Цель: Научить младших школьников приемам исследовательской деятельности.
Оборудование: чистые листы бумаги для моделирования, воздушные шарики, трубочки для напитков, нить, искусственные тела, карточки с алгоритмами, листы исследования.
Планируемый результат: дети научатся проводить опыты по алгоритму, наблюдать, делать выводы, работать в группах.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
- проводить опыты в группах при помощи алгоритма;
- наблюдать, сравнивать;
- делать умозаключения.
Ход урока
Этап урока. | Содержание. | Описание опыта, формы работы. | УУД |
1. Мотивация. “Надо, хочу, могу”. |
В толковом словаре слово “опыт” разъясняется как
испытание, проба, эксперимент. (Презентация.
Слайд 1) Как вы думаете для чего человеку надо проводить опыты? А вы хотели бы сами попробовать провести опыты? А как называются люди, которые проводят опыты, исследования? Тогда представим, что наш класс – это научно-исследовательский институт. В нем все сотрудники работают сообща. Я думаю, если и мы будем так работать, то сможем многого достичь (Слайд 2). |
Фронтальная. | Формирование личностных УУД, через действие
смыслообразования (проявление интереса, мотивация); формирование желания
выполнять учебные действия. Формирование коммуникативных УУД через планирование учебного сотрудничества. |
2. Организация учебного процесса Постановка цели. | Нам необходимо разделиться на три научных отдела и
познакомиться с проблемой, над которой предстоит работать. Вы уже знаете, что институт наш занимается разработкой разных моделей летательных аппаратов. Вам предстоит самим объяснить: “Почему движутся летательные аппараты ” (Слайд 3). |
Фронтальная, групповая. | Формирование коммуникативных УУД посредством
инициативного сотрудничества. Формирование регулятивных УУД через развитие способности принимать и сохранять учебную цель. |
3. Постановка задач для каждого исследовательского отдела. | Назовите все известные вам летательные аппараты
(самолет, вертолет, ракета, воздушный шар и т.д.) (слайд 4). К какой
группе тел относятся все названные вами предметы? (искусственные тела). Первой группе необходимо провести два опыта и объяснить все ли искусственные тела могут летать и объяснить почему. Второй группе необходимо догадаться, какая сила помогает ряду летательных аппаратов подниматься вверх. Третьей группе нужно провести исследование и узнать, почему самолеты могут удерживаться в воздухе (Слайд 5). |
Формирование регулятивных УУД, через развитие
способности принимать и сохранять учебные задачи. Развитие логических УУД через установление связей в любой области знаний (окр.мир). |
|
4. Проведение опытов с помощью алгоритмов. | Учащиеся работают в группах, по предложенным алгоритмам. | Алгоритм № 1 “Всякое ли искусственное тело
может летать?” Начало. Алгоритм № 2 “Моделирование самолетика и его запуск”. Начало. Алгоритм №3 “Выявление силы, способствующей запуску ракеты”. Начало. Запиши вывод в карте Алгоритм № 4 “Какая сила помогает самолету парить в воздухе”. Начало. |
Развитие логических УУД через установление связи с
предметом информатика; овладение действием моделирования; проведение
простых логических действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
проведение составных логических операций (построение отрицания,
утверждение). Формирование коммуникативных УУД через развитие вербальных способов коммуникации посредством работы в малых группах; через способность разрешения конфликтов, выявление, идентификацию проблемы, умение объяснять свой выбор, аргументировать. |
5. Защита эксперимента. | Беседа в начале каждой защиты. 1. Что предстояло
доказать вашей группе? 2. Что предстояло выяснить второй группе? Другой человек от группы с помощью товарища демонстрирует тот же
опыт, но с дополнительным предметом (трубочка для напитков). 3.Что нужно было выяснить вашей группе? |
Индивидуальная и групповая форма работы. | Формирование коммуникативных УУД через способность
ораторского искусства, умение аргументировать. Развитие личностных УУД через формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру. Формирование познавательных УУД через поиск и выделение нужной информации. |
6. Рефлексия. | Рассмотрим основные выводы малых групп. Прочтение выводов на доске (Слайд 12). Сегодня мы с вами были исследователями. Интересна ли работа исследователей? Кто из вас хотел бы стать исследователем? Что для этого надо? Я думаю. Что вы обязательно сможете этого достичь! |
Фронтальная. | Формирование личностных УУД, через полное принятие первичной мотивации. |
Приложение 1:
Научно-исследовательский институт 3-б класса.
Карта исследования.
Проблемная задача: все ли искусственные тела могут летать и объяснить
почему.
Вывод:
_________________________________________________________________________________
Приложение 2:
Научно-исследовательский институт 3-б класса.
Карта исследования.
Проблемная задача: какая сила помогает ряду летательных аппаратов
подниматься вверх.
Вывод:
____________________________________________________________________________________
Приложение 3:
Научно-исследовательский институт 3-б класса.
Карта исследования.
Проблемная задача: почему самолеты могут удерживаться в воздухе.
Вывод:
_____________________________________________________________________________________