Игровые приемы на уроках обучения грамоте и музыки. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


В последнее время говорится о необходимости развития индивидуальных способностей учащихся, создания благоприятных условий для всестороннего их развития, для воспитания творческой личности. Одним из условий создания комфортной ситуации на уроках в начальной школе является использование игрового материала.

В исследованиях Л.С. Выготского и других ученых, психологов, педагогов отмечается, что в условиях игровой деятельности у детей развиваются способности к воображению.

В игре дети учатся концентрировать свое внимание на игровых правилах и следить за их "выполнением. Играя, дети накапливают знания об окружающем мире, учатся самостоятельно принимать решения, проявляют оригинальность мысли и т.д. Вот несколько приемов, которые используются на уроках.

Например, на уроке чтения в первом классе при изучении алфавита нам помогает игра “Путешествие по Азбуке-реке”, где дети “плавают” от одного островка до другого, называя буквы. И таким образом заучивается алфавит. Дети очень любят словесные игры. Например, “Перевертыш”- занимательная умственная игра, где нужно слушать внимательно каждую строчку, чтобы потом сказать, что здесь перепутано. Нужно все обдумать, понять и объяснить, как должно быть все на самом деле.

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота,
Выскочила палка с бабкою в руке,
И давай дубастить коня на мужике.
Лошадь ела сало, а мужик-овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.

Для закрепления знаний роли звуков и букв используется игра “Буква заблудилась”. Учитель читает текст, дети слушают и находят ошибки в словах.

Жучка будку не доела; “Неохота. Надоело...”
На пожелтевшую траву роняет лев свою листву.
Забодал меня котел, на него я очень зол.
Репу сеют, жук сажают, а потом все поливают.
Новый сом растет в квартале, с каждым днем он все видней.
Зоя – зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои майка.
Весь мир прочитал сообщенье в газетах,
Что Белка и Стрелка летали в пакетах.

При звуко-буквенном анализе слов используется игра “Посели слово в звуковом домике” (подобрать к домику - схеме подходящее по количеству звуков слово).

Очень нравится детям игра-соревнование “Слоговые круги” (составить как можно больше слов из заданных слогов).

Кроме игр использую:

- словесное описание сказочных и литературных героев;

- инсценировка фрагментов сказки и рассказов.

- коллективное придумывание сказки.

- написание сочинения “Если бы животные умели говорить”.

Причем героев играют ученики, которые имеют слабую технику чтения. Это позволяет им проявить свою уверенность на уроке чтения, получить хорошую отметку как стимул.

Этот прием позволяет слабым ученикам проявить свое воображение, поднять свой авторитет среди одноклассников.

Для снятия напряжения на уроках музыки используются упражнения для релаксации или аутогенной тренировки. Перед каждым упражнением детям предлагается сесть по - удобней, расслабиться, закрыть глаза, “войти” в образ произносимого, представить описываемые картины текста. Звучит соответствующая музыка и текст.

Сотвори в себе солнце

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем.

Важно, чтобы учитель творчески подходил к решению задач и использовал в учебно-воспитательном процессе различные игровые приемы и творческие задания с учетом индивидуальных особенностей учащихся.