Подростковый возраст является сложным периодом в жизни ребенка. Он
характеризуется:
– интенсивным половым созреванием и развитием;
– бурной физиологической перестройкой организма;
– неустойчивой эмоциональной сферой, всплесками и неуправляемостью эмоций и
настроений.
Наиболее яркими интересами (доминантами) подростка Л.С. Выготский считал:
– “эгоцентрическую доминанту” (интерес к собственной личности);
– “доминанту дали” (установку на обширные, большие масштабы, которые для него
гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние);
– “доминанту усилия” (тягу к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям,
которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против
воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях);
– “доминанту романтики” (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к
приключениям, героизму).
В концепции Д.Б. Эльконина подростковый возраст связан с новообразованиями, возникающими из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность разворачивает подростка от направленности на мир к направленности на самого себя, и центральным становится вопрос “Что я такое?”. В связи с этим вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми (негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для него происходит теперь вне школы); подросток стремится войти в компании (поиски друга, поиски того, кто может его понять); иногда он начинает вести дневник.
Работая в вечерней школе педагогический коллектив сталкивается с подростками, во-первых, социально и профессионально не определившимися, во-вторых с выраженным негативным опытом обучения в других общеобразовательных учреждениях, в-третьих, с девиантным или делинквентным поведением.
Опыт работы социального педагога и педагога-психолога вечерней школы показывает, что формирование самосознания, самооценки подростка через самовоспитание является профилактикой девиантного и делинквентного поведения. Ведь в этом возрасте подросток маскирует свое реальное состояние души, ищет людей для общения, которые его поймут и оценят. Не разобравшийся в себе он может примкнуть к какой – либо негативной группировке, попасть под влияние секты или неформального общественного движения, вступить в конфликт с законом. На своих профилактических занятиях стараемся активизировать у подростков интерес к познанию своей личности, умение видеть главное в себе как в личности, которое необходимо для дальнейшего профессионального определения.
В качестве примера предлагаем практикум “Найти путь к себе”. Это вводное занятие из цикла “Познай себя”. При проведении занятия используем экспресс методики (Коучинг), психогеометрический тест С. Деллингера (адаптация А.А. Алексеева, Л.А. Громовой), экспресс диагностики.
Практикум с презентацией “Найди путь к себе”.
Цель: сформировать и активизировать у старшеклассников интерес к познанию своей личности.
Задачи:
– организовать деятельность, способствующую осмыслению понятия “человек –
личность”;
– развивать умение видеть главное в себе как в личности;
– способствовать воспитанию культуры ведения дискуссии;
– развивать у обучающихся навыков совместной деятельности, коммуникативных
умений;
– способствовать расширению кругозора обучающихся”;
Оборудование: медиакомплекс, авторучки, раздаточный материал.
Аудитория: 10 класс.
Ход занятия
Важно не то, кем тебя считают,
а кто ты на самом деле.
Публий Сир.
Приветствие участников практикума.
Знакомство: ведущий предлагает обучающимся встать полукругом, назвать свое имя и рассказать, почему его так назвали. Для сплочения и создания положительной атмосферы ведущий предлагает поднять руки тем, кто сейчас волнуется, кто пришел в хорошем настроении, кто в плохом, кто не выспался, кого обидели в автобусе.
Ведущий: вот мы и выяснили наше настроение и теперь будем бережнее относится к друг другу. Предлагаю занять свои места.
Ведущий (Презентация. Слайд 1): мы играем разные социальные роли в жизни, при этом очень важно всегда оставаться интересной личностью. Знаменитый философ Диоген 2500 лет назад расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: “Ищу человека!” Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, наводнены людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами, торговцами. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половых, возрастных особенностей, профессиональных различий. Он искал человеческую личность. Послушав притчу, постарайтесь определить тему нашего мероприятия. Обучающиеся высказывают свои предположения по поводу темы. Обобщив ваши высказывания, предлагаю назвать наше мероприятие “Найди путь к себе”.
Слайд 2. Что означает понятие “личность”?
В различных источниках это понятие трактуется по-разному:
- Личность – человек как носитель каких-то свойств. (С.И. Ожегов “Словарь русского языка” 1987 г.).
- Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально – значимых черт, характеризующих индивида как члена общества (Советский энциклопедический словарь, 1986 г.) .
- Личность – результат социального становления индивида путём преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. (Учебник “Обществознание, 8 класс”. Автор Кравченко А.И.2009 г.).
Подумайте и скажите, какое из них вы считаете более точным, дайте свое определение понятию “личность”.
Слайд 3. Таким образом, личность – это человек, во-первых, обладающий определённым набором качеств, во-вторых, неразрывно связанный с обществом и, в-третьих, прошедший в своём развитии долгий путь.
Слайд 4. Обратите внимание на экран. Личность многогранна и ей присуще много черт.
Основные исходные черты, выявляемые с помощью опросника Кеттела “Шестнадцать личностных факторов”.
Название фактора по Кеттелу. | Качество, соответствующее высокой оценке по фактору. | Качество, соответствующее низкой оценке по фактору. |
Отзывчивость – отчужденность. | Добродушный, предприимчивый, сердечный. | Циничный, жестокий, безразличный. |
Интеллект. | Сообразительный, абстрактно мыслящий. | Глупый, конкретно мыслящий. |
Эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость. | Зрелый, реалистичный, спокойный. | Неустойчивый, нереалистичный, неконтролируемый.. |
Доминантность – подчиненность. | Уверенный, конкурирующий, упрямый. | Застенчивый, скромный, покорный. |
Рассудительность – беспечность. | Серьезный, молчаливый. | Беззаботный, полный энтузиазма. |
Сознательность – безответственность. | Ответственный, моралистический, стоический. | Пренебрегающий правилами, нерадивый, непостоянный. |
Смелость – робость. | Предприимчивый, раскованный. | Неуверенный, замкнутый. |
Жесткость – мягкость. | Опирающийся на свои силы, независимый. | Цепляющийся за других, зависимый. |
Доверчивость – подозрительность. | Принимающий условия. | Упорный на грани глупости. |
Мечтательность – практичность. | Творческий, артистичный. | Консервативный, приземленный. |
Дипломатичность – прямолинейность. | Социально опытный, сообразительный. | Социально неуклюжий, непретенциозный. |
Склонность к опасениям – спокойствие. | Беспокойный, озабоченный. | Спокойный, самодовольный. |
Радикализм – консерватизм. | Вольнодумно либеральный. | Уважающий традиционные идеи. |
Самодостаточность – конформизм. | Предпочитающий собственные решения. | Беспрекословно следующий за другими. |
Недисциплинированность – контролируемость. | Следующий собственным побуждениям. | Пунктуальный. |
Расслабленность – напряженность. | Сдержанный, спокойный. | Переутомленный, возбужденный. |
Ведущий: подросток – еще не цельная зрелая личность. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе. Чтобы лучше себя узнать, мы на нашем занятии определим те качества личности, которые характерны именно для вашего подросткового возраста: характера, темперамент, самооценка, коммуникабельность.
Практическая часть занятия:
Ведущий (Слайд 5): в течение всей жизни человек стремится познать себя, задавая вопросы: “Кто я?”, “Какой я?”, “Где моё место в обществе?”. Сейчас каждый из вас подумает и в предложенных бланках запишет 2–3 качества характера, которые вам нравятся в себе и которые не нравятся.
Ведущий предлагает обучающимся заполнить бланк.
Биржа качеств.
Сильные стороны | Слабые стороны | Продаю за … | Результат |
Обсуждение: Просто ли было определить черты вашего характера?
Ведущий (Слайд 6): человек неповторим, по-своему уникален, обладает определённым темпераментом. Следующее упражнение поможет определить тип вашего темперамента. Выберите любую из предложных фигур: квадрат , ломаная линия , круг , треугольник:
флегматик сангвиник меланхолик холерик
Результат теста (по щелчку).Обучающиеся получают характеристику своего темперамента.
Ведущий (Слайд 7): человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Чтобы объективно оценить свои способности и возможности нужно определить свою самооценку. Ведущий предлагает обучающимся построиться перед горизонтальной линией. Первый раз нужно дойти до линии с открытыми глазами, второй раз с закрытыми глазами постараться преодолеть тоже самое расстояние. Результат теста (по щелчку): кто с закрытыми глазами дошел до линии – адекватная самооценка, кто не дошел до линии – заниженная самооценка, кто пересек линию – завышенная самооценка. Вы для себя сделали вывод о своей самооценке, продолжим изучать свою личность.
Ведущий (Слайд 8): говоря о нашей уникальности, мы не можем не говорить о тесной связи человека и общества, в котором протекает его жизнь. А в обществе необходимо уметь общаться. Предлагаю определить, насколько вы коммуникабельны и готовы к общению. Разделитесь на “Радость” и “Восторг”. “Радость” встаньте с одной стороны, а “Восторг” – с другой. Группа выполняет упражнение “Личностная дистанция”. Участники группы делятся пополам и встают в две шеренги, друг напротив друга. По сигналу участники, команды Радость,закрывают глаза, а участники команды Восторг начинают приближаться к ним. Участник, к которому приближаются, в момент, когда появляется ощущение оптимальной дистанции, поднимает руку, тем самым останавливая продвижение партнера к себе. Все видят, что между различными парами разное расстояние, т.е. человек, имеет свою личностную дистанцию. Запомните свои ощущения. Затем те, кто двигался, возвращается на место, и участники меняются ролями. Теперь двигаются вперед те, кто прежде стоял на месте. Результат теста (по щелчку): если участник не подпустил к себе близко, то он предпочитает общаться с близким кругом людей, если подпустил близко, то он доверчив, общителен и коммуникабелен.
Ведущий (Слайд 9): мы с вами определили основные черты личности подросткового возраста. В процессе занятия вы узнали, какой у вас характер, темперамент, самооценка, насколько вы коммуникабельны. Теперь вы можете определить какие качества личности вам пригодятся в дальнейшем и от каких хотели бы избавиться. Предлагаю поиграть в игру “Биржа качеств”. Участникам предоставляется возможность продать, то, что мешает, чего много, а купить у других то, чего не достает, чего мало. Но прежде, необходимо выставить цену в любых единицах (Слайд 10 – пример).
Ведущий (Слайд 11): как известно, все люди уникальны, но осознать эту уникальность многие не могут, или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни. Найти путь к себе, можно только определив, какой Я!
Рефлексия “Город эмоций”:
предлагаю оценить мероприятие и отправиться в путешествие в Город эмоций, на
карте которого представлен “Замок радости”, “Дом сомнений”, “Хижина
недовольства”. Если вам понравилось мероприятие, вы узнали, что – то новое о
себе посетите по время путешествия “Замок радости”, если вы не определились в
своих эмоциях по поводу занятия, приглашаю вас в “Дом сомнений”, если вам, к
сожалению, не понравилось – не проходите мимо “Хижины недовольства”.
Спасибо за участие!