Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему дошкольного воспитания. В настоящее время мы наблюдаем тенденцию к увеличению количества детей дошкольного возраста с различными нарушениями речи.
В нашем детском саду функционирует подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). Это дети с общим недоразвитием речи (ОНР) и задержкой психического развития (ЗПР) различной структуры и степени тяжести. Группа комплектуется в соответствии с рекомендациями специалистов территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (тПМПК).
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи [3].
У детей с задержкой психического развития особенно выражена низкая речевая активность, недостаточно сформирована фонетико-фонематическая сторона речи. Для этой категории детей характерны затруднения в логико-грамматическом составе речи, словарный запас ограничен [2].
Несформированность лексико-грамматической стороны речи является общим компонентом в структуре речевого нарушения этих детей. Поэтому очень важно использовать эту особенность в качестве объединяющего начала в организации системы коррекционной работы с детьми.
Устранение выше перечисленных проявлений в нарушении речевого развития требует продолжительного времени: 2–3 года воспитания и обучения в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). Об этом говорят авторы специализированных программ Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. (Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи [4].)
В нашу подготовительную к школе группу приходят дети подготовительного к школе возраста на один учебный год. Как правило, ранее они не получали логопедическую помощь в условиях группы компенсирующей направленности. Приходят и неорганизованные дети, ранее не посещавшие дошкольное образовательное учреждение.
В связи с этим, также, особенно необходим комплексный подход, который предусматривает сотрудничество педагогов и родителей.
В нашем дошкольном учреждении мы продолжаем работу по усовершенствованию рабочей программы подготовки к школе детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях подготовительной группы компенсирующей направленности. Программа рассчитана на один учебный год.
Цель программы:
Подготовка к школе детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях подготовительной группы компенсирующей направленности.
Задачи программы:
- Сформировать подгруппы детей подготовительного к школе возраста в соответствии с рекомендациями территориальной ПМПК для занятий в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
- Сформировать стойкий интерес к логопедическим занятиям у детей и их родителей.
- Провести коррекционно-развивающую работу по преодолению нарушений фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон устной речи старших дошкольников в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
- Оказать консультативную помощь родителям и педагогам по вопросам подготовки к школе детей с нарушениями речи.
- Продолжить систематизацию опыта логопедической работы по подготовке к школе детей с нарушениями речи.
Связующим звеном преемственности в работе педагогов ДОУ и родителей является планирование лексико-тематических циклов в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Что соответствует федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [1].
Важной составляющей частью программы является Картотека рекомендаций
учителя-логопеда. Картотека реализуется в виде:
– тетради взаимосвязи работы учителя-логопеда и воспитателей подготовительной к
школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (Приложение
2);
– информационной странички ДОУ для родителей, чьи дети посещают группу
компенсирующей направленности;
– лексической странички для индивидуальной тетради воспитанника подготовительной
группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Традиционно, в первые две недели сентября и две последние недели мая в каждом учебном году педагоги проводят диагностику уровня развития детей. Календарно-тематическое планирование лексико-тематических циклов в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (далее: “Календарно-тематическое планирование”) охватывает, таким образом, учебные недели со второй половины сентября по первую половину мая включительно.
Опора на непосредственный опыт и предметно-практическую деятельность детей позволяет обеспечить комплексный характер обучения [3]. Поэтому в своей работе мы учитываем прежде всего естественное знакомство дошкольников с окружающим миром в связи со сменой времён года в течение учебного времени. Таким образом, на сентябрь и октябрь запланированы следующие темы: Осень: наблюдения в природе (деревья, кустарники). Овощи: осень в огороде. Фрукты: осень в саду. Грибы: съедобные и несъедобные. Ягоды: домашние заготовки. Злаки: осень в поле (хлеб и каша на столе).
“Календарно-тематическое планирование” (Приложение 1)
даёт возможность организовать эффективное сотрудничество педагогов и родителей
по преодолению ОНР в непосредственной образовательной деятельности и в домашних
условиях. Например, это может быть:
– подготовка и участие в празднике “Осень к нам пришла, дары принесла”;
– наблюдение, беседы и практическое участие детей в уборке урожая дома и в
детском саду;
– подготовленный педагогами ДОУ кукольный спектакль “Как Маша грибы собирала”;
– экскурсия детей подготовительного к школе возраста в хлебопекарню.
На ноябрь и декабрь запланированы темы: Перелётные птицы. Зимующие птицы. Дикие животные, их детёныши. Домашние животные и птицы. Дом и его части. Из чего строят дома. Зима: наблюдения в природе. Зимние месяцы. Зима: зимняя сказка. Зимние забавы. Зимняя одежда и обувь. Новый Год.
Лексико-грамматическая сторона речи в соответствии с этими темами развивается в процессе наблюдения за изменениями в природе, за тем, как готовятся к наступлению продолжительных зимних холодов животные, птицы и человек. Традиционно, в период подготовки к праздничным новогодним утренникам родители и педагоги много времени уделяют разучиванию новых песен и стихов.
Заметно повышается речевая активность детей, когда учитель-логопед и воспитатели группы записывают устный рассказ каждого ребёнка. Поэтому эффективным приёмом логокоррекционной работы является составление коллективного письма Деду Морозу.
Лексико-грамматические темы с января по май: Зоопарк: дикие животные и птицы холодных стран. Зоопарк: дикие животные и птицы и жарких стран. Человек: наше тело и здоровье. Мебель. Посуда. Защитники Отечества. Календарь: дни недели, двенадцать месяцев. Части суток. Семья: международный женский день. Весна: наблюдения в природе. Весенние месяцы. Наш город: адрес, городские учреждения. Профессии. Инструменты. Космос. Транспорт. Правила дорожного движения. ШКОЛА: школьные принадлежности. День Победы. Труд человека весной.
Тема “Человек: наше тело и здоровье” предполагает проведение музыкально-логопедического досуга: “Говорун – шоу “Какие бывают языки”. С темами “Защитники Отечества”, “Семья” уже традиционно воспитанники знакомятся в период проведения совместных с родителями праздничных мероприятий: спортивных соревнований, чаепития, утренников. Продолжается работа по составление детьми рассказов-описаний “Мой папа” и “Моя мама”, красиво оформленных в праздничных поздравлениях.
Тема “Наш город” – это экскурсии детей подготовительного к школе возраста в библиотеку, в Музей геологии нефти и газа. Темы “Транспорт” и “Правила дорожного движения” наиболее актуальны в период наступления весеннего устойчивого тепла. В дошкольном учреждении в этот период проходят открытые занятия с приглашением работников инспекции по безопасности дорожного движения. А тема “ШКОЛА: школьные принадлежности” отвечает интересам будущих первоклассников и их родителей и предполагает экскурсию в школу.
Тема “9-е мая – День Победы” – это традиционное поздравление для ветеранов Великой Отечественной войны, экскурсия к Вечному Огню.
Таким образом, “Календарно-тематическое планирование” позволяет запланировать и успешно организовать работу педагогов и родителей в преодолении ОНР. Ведь непосредственное участие дошкольников в правильно организованном наблюдении за природными явлениями, в экскурсиях, утренниках, в музыкально-логопедических досугах так же как и специально организованные игры по развитию лексико-грамматической стороны речи способствуют развитию речевой активности, обогащению и активизации словарного запаса, формированию навыков словообразования и словоизменения, развитию связной речи.
Таким образом, педагоги нашего детского сада активно включились в инновационные процессы, определённые стратегией модернизации образования до 2020 года.
Практическая значимость нашего опыта работы представлена в авторском методическом пособии “Сотрудничество педагогов и родителей в преодолении ОНР у дошкольников через картотеку”. По итогам городского конкурса “Логопедические находки”, состоявшегося в марте 2013-го года, данное пособие отмечено дипломом I степени.
Успешность работы по реализации программы подготовки к школе детей с тяжёлыми нарушениями речи подтверждается следующими результатами:
В 2011–2012 учебном году в условиях подготовительной группы компенсирующей направленности получили логопедическую помощь: 15 детей подготовительного к школе возраста. Из них выпущено с чистой речью и значительным улучшением: 13 (86,7%).
В 2012–2013 учебном году в условиях подготовительной группы компенсирующей направленности получили логопедическую помощь: 16 детей подготовительного к школе возраста. Из них выпущено с чистой речью и значительным улучшением: 13(81%).
Введение федеральных государственных требований к общеобразовательным программам дошкольного образования (ФГТ) [1] внесло достаточно серьёзные изменения в содержание логопедической работы. Однако, инновационные процессы не противоречат сохранению традиций логопедической работы по подготовке к школе детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Литература
- Министерство образования науки Российской Федерации, Приказ от 23 ноября 2009 г. № 655 “Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования”.
- Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст]/Т.Б. Епифанцева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 576 с.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. [Текст]/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина. – М.: Просвещение, 2010. – 272 с.