Внеклассное мероприятие по литературе на тему "Масленица". 5-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 5


Цели: рассказать учащимся о традициях празднования масленицы на Руси; прививать любовь к истории народного творчества; развивать кругозор учащихся.

Оформление: на доске плакат “Честная, широкая, веселая боярыня-масленица” и эпиграф “Два чувства дивно близки нам – в них обретает сердце пищу – любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам”. (А.С.Пушкин)

Оборудование: мифологический словарь и “Толковый словарь живого русского языка” В.И.Даля, магнитофон.

Ход мероприятия

1. Слово учителя.

По национальности мы русские. Что мы должны беречь и хранить для потомков, передать им, чтобы наша национальность не исчезла? Это язык, литература, искусство, культура, история, обычаи, традиции. Сегодня мы будем говорить о том, как на Руси отмечается праздник масленицы. Обратимся к словарям, что они нам расскажут.

2. Работа детей со словарями.

Необходимо найти значение слова “масленица” по мифологическому словарю и по “Толковому словарю живого русского языка” В.И.Даля.

Мифологический словарь: масленица – персонаж, воплощающий плодородие, а также зиму и смерть. Масленицей называли и соломенное чучело, наряженное в женское платье (тряпьё) с блином или сковородой.

“Толковый словарь живого русского языка” В.И.Даля: масляна, масленица, масляная неделя, сырная неделя, до Великого поста её чествуют весёлою, широкою, разгульною, честною. Весёлый и раздольный праздник продолжается целую неделю.

3. Рассказ учителя о празднике.

Итак, масленица – это праздник, который издревле отмечался на Руси. Масленицу празднуют 7 дней, и каждый день имеет своё название.

4. Выступление учащихся.

1-ый ученик.

Я – понедельник. Называют меня “встреча”, потому что масленицу встречаю.

2-ой ученик.

Я – вторник. Называют меня “заигрыш”, потому что игрища начинаю, ряженых вожу по домам.

3-ий ученик.

Я – среда. Называют меня “лакомкой”, потому что очень много едят сладостей.

4-ый ученик.

Я - четверг “широкий”, т к. самый веселый и ненасытный день.

5-ый ученик.

Я - пятница. Называют меня “ тещин вечерок”, потому что зятья ходят к тещам на блины.

6-ой ученик.

Я – суббота. Меня называют “посиделками”, т.к. все родные в гости друг к другу ходят, долго сидят, много едят и разговаривают.

7-ой ученик.

Я - воскресенье - “прощеный день”, т.к. все друг у друга прощения просят да приговаривают: “Да не зайдет солнце во гневе вашем”.

5. Выступление учениц.

Так приезжай, масленица, на горках покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться, без блинов не масленица!

Исполнение песни:

Как на масляной неделе из трубы блины летели.
Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!
Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!
Наша старшая сестрица печь блины да мастерица.
Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!
Гости грянули на дворы, и мои блины готовы.
Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!

6. Рассказ учителя.

На масленицу народ следил за погодой и составлял приметы:

- ненастье в воскресенье перед масляной – к урожаю грибов;

- какой день масляны красный, в такой сей пшеницу;

- если на масленицу идет снег, будет урожай гречихи.

Также про масленицу есть пословицы, поговорки.

7. Выступление учеников: дети читают приготовленные заранее поговорки, пословицы про масленицу и объясняют их смысл.

Масленица – объедуха, деньгам приберуха.

Хоть с себя что заложить, а масленицу проводить.

Не житьё, а масленица.

Не всё коту масленица, будет и Великий пост.

Блин – добро, когда не один.

Блины брюха не портят.

8. Слово учителя.

Однако самым главным событием, которое справляли по всей Руси, было посещение тещи зятем. Про это есть поговорки:

Придёт зять, где сметанки взять.

У тёщи зять – первый гость, а принят в дом – первый разбойник.

У тёщи про зятя и ступа стоит.

Зять на двор – блины на стол.

9. Инсценирование детьми русской народной песни “Было у тещи семеро зятьёв”.

10. Рассказ учителя.

Заканчивается масленица Прощеным Воскресеньем. В этот день устраивали проводы масленицы. Почему же воскресенье называется прощёным? Прощались со старым прожитым годом, со старыми обидами, чтобы не отягощали и не омрачали они новую жизнь. Прощались с мертвыми, поэтому в этот день обязательно ходили на кладбище. Единство живых и умерших подчеркивается важностью родительской субботы, которая бывает перед масленицей и называется Вселенской. Слова “прощать” и “простить” многозначные. Найдите по словарю их значения.

11. Работа детей по словарям, ответы с примерами разных значений данных слов.

12. Рассказ учителя.

Изо всей масленицы Прощеное Воскресенье – самый праздничный день. Если среди недели родственники ходили в гости друг к другу, то на прощёный день праздник выходил на улицу. Делали так: сколачивали “поезд” из нескольких саней, вместо лошадей запрягали разукрашенных людей, на сани укрепляли чучело масленицы. Такой “поезд” ехал по улицам, его окружали нарядные люди, они надевали самые лучшие одежды, шли рядом, пели и плясали. Затем выходили на площадь, где устраивались разные состязания, проходили кулачные бои, а к вечеру сжигали чучело масленицы. В этот день устраивали проводы масленицы. Прощай, масленица!

Прощай, Масленица,
Прощай, красная!
Наступает Великий Пост,
Дадут нам редьки хвост.
А мы редьку не берём,
Кота за уши дерём.

Сытую, веселую масленицу сменяет строгий Великий пост, который длится 7 недель до Пасхи. Во время поста не вкушают скоромного (мясные, молочные блюда, а также то, что приготовлено из яиц), поэтому в последнее воскресенье перед праздником едят мясные блюда, а на масленицу вволю – блины, главное кушанье. В последний день наступает заговенье. Что это такое? Снова работаем со словарями.

13. Работа детей со словарями: найти значение слова “заговенье”.

Заговенье: последний день накануне поста, когда можно употреблять скоромную пищу.

Заговеться: начинать поститься, прекращать скоромную пищу на время поста, вообще отказываться от каких-либо обычных удовольствий до срока, на срок.

14. Слово учителя.

Итак, с шести часов вечера все заговляются. В понедельник полоскали люди рот водой, чтобы не осталось чего от масленицы. Этот понедельник называли “чистый понедельник”.

Празднование масленицы нашло отражение в произведениях живописи и литературы.

15. Просмотр картин “Взятие снежного городка” В.Сурикова и “Масленица” Б.Кустодиева.

16. Подготовленное выразительное чтение ученицей отрывка про масленицу из произведения И.Шмелева “Лето господне”.

17. Заключительное слово учителя.

Вот так праздновали масленицу по всей Руси. Данное событие остаётся значимым и в наши дни. До сих пор ежегодно везде отмечается этот праздник, соблюдаются обычаи, хранятся традиции. Вечером в воскресенье, последний день масленицы, после того, как сжигали чучело, все просили прощение у родных, близких и знакомых, говорили: “Прости меня, пожалуй, буде в чем виноват перед тобой”. Слова закреплялись поцелуем и низким поклоном. Перед сном дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощение.

Я хочу предложить вам в качестве итога нашего мероприятия тему для домашнего сочинения – размышления “У кого я хочу попросить прощения?”.

Подумайте и напишите его к следующему уроку литературы.

18. Д/з: написать сочинение.