Цель урока: формирование навыков выполнения действий с десятичными дробями, ознакомление с историей родного города.
Задачи урока:
Образовательные:
– содействовать закреплению понятия десятичные дроби;
– отработать навыки действий с десятичными дробями;
– закрепить умение решать задачи на умножение с десятичными дробями.
Развивающие:
– способствовать развитию психических процессов: анализа и синтеза,
зрительного внимания, оперативной памяти.
Воспитательные:
– развивать познавательный интерес к предмету через использование
межпредметных связей, исторического материала;
– способствовать развитию коммуникативной культуры;
– показать практическую направленность математических знаний.
Ход урока
1. Организационный момент: мобилизация, мотивация.
2. Целеполагание.
3. Корректировка знаний.
4. Отработка и систематизация знаний и умений.
5. Подведение итогов и рефлексия.
Ход урока сопровождается демонстрацией Презентации.
Парты в классе можно поставить в два ряда, создав обстановку транспортного средства.
Учитель: (Слайд 2) Мы с вами совершим путешествие по городу Рассказово, прошу занять свои места в автобусе. Я буду вашим экскурсоводом. Все ваши ответы будут фиксировать мои помощники и в конце путешествия они сообщат об итогах.
1-й этап: (постановка целей урока).
Учитель: Для того чтобы начать путешествие, давайте определимся, о чём мы будем говорить и что хотим получить в итоге. Изучаемая тема: десятичные дроби, правила выполнения действий с десятичными дробями; я уже сказала, что мы отправляемся в небольшую экскурсию по городу. Значит, все задания будут связаны с десятичными дробями и речь в них пойдет о Рассказово. Закрепим свои знания и узнаем новое о городе, в котором мы живём.
2-й этап: (корректировка знаний).
Учитель: Отправляясь в любое путешествие, необходимо взять багаж. Наш багаж – это знания, проверим их:
- Какая дробь называется десятичной?
- Как десятичную дробь умножить на 10, 100, 1000 и т.д.?
- Как десятичную дробь разделить на 10, 100, 1000 и т.д.?
- Выполните действия:
а) 3,65 ∙ 10
б) 23,2 : 1000
в) 7,89 ∙ 10000
г) 648,25 : 100
- Выразите в метрах: 2,3 мм; 5,04 км.
- Как выполняется умножение десятичных дробей?
а) Вычислите, применяя законы арифметических действий:
20 · 16,7 · 0,5;
4 · 72,8 · 2,5.б) Найдите значения выражений:
7,2 · 89,3 + 10,7 · 7,2;
11,6 · 0,31 – 0,31 · 1,6.
3-й этап:
Учитель: Итак, багаж проверен, можно начинать путешествие.
1. (Слайд 3) В конце XVII века в степь, что за Цнинским лесом, пришли первые поселенцы. За верную службу российскому государю однодворцам, детям бояр и прочим служилым людям отводили земельные наделы под поместья и одаривали крестьянскими дворами. Земли эти находились по берегам Лесного Тамбова и имели многочисленные ручьи. Так один из дней, относящихся к промежутку того времени, стал временем основания поселения, которое спустя годы стало носить название от прозвища его основателя.
В 1698 году дворцовому крестьянину и богатому человеку на Тамбовщине – Степану Рассказову, а по прозвищу Рассказ, был подарен государем большой участок плодородной земли, которая располагалась между левым берегом Арженки и правым берегом Лесного Тамбова. Эта земля ему была дана, чтобы он смог устроить здесь поселение и начал вести здесь хозяйство.
Первое упоминание об основанном им поселении относится к январю 1699 году.
Давайте и мы с вами поработаем строителями.
Основная работа строителей связана с нахождением площади рабочей поверхности. Чаще всего это прямоугольник. Как найти площадь прямоугольника?
Учащимся раздаются карточки с тремя задачами. Каждый выбирает, кем бы он хотел поработать. (Обговаривается алгоритм решения и все решают задачу самостоятельно.)
Столяры:
Одна сторона прямоугольного участка имеет длину 2,52 м, а другая – 0,602 м. Найдите его периметр и площадь.
Стекольщики:
Чтобы изготовить окно, из листа пластика размером 3,5 × 1,75 м вырезали 4 куска прямоугольной формы размером 0,6 × 1,25 м, 2 куска размером 0,8 × 0,4 м. Найдите площадь оставшегося пластика.
Каменщики:
Для сооружения стены цеха необходимо 2000 кирпичей. Длина кирпича 0,2 м, а ширина на 0,12 м меньше длины. Найти площадь стены.
Окружим здание забором.
Найдите длину забора, окружающего дом прямоугольной формы длиной 15,5 м и шириной 4,8 м, если забор поставлен на расстоянии 10 м от него.
Решения сдаются помощникам.
2. (Слайд 4) В XVIII – начале XX века славилось кустарными производствами: вязка чулок, выделка кож, производство свечей и мыла. В окрестных сёлах был развит овчинно-шубный промысел. К1744 году действовал винокуренный завод Демидова. В 1754 году в Рассказове возникло фабричное производство сукна на фабрике Тулинова и Олесова.
В конце XVIII века императором Павлом I около трёх тыс. крестьян села были пожалованы братьям И.П. и Н.П. Архаровым. Суконная мануфактура И.П. Архарова в Рассказове была одной из крупнейших в России. В середине XIX века здесь действовали суконные фабрики: Архарова, Рагозы (Арженская фабрика), фабрики Малина и Полторацкого (Богословские фабрики), 60 кожевенных заводов, два поташных, ярмарка, базар, почтовая станция. Велась активная хлеботорговля. После проведения Тамбово-Камышинской линии железной дороги она ослабла. Главными предметами торговли стали скот, сырые кожи, сапоги местного производства.
К концу XIX века Рассказово – крупный торгово-промышленный центр Тамбовской губернии (четыре суконные фабрики, войлочное заведение, винокуренный завод, а также небольшие кожевенные, мыловаренный заводы, паровая мельница и другие предприятия). Всего в 1913 году насчитывалось около шести тыс. рабочих.
Теперь мы будем рабочими на фабрике.
Задача. Найдите массу мотка пряжи, если длина нити в мотке 30 м, а масса 1 м нити составляет 0,3 г.
А теперь продавцами ткани.
Задача. Цена одного метра бязи – 42,8 р, а один метр шелка на 25,32 р дороже. Какую сумму необходимо заплатить за 4,6 м бязи и 5,75 м шелка?
3. (Слайд 6) Но и культуре в городе всегда уделялось большое внимание.
В конце XIX – начале XX веков Рассказово являлось одним из очагов музыкальной жизни губернии (хор И. Крюченкова, театр бр. Асеевых).
4-й этап: (подведение итогов). Помощники подводят итоги.
В истории нашего города есть немало страниц, о которых вы пока не знаете или знаете очень мало.
Домашнее задание: Подобрать задачи на умножение десятичных дробей, в содержании которых будут отражаться моменты истории нашего города. Оформить их на отдельных листочках.
От того, какой вклад в историю города внесем мы с вами, зависит, вспомнят ли когда-нибудь о нас наши потомки.