Урок музыки: 4-й класс.
Цель урока: Формирование духовной культуры и стремление к активному творческому овладению образным языком музыки.
Задачи:
Образовательные:
- Научить разбираться в музыкальных жанрах: инструментальных и вокальных.
- Показать, что музыкальные образы произведений С.Рахманинова – это воплощение в музыке части его жизни.
Развивающие:
- Формировать эмоциональное осознанное восприятие музыкального образа на примере произведений С.Рахманинова.
- Способствовать развитию целостного музыкального мышления на основе сотворческого восприятия их в самостоятельном опыте.
- Расширять эмоционально-образовательную сферу художественных образов.
Воспитательные:
- Способствовать формированию слушательской культуры учащихся на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
- Воспитать в детях умение ценить неповторимость и красоту окружающего мира через опыт эстетического переживания произведения искусства.
- Способствовать развитию творческой активности учащихся.
Тип урока: Урок изучения, осмысления и применения знаний и способов деятельности.
Форма урока: Урок-беседа, урок-концерт.
Методы: Словесный, сравнения, эмоциональной драматургии, слуховой наглядности, зрительской наглядности, музыкальное обобщение.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, фортепиано.
Виды деятельности: слушание, исполнение, размышление.
Формы организации познавательной деятельности:
1. Фронтальная.
2. Групповая.
3. Коллективная.
Оборудование:
Технический ряд: компьютер, проектор.
Зрительный ряд: презентация.
Музыкальный ряд:
- С.Рахманинова “Концерт №3 для фортепиано с оркестром”.
- С.Рахманинов “Вокализ”.
- С.Рахманинов, сл. Е.Бекетовой – романс “Сирень”.
- С.Рахманинов, сл.Ф.Тютчева – романс “Весенние воды”.
- Ю.Чичков, сл.М.Пляцковского “Наши мамы самые красивые”.
Литературный ряд:
- Ю.Нагибин рассказ “Сирень” – фрагмент.
- Е.Бекетова “Сирень” – стихотворение.
- Ф.Тютчев “Весенние воды” – стихотворение.
Дидактический материал:
- Текст романса “Сирень”, сл.Е.Бекетовой.
- Текст романса “Весенние воды”, сл.Ф.Тютчева.
Урок музыки – урок искусства, и импровизационность, вариативность, индивидуальность – неотъемлемые и необходимые его качества. При организации материала учитель стремится к тому, чтобы учащиеся не просто усвоили знания, а вывели их в процессе постигающего мышления, реального и мысленного экспериментирования, выявления существенных связей и отношений между элементами своей деятельности, рефлексируя в общении на уроке.
“… Он пел Россию
От земли до неба,
Он пел Россию
Трепетом всех пальцев…”
(Майя Румянцева.)
Ход урока
Презентация. Слайд 1. (Тема урока.)
У. Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас с вами очередная встреча с искусством – миром чувств и раздумий, откровений и открытий. И я хочу начать нашу встречу с вопроса:
“Я хочу увидеть музыку.
Я хочу услышать музыку.
Что такое эта музыка?
Расскажите мне скорей!”
“Что такое музыка?..” для каждого из вас. Какое настроение вызывает у вас музыка, на какие чувства, размышления, эмоции наводит вас музыкальное произведение?
Д. Под музыку лучше думается, наводит на размышления, поднимает настроение, помогает успокоиться, без музыки нет жизни.
У. Для слушателей и музыкантов всего мира, в какой бы стране они ни жили, на каком бы языке не разговаривали, язык музыки близок и понятен.
Каждое музыкальное произведение – это письмо в будущее, потому что и через много лет люди, уже другие поколения, услышат музыку, почувствуют сердце автора.
В истории русской музыки было немало гениальных одаренных личностей. Но одно имя находится особняком от остальных. Это великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов.
Слайд 2. (Ответ Рахманинова на вопрос “что такое музыка?”)
И вот какой ответ композитор дал на вопрос “что такое музыка?”:
“Что такое музыка?
Это тихая лунная ночь;
Это шелест живых листьев;
Это отдаленный вечерний звон;
Это то, что родится от сердца и идет к сердцу;
Это любовь!”
Ребята, вы уже поняли, что сегодня наш урок мы посвятим творчеству замечательного русского музыканта.
Д. Сергея Рахманинова.
Слайд 3. (С.В.Рахманинов.)
У. Сергей Васильевич Рахманинов был не только композитором, но еще и дирижером, и прекрасным пианистом. В этом 2013 году знаменательная дата, связанная с именем композитора – 140-летие со дня рождения С.Рахманинова.
Мы уже знакомились с музыкой этого композитора в I четверти.
Вспомните, с какими произведениями мы с вами познакомились?
Слайд 4. (”Концерт для фортепиано с оркестром”.)
Слушание: “Концерт № 3 для фортепиано с оркестром”.
Д. Называют произведение.
У. Вспомните, что такое “концерт для фортепиано с оркестром”.
Д. “Концерт” – состязание в переводе с латинского, состязание инструмента с оркестром.
Слайд 5. (”Вокализ”.)
Слушание: “Вокализ”.
Д. Звучит “Вокализ”.
У. Что такое “вокализ”?
Д. Вокализ – пение без слов.
У. Вспомните, кому он посвящен.
Д. “Вокализ” Рахманинов посвятил великой русской певице Антонине Неждановой.
У. Вспомните, что были сделаны переложения для скрипки, виолончели, а сам Рахманинов переложил его для оркестра струнных (самых певучих) инструментов. И почему Рахманинов написал свой “Вокализ” для голоса с оркестром и посвятил его Антонине Неждановой?
Обратимся к учебнику – стр. 12.
Д. Рахманинов говорил: “Вы голосом и исполнением сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами”.
У. Для какого голоса было написано произведение?
Д. Для сопрано – высокий женский голос.
У. Очень приятно, что вы так ярко вспомнили произведения великого композитора.
Картины родной природы всегда волновали композиторов. Какие удивительные музыкальные пейзажи подарили нам Чайковский, Мусоргский, Прокофьев, Григ, Моцарт.
И сегодня основную часть урока мы посвятим романсам С.В.Рахманинова о природе. Всего Сергеем Васильевичем написано около 80 романсов. Почти все романсы о природе посвящены двум временам года – весне и лету. И поэтому тема нашего урока звучит так: “Весна идет! Весне дорогу!”
Исключительным богатством, красочностью и разнообразием форм отличается фортепианное сопровождение в романсах С.Рахманинова.
Рахманинов рассказывает о тех минутах, когда человек наслаждается покоем природы или радуется красоте степи, леса, озера – и музыка становится особенно нежной, светлой, какой-то прозрачной и хрупкой. В “музыкальных пейзажах” С.Рахманинова тонко и одухотворённо передано обаяние русской природы, скромной, неяркой, но бесконечно поэтичной.
Вот как о своем творчестве говорил С.Рахманинов: “В каждом русском есть тяга к земле, …какое-то стремление к покою, тишине, к любованию природой, среди которой он живет… Начал я говорить об этой тяге к земле, потому что и у меня она имеется…”.
Откройте учебник на стр. 80.
Слайд 6. (Романс “Сирень”.)
Здесь вы видите строчки из лирического стихотворения Е.Бекетовой, которые легли в основу лирического романса С.Рахманинова – “Сирень” – один из самых драгоценных жемчужин рахманиновской лирики.
Творческое задание:
Мы знаем, что музыка – это сама жизнь. Но есть триединая связь, благодаря которой появляется музыка.
Д. Композитор – исполнитель – слушатель.
У. В роли слушателей мы уже были сегодня. И вот сейчас мы побываем с вами в роли композитора.
На партах у вас лежат листы со стихами. Прочитайте стихотворение Е.Бекетовой “Сирень” и подумайте, какую бы вы музыку сочинили на эти слова? Предложите ритм, темп, тембр голоса исполнителя (мужской или женский, высокий или низкий).
Д. Предположения учащихся.
У. А теперь послушаем, какую музыку сочинил композитор.
Слушание романса “Сирень”.
У. Оправдались ли ваши ожидания?
Д. Ответы детей.
У. Какие чувства, ощущения вложил композитор в музыку?
Д. Ответы детей.
У.Вспоминаем фортепианное сопровождение. Что хотел передать композитор в этих звуках?
Д. Шелест листьев, трепет ветра, журчание ручья.
Можно сделать вывод, что С.Рахманинов стремился сохранить свой внутренний мир, сумел отстоять свое мнение. Искренне, взволнованно говорил своей музыкой о том, что на душе.
Слайд 7. (С.Рахманинов объездил весь мир.)
Обратимся к учебнику, где есть текст: С.Рахманинов как пианист объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему всегда дарили букет белой сирени. Для композитора сирень стала символом Родины.
У. Как вы думаете, почему?
Д. Воспоминания детства, много сирени было там, где он родился.
У. Романс написан не случайно. Оказывается, что любовь к сирени, к прекрасному ароматному растению Сергей Васильевич Рахманинов пронес через всю свою жизнь. По словам композитора “скромная ветка сирени была “царицей” его души”.
Красота родной природы напоминала сильным чувством музыку композитора. Как будто прозрачными акварельными красками написан романс “Сирень”.
Каждую весну и начало лета он проводил в Ивановке. Впоследствии Рахманинов писал: “Именно здесь мне хорошо работалось”.
Слайд 8. (Ю.Нагибин рассказ “Сирень”.)
Эти воспоминания композитора легли в основу рассказа Ю.Нагибина “Сирень”.
Дети читают рассказ.
“Сильные грозовые ливни, неположенные в начале июня… усугубили сумятицу в мироздании. И сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, ив парке…
И когда Верочка Скалон выбежала в сад… она ахнула… поражённая дивным великолепием сиреневого убранства.
Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Сережу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподнимал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же подымал голову, лоб, нос, щёки и подбородок были влажными, а к бровям тонкой ниточкой усов клеились лепестки и трубочки цветов. Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал её изо рта и что-то проглатывал. Верочка последовала его примеру, и рот наполнился горьковатой, холодной влагой. Она поморщилась, но все-таки повторила опыт. Отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени – у каждой был свой привкус. Белая – это словно лизнуть пробку из маминых французских духов; лиловая отдает чернилами; самая вкусная – голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой…”
У. Как вы думаете, почему Сережа Рахманинов пытался попробовать сирень на вкус?
Д. Он пытался сравнить разные оттенки сирени.
У. Давайте еще раз послушаем романс “Сирень”.
Слушание романса “Сирень”.
У. Заметили ли вы изменения интонации в мелодии романса?
Д. Да, в мелодии было развитие.
У. В какой части романса звучит более напряженные интонации? Что они выражают – радость или душевную боль, мечты о счастье или горечь утраты?
Д. Во второй части романса звучит более напряженные интонации. Они выражают чувство взволнованности и мечты о счастье.
Слайд 9. (Главная мысль сочинения.)
У. Итак, прослушав и проанализировав романс “Сирень”, мы можем сформулировать главную мысль сочинения: единение человека с природой, любование ее красотой, одухотворение состояния души.
Я предлагаю домашнее задание: Прочитайте рассказ Ю.Нагибина “Сирень”, который усилит впечатление от музыки С.Рахманинова, поможет представить образ композитора, войти в его мир.
Слайд 10. (С.В.Рахманинов.)
У. Можно создать образ всего, что в мире существует: рождается, развивается. Музыка – это движение.
В романсах С.Рахманинова образы природы привлекаются не только для выражения тихих, созидательных настроений. Порой они помогают воплотить бурные, страстные чувства. Тогда рождаются романсы виртуозного характера, отличающиеся широтой формы, сочностью и густотой красок.
Сейчас мы послушаем еще один романс С.Рахманинова. Я не буду его называть. Постарайтесь представить себе картину и дать название этому произведению.
Слушание “Весенние воды”.
У. Как бы вы назвали этот романс?
Д. Ответы детей.
У. Какой образ раскрывается в этом произведении?
Д. Образ пробуждающейся природы, весны.
У.Какое общее настроение произведения?
Д. Радостное предчувствие скорой весны.
У. На что похож аккомпанемент?
Д.Воссоздает атмосферу весны. Рождает музыкальный образ весенних потоков.
У. Просыпается природа и душа человека наполняется ожиданием перемен к лучшему.
Слайд 11. (Ф.И.Тютчев.)
У. Романс С.Рахманинов написал на стихи Ф.Тютчева “Весенние воды”.
Дух жизни, силы и свободы
Возносит, обвевает нас!..
И радость в душу проливалась,
Как Бога животворный глас!..
Эти строки из другого стихотворения Ф.Тютчева “Весна” звучит как эпиграф к романсу – может быть самому радостному и ликующему в истории русской вокальной музыки.
Этим произведением С.Рахманинов поет гимн приближающейся весне. Давайте еще раз послушаем романс.
Слушание романса “Весенние воды”.
Я предлагаю домашнее задание: Предлагаю вам побыть в роли художника-творца: изобразите в красках музыку, связанную с весной, с романсом “Весенние воды”.
Слайд 12. (Ответ на вопрос “что такое музыка?”)
У. Мы подошли к ответу на поставленный нами в начале урока вопрос?
Я хочу увидеть музыку.
Я хочу услышать музыку.
Что такое эта музыка?
Расскажите мне скорей!
Можно ответить так:
Птичьи трели – это музыка,
И капели – это музыка.
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучки, и у дождика,
И у маленького зернышка
Тоже музыка своя.
Я желаю вам увидеть музыку…
Я желаю вам услышать музыку…
Вывод: Композитор, художник, поэт, исполнитель создают каждый свой образ, выражая свое внутреннее состояние.
У. Мы говорили с вами сегодня о триединой связи, благодаря которой появляется музыка.
Д. Композитор – исполнитель – слушатель.
У. В какой роли мы еще не побывали?
Д. Исполнители.
У. Мы проводим с вами этот урок в прекрасное время года.
Д. Весна, недавно был праздник – 8-е Марта.
Слайд 13. (Праздник Весны.)
У.
Поздравляю всех я с весной!!!
Пусть Весна только чудится.
Поздравляю всех я с весной!!!
От весны пусть сердце волнуется!Пусть мир улыбнется сиянием солнца,
Пусть сбудутся теплые сны!
Желаю сердечно, пусть радует вечно
Прекрасный Восьмой день Весны!
Слайд 14. (“Я люблю тебя, мамочка!”)
Д.
Столько песен и стихов
Посвятили мамам!
Мне чужих не надо слов
Для любимой самой.Я для мамочки своей
Их искать не стану:
Все они – в душе моей,
Так люблю я маму.Ей не только в женский день
Дорого вниманье –
Но и каждый Божий день
Нужно пониманье.Нету женщины святей,
Чем родная мама.
Чтобы старость скрасить ей –
Я луну достану!
Исполнение песни Ю.Чичкова, сл. М.Пляцковского “Наши мамы самые красивые”.
У. Сегодня на уроке мы работали достаточно активно, продуктивно.
Теперь выскажем свои мнения о проведенном уроке, продолжая начатые фразы:
Лично мне…
Для меня стало открытием то, что…
Сегодня на уроке я усвоил…
Сегодня я доволен тем, что…
Неожиданным для меня стало…
Мне кажется, что…
Я сегодня побывал в роли…
Презентация. Слайд 15. (“Спасибо за внимание!”)
Литература:
- Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка – М.: Просвещение, 2010.
- Сергеева Г.П. Критская Е.Д. Уроки музыки – М.: Просвещение, 2007.
- Соколова О.И., Казьмин О.А. “В Ивановку я всегда стремился…”, Воронеж, 2003 г.
- Википедия. Свободная энциклопедия. – Электронный ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki/.
- Интернет ресурсы:
а) Российское образование. Федеральный портал. Электронный ресурс http://www.edu.ru.
б) “Шедевры музыки. Электронная энциклопедия”.
в) Yandex Картинки http://images.yandex.ru
http://fotki.yandex.ru.