Программой начального обучения по русскому языку для каждого класса предусмотрено обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется правилами. Прочное усвоение их написания достигается путем частого употребления в различных заданиях и упражнениях, по возможности связанных с изучаемой темой урока. Однако словарной работе в школе уделяют недостаточное внимание, часто она носит случайный, эпизодический характер. Учителя знают, как трудно дается младшим школьникам освоение этих слов. Одна из причин в том, что работа над непроверяемыми безударными гласными ведется на уроке изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы. Так, написание непроверяемых безударных гласных и правописания проверяемых гласных опирается на одно и то же умение: обнаруживать гласный в слабой позиции, т.е. в безударном положении. Только опираясь на обобщенное умение ставить орфографическую задачу, можно вести дальнейшую работу в зависимости от разновидности орфограммы. К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со "словарными словами" детям отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащимся же предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Столь же неэффективно механическое выписывание слов при работе над ошибками.
Работу по освоению таких слов рекомендуется строить в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу. Первым шагом в этой работе является введение нового слова.
1. Предъявление слова.
Для этого используются следующие способы: чтение загадки, отгадывание ее уч—ся; прослушивание аудиозаписи и определение предмета, о котором идет речь; рассматривание предметной картинки; описание признаков предмета или предъявление слова-синонима .
2. Уч-ся начинают работать над "слуховым образом
т.е. проводится звуковой анализ, выявляется безударный гласный и т.д. Для того, чтобы дальнейшая работа учащихся не сводилась к пассивной, следует поступать иначе. Уч-ся проговаривают слово хором, затем по одному орфоэпически без выделения слогов, определяют "трудное" место. Это очень важно, т.к. именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача.
3 Запись слова с "окошком".
Учащиеся определяют ударный и безударный слоги и записывают словарное слово в тетрадь. Главное условие состоит в том, чтобы при записи дети сами показали "трудное" место пропуском буквы, т.е. "окошком" - на этом месте ставится "сигнал опасности", например, точка: Б.РЕЗА. После проведения необходимой работы учащиеся самостоятельно вставляют нужную букву и записывают слово: БЕРЕЗА, предварительно проговорив его орфографически, т.е. так, как оно написано.
Но бывает, что после того как учащиеся записали слово с "окошком", они пытаются подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удается, необходима помощь учителя, которая заключается в обращении к "этимологической справке",если это целесообразно. Как пишетР.Львов,"иногда написание, считающееся традиционным и непроверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка", Обращение к истории слов может помочь детям в изучении орфографии отдельных слов. В помощь учителю адресован "Этимологический словарь" и предназначен для организации словарно - орфографической работы на уроках грамматики и орфографии в начальных классах.
5. Работа над "зрительным" образом слова
На этом этапе учащиеся могут обратиться к орфографическому словарику (или словарю в учебнике), что будет способствовать, во-первых, накоплению опыта работы со словарями; во-вторых, формированию умения не только ставить орфографическую задачу, но и решать ее самостоятельно.
Завершающий шаг - запись слова, организованная так, чтобы обеспечить запоминание орфографического облика, для этого используется на уроке наглядность (рисунки, схемы и т. д)
Усвоение написания "словарных" слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся. Виды лексика-орфографических упражнений на этапе закрепления, обобщения и систематизации знаний о словах с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями служат средствами обогащения, уточнения и активизации словарного запаса уч-ся, а также развивают культуру речи и воспитывают любовь к родному слову.
Наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений остаются диктанты:
- Зрительный диктант с предварительным разбором.
- Картинный диктант.
Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный) с заданием записать слова в столбики ,выписать только "словарные"слова, используя карточки-картинки или карточки-слова (с пропущенной гласной) , либо слова на слух.
1) Объясните, кого так называют: библиотекарь, телефонист, шофер.
2) Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из "Словаря":
САПОГИ, БОТИНКИ - ЭТО ОБУВЬ,
А ... - ЭТО ОДЕЖДА.
ЗАЯЦ, . . .- ЭТО ЗВЕРИ,
А . . . , - ЭТО ПТИЦЫ. МОРКОВЬ, . . . , . . .
- ЭТО ОВОЩИ.
3) Рассмотрите картинки и расскажите об этих птицах.
Составьте и напишите небольшой текст с любой птице.
4) Ответы на вопросы: Кто живет в лесу? Что дает нам корова? Куда идут рабочие? Какие овощи растут на огороде? Кто следит за чистотой в классе? и т.д.
5) Цепочка слов: учитель называет первое слово, уч-ся продолжают, каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего (береза, автобус, сахар, рисунок, корова и т.д.)
6) Составить по опорным словам рассказ: ЗИМА М.РОЗ, К.НЬКИ,КАТОК; УЧЕНИК, ПЕНАЛ, КАРАНДАШ, КЛАСС, ТЕТРАДЬ, ДЕЖУРНЫЙ.
7) Дописать предложения "словарными" словами? ВЕСЕЛО ЧИРИКАЕТ .... В КОНУРЕ ЖИВЕТ ... . ДЕТИ КАТАЮТСЯ НА ... .
Также при изучении написания "словарных" слов необходимо использовать игровые моменты:
“Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг погрызли мышки.
От слов начала откусили,
Из книжки в норку утащили. . .
На доске: ...БАКА ...ЛОКО . .
Можно предложить уч-ся и другие виды упражнений, способствующих осознанию значения трудных слов и правильности их использования в речевой практике:
Мы рассмотрели лишь некоторые из возможных упражнений при работе над "словарными" словами, которые помогут учителю заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.