознанно и произвольно строить речевые высказывания  в устной форме; логические – овладевать основами смыслового чтения художественных текстов;
строить  рассуждения  в форме связи простых суждений; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной  деятельности, в высказываниях; строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, контролировать  действия партнёра, использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Образовательные ресурсы: А. В. Полякова. « Русский язык, 2 класс », компьютер.
Презентация к уроку.

Ход урока

1.Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)
Приветствие учащихся:
- Долгожданный дан звонок,
Вот и начался урок.

- Ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения. У нас на уроке сегодня гости, повернитесь к ним и поздоровайтесь. Тихонько сели!

2. Актуализация знаний.
- Работа с группой слов: волк, дятел, лось, олень
- Прочитайте слова и ответьте, что объединяет слова, в  чём  их отличие?
- Найдите букву, которая встречается во всех словах? ( Л )

- Чистописание
Учитель показывает на доске написание сочетания букв и слогов:
ЛлЛ
ла ле ли ло лу

- Словарная работа
Учитель показывает изображения, а дети в тетрадях записывают словарные слова, обозначают ударение и подчёркивают орфограммы:
ластик, лагерь, лестница, линия, лисица, лопата, лучше.
- Определите лишнее слово? ( лисица)

- Работа над связной речью
- Составьте предложение с лишним словом. (выслушиваются варианты предложений и лучшее записывается в тетради)
- Записать предложение в тетради и подчеркнуть главные члены предложения.

- Индивидуальная работа с карточками и проверка выполнения задания:
- Ребята, вспомните, какая бывает речь; из чего состоит речь, предложения?
- У каждого из вас есть карточка со словами. Прочитайте слова на карточке:
гуляет, лес, красивый, зелёная, снегопад, летать, летать, пушистый, дует, морозит, тучи, свежий, холод.
- Какое задание можно придумать для этих слов? (распределить слова по частям речи)
Дети самостоятельно выполняют задание. Учитель организует проверку выполнения задания и предлагает ответить, что могут сказать о каждой группе слов.

3. Постановка цели и задачи урока. Сообщение темы урока.
- Ребята, как вы думаете, какова будет тема нашего урока, какие будут цели и задачи урока?
( дети выдвигают свои предположения )
- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания о частях речи.

4. Усвоение  знаний и способов действий.

- Вспомните части речи, которые изучили на уроках русского языка.

- Предлагается  выполнить задание «Сопоставить понятие с определением».( дети самостоятельно выполняют задание)
- Давайте проверим, как выполнили задание.

- Работа с иллюстрацией «Зимний лес
- Рассмотрите иллюстрацию и выполните задание «Кто внимательный»:  вам необходимо найти на картинке изображения предметов и записать слова ( дети находят изображения, называют слова, по одному выходят к доске и записывают слова на доске и в тетрадях )
- Думаю, мы нашли не все  изображения. Я предлагаю вам внимательнее  рассмотреть иллюстрацию и записать те слова, чьи изображения не были найдены. (дети самостоятельно выполняют задание, далее идёт проверка )
-  Назовите, какой частью речи являются записанные слова? (имена существительные)
- Какая часть речи называется именем существительным? Что мы знаем об имени существительном? (дети называют определение имени существительного, как изменяется, какими членами являются в предложении)

- Работа по группам
- Скажите, со словами какой части речи согласуются имена существительные?
- Я предлагаю разбиться на группы и выбрать слово, к которому надо на время записать как можно больше определений. ( Дети разбиваются на группы, в каждой группе выбирается капитан, который вытаскивает карточку со словом. По команде каждая группа подбирает и записывает подходящие по смыслу слова. По команде завершается выполнение задания. Идёт проверка и выявление команды, которая лучше всех справилась. )
Слова на карточках: трава, снег, река, дерево, дорога, дом…
- Как называются слова, которые вы записали?
- Что вы знаете об имени прилагательном? ? (дети называют определение имени прилагательного, как изменяется, каким членом является в предложении)

Физминутка. Гимнастика для глаз.

- Задание «Составление предложений». Индивидуальная работа.
У каждого карточка со словами, записанными в два столбика:

Синичка

плавает в пруду.

Белка

питается мхом.

Рыба

спит в берлоге.

Лось

перелетает с ветки на ветку.

Медведь

собирает запасы на зиму.

 - У каждого из вас на парте лежит карточка. Как вы думаете, какое задание можно выполнить?
- Правильно, надо составить предложения и записать в тетрадь. (Дети самостоятельно составляют предложения. Далее идёт проверка выполнения задания. Дети предложения записывают в тетради и на доске. Подчёркивают основу предложения. )
- Какой частью речи выражены сказуемые? (глаголом)
- Какая часть речи называется глаголом? Что вы знаете о глаголе? (дети называют определение глагола, как изменяется, каким членом является в предложении)

5. Закрепление знаний и способов  действий.
- Назовите части речи, которые вы знаете?
- Как вы думаете, какая часть речи является важной в русском языке? ( выслушиваются варианты ответов детей. Далее делается вывод, что все части речи важны.)
- Для чего нужны части речи в русском языке? (Чтобы составлять слоги, слова, предложения, тексты.)  

Задание « Деформированный текст»
- Расставьте предложения так, чтобы получился правильный текст:
1.Пушистый снег украшает ветви деревьев.
2.Зимний лес сказочен и красив.
3.Хорошо в зимнем снегу!
4.На елях висят смолистые шишки.
5.Птичьи следы видны на снегу.
( Дети устно выполняют задание. )

6.  Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какова была тема урока?
- Как вы думаете, достигли ли мы цели урока?
- Покажите при помощи знаков, как вы усвоили материал сегодняшнего урока.
- Я предлагаю выполнить тест, чтобы проверить свои знания.
(Дети самостоятельно выполняют тест и в конце урока сдают на проверку.)

Тест
1. Что обозначает имя существительное?
а) предмет
б) признак предмета
в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет
б) признак предмета
в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?
а) предмет
б) признак предмета
в) действие предмета

4. Из данных слов выбери только имена существительные
а) день, добрый
б) бегать, игра
в) солнце, свет

5. Из данных слов выбери только имена прилагательные
а) тетрадный, снег
б) лучший, игровая
в) солнце, светит

6. Из данных слов выбери только  глаголы
а) светит, прогулка
б) бегает, играют
в) писать, сочинение

7. Домашнее задание: придумать и записать в столбик по 7 слов каждой части речи.
С одним словом составить предложение, записать и подчеркнуть основу предложения.

Спасибо за урок!

Презентация