КВН по математике "Удивительный мир чисел"

Разделы: Внеклассная работа


Цели внеклассного мероприятия:

  • Образовательные: привлечение внимания детей к изучению математики, содействие развитию математических способностей
  • Развивающие: содействовать развитию у школьников умений использовать исследовательский метод познания; развивать математическую речь учащихся, мышление; развивать мыслительные операции речи, творческие способности обучающихся;
  • Воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи в процессе коллективного творчества учащихся, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, создать положительный эмоциональный настрой и интерес к предмету математики.

Средства обучения: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки с заданиями для учащихся.

Ход игры

1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас состоится КВН, посвященный математике – царице всех наук.

Приглашаем всех мальчишек и девчонок отправиться в веселую страну.

Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку.

2. Представление команд. Представление жюри и ведущего ученика.

Приветствия команд:

1. Команда “Пятерочки”.

Наш девиз:

Чтоб врачом, моряком или летчиком стать,
Надо твердо на “5” математику знать!

2. Команда: “Умники”.

Девиз:

“Если к улыбке прибавить знания,
Приплюсовать к ним смекалку и смех,
Любую команду ждет победа,
Радость познанья и успех!

Учитель: Ребята, как вы думаете, зачем нужно знать математику? Где мы используем математику? (Выслушиваются ответы учащихся.) Да, невозможно перечислить все сферы применения математики, потому что это великая наука сопровождает нас повсюду. Слово “математика” произошло от древнегреческих слов “математикэ”и “матема” – “познание, наука”.Человек, знающий математику, может работать в любой области. “Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит” (М.В. Ломоносов).

3. “Кто самый зоркий?” (Слайд 3)

Чтобы определить тему наших состязаний, я хочу, чтобы вы разгадали высказывание древнегреческого математика и философа.

Д е Е М и р К Е
У п П И М Я р А
П О С Т Р О Е Н
а В Н З Р А З Н
И Н Е Ч н а Ч О
е Р С И Л Е А ф
К д у к А Т Ь Т
с у Т ч и с е л.

(“Мир построен на силе чисел”.) Значит, о чем будет наш КВН?

4. Конкурс № 1. “Кто сказал?” Когда вы решите выражения и расположите ответы в порядке возрастания с соответствующей буквой, вы получите прозвище учёного, который утверждал, что “числа правят миром”. Свой ответ капитаны вывешивают на доску. (Слайд 5)

Буквенный код задания Задания Ответы
Г 60×3–5×8 = 140
А 81:9×10+14 = 104
О 400:100×(17+23) = 160
П (700:10-16):6 = 9
И 94–40×20:100 = 86
Ф 10×(45+27):8+1 = 91
Р 60×7–35:7 = 415

5. Учитель.

Пифагор – это великий древнегреческий философ, математик, который жил в VI(шестом) веке до нашей эры. О жизни Пифагора известно мало. Кое-какая информация всё же просочилась в века, но теперь уже, к сожалению, трудно сказать, сколько в ней процентов истинного, а сколько ложного... Пифагор – это не имя, а прозвище, которое философ получил за то, что всегда говорил верно и убедительно. (Пифагор – “убеждающий речью”.) По сохранившимся преданиям, он много путешествовал: жил в Египте, Вавилоне, побывал даже в далёкой Индии. Потом он поселился на юге нынешней Италии и основал общество философов – союз учёных – пифагорейцев, которые много занимались наукой, особенно математикой. Слово “философ”, как и слово “космос” достались нам от Пифагора. Им была создана таблица умножения, он впервые разделил числа на чётные и нечётные. В 1478 в Италии году вышла первая печатная книга “Арифметика”, где были не только правила решения задач, но и различные простые и сложные задачи. Знаменитая теорема Пифагора, которая гласит, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, в шуточной форме укладывается в одну фразу: “Пифагоровы штаны на все стороны равны”. Пифагор стоял у истоков нумерологии (одна из наиболее древних наук о числах), считая, что весь мир подчинен законам чисел. Мир чисел жил для пифагорейцев особой жизнью. Каждое число имело своё значение. Давайте и мы отправимся в эту удивительную страну. (Слайд 7, 8)

Конкурс № 2. “Символ бесконечности”.

Цифрой ноль обозначается “ничто”. Вы спросите, а кто первым догадался обозначать цифрой “ничто”. Ответ на этот вопрос мы никогда не узнаем. Можем только утверждать, что таких гениев было несколько. Кто-то придумал знак для нуля в Древнем Вавилоне. Кто-то из индейцев майя – в Америке. Кто-то – в Китае. И кто-то из мудрецов Индостана обозначил пустое место тем самым кружком, которым весь мир пользуется до сих пор. Ноль-число сам по себе весьма примечателен. Это символ абсолюта, бесконечности, начало всех вещей. (Слайд№9)

Вопросы командам:

1. Чему равно произведение всех цифр? (0)
2. Какое число делится на все числа без остатка? (0)
3. Назовите числа, разность которых равна их сумме. (0+0=0-0)
4. Какая цифра в переводе с латинского языка означает “ничего”? (0.)

5. Объясните следующие формулы:
а + 0 = а
а – 0 = а
а∙0 = о
а:о

6. Ведущий. А теперь отгадайте загадку.

Хоть у нее одна нога
Она стройна, горда, строга.
Ни журавль то, ни синица.
А всего лишь... (Единица).

Ведущий. Пифагор и его единомышленники ставили единицу выше всех других чисел, считая, что именно она начало всех начал, что именно от неё пошёл весь мир. Люди рождения числа 1 активны, склонны к нововведениям, сильные, ведущие личности с хорошими организаторскими способностями. У А.С. Пушкина, известного русского поэта, есть такие строки “Мы почитаем всех 0 , а единицами – себя” (Из романа в стихах “Евгений Онегин” (1823–1831) А. С. Пушкина (1799–1837), гл. 2, строфа 14).

Конкурс№ 3. “Дни рождения”. Узнайте дни рождения членов вашей команды.Вы должны построиться по возрастанию чисел. Побеждает команда, которая быстрее построится.

7. Ведущий. “Подскажи словечко!” Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно … (две, а не три). Как утверждали древние греки, число2 – символ любви и равновесия. Число 2 – это мягкость и тактичность, стремление сгладить все острые углы. Люди числа 2 по натуре мягки, добры, впечатлительны. Артистичны и романтичны. Говорят, что из всех людей только Пифагор слышал музыку сфер, он тот, кто осознал, что небесные тела исполняют космический гимн по мере их движения по небу. В обычной жизни даже танцы связаны с математикой. Действительно, как можно представить себе музыку или танец без счета. У каждого танца свой счет. У вальса 3/4 (раз: раз, два, три}2 раза; у польки и фокстрота 2/4 раза (раз, два); у танго – 4/4.

Конкурс № 4. “Музыка и математика”. (Слайд10, 11)

1. Какими двумя нотами измеряется морской путь? (Ми, ля.)
2. Какие ноты при соединении обозначают только часть чего-либо? (До, ля.)
3. Какой музыкальный инструмент состоит из меры площади и музыкальной ноты?
(Ответ: Ар-фа)
4. В названии каких песен есть числа? (“Жили у бабуси два веселых гуся”, “Четыре таракана и сверчок”, “Дважды два четыре” ит.д.)

Физкультминутка под музыку “Солнышко лучистое”.

8. В далёкие времена люди с большим трудом научились считать до двух и только через много лет начали продвигаться в счёте. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное. Считали так “один, два, много”. Поэтому число 3 обозначает “всё”. У древних греков это число считалось счастливым, а в Древнем Вавилоне поклонялись трём главным божествам: Солнцу, Луне и Венере.

Ведущий: Число три стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Три богатыря земли русской, трехглавый дракон, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. А где оно? Оказывается, рядом, потому что 3 х 9 = 27, 27 дней – это как раз лунный месяц – время обращения Луны вокруг Земли. Идем дальше: 3 х 10 = 30, а это период между двумя новолуниями. Вот вам и указание на то, где находится “Тридевятое царство, Тридесятое государство” – на расстоянии, равном месяцу пути. Вот такой пример сказочной математики.

Конкурс № 5. “Как их зовут?”. (Слайд 12) Назовите имена:

а) Трех поросят из сказки “Три поросёнка”. (Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф.)
б) Трех толстяков из сказки Ю. Олеши “Три толстяка”. (Без имен.)
в) Трех мушкетёров из романа А. Дюма “Три мушкетера”. (Атос, Портос, Арамис.)
г) Трех былинных героев на картине художника Васнецова “Три богатыря”. (Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.)
д) Трех медведей из сказки Льва Толстого “Три медведя”. (Анастасия Петровна, Михаил Потапыч, Мишутка.)

9. Четвёрку в древности считали символом устойчивости и прочности. Ведь она представлена квадратом, четыре стороны которого означают четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии – Огонь, Землю, Воздух, Воду. Люди с числом 4 надёжны, устойчивы и окружены друзьями. Лучший совет людям с числом 4 – всё время продолжать заниматься и изучать что-либо новое.

Конкурс № 6. “Ребусы”. (Слайд 13, 14) Условия конкурса: каждой команде на листках даются по 4 ребуса. Нужно за 1 минуту разгадать все ребусы и записать отгадки.

за1ка
1ум
По2вал
Р1а О5
ПРО 100 Р
Ф1а

Задания для болельщиков: разгадать ребусы:
Ш1а
1бор
ла100чка

10. Числу 5 Пифагор отводил особое место, считая его самым счастливым из всех чисел. С этим утверждением великого математика древности, наверное, согласятся все современные школьники. Ведь пятерка желанная оценка для каждого из них. Древние считали число 5 символом риска, приписывали ему непредсказуемость, энергичность и независимость.

Конкурс № 7. “Числа в пословицах и поговорках”. (Слайд 15)

Написать вместо точек числа.

1…(одно) дерево срубишь – ….(десять) посади

2. Знать, как свои ….(пять) пальцев. (крылатое выражение)

3…(Один) – тайна, …… (два) – полтайны,…. (три) – нет тайны.

4.…. (Один) с сошкой, а….. (семеро) с ложкой.

5. …. (Двое) пашут, а ….(семеро) руками машут

11. Ведущий. Обратимся опять к Пифагору. Оказывается, он считал число 6 удивительным числом, так как оно обладает замечательным свойством: получается в результате сложения и перемножения всех чисел, на которые делится. 6 делится на 1, 2, 3. И если сложить или перемножить эти числа, то вновь получится 6: 1+2+3=6 1*2*3=6. Таким свойством не обладает ни одно другое число.

Конкурс № 8. “Математическая газета”.

Команды предъявляют свои газеты, показывают сопернику, защищают, рассказывают о ней.

12. Ведущий. Большим почётом в древности было окружено число 7. Когда-то 7 была предельным числом, что подтверждают пословицы “Лук от семи недуг”, “Семеро одного не ждут”, где семь употребляется в значении “все”. По утверждению Пифагора число 7 – это сумма тройки и четвёрки. Три человека – отец, мать, ребёнок составляют основу жизни; а четыре – это число стран света и направлений ветра. Люди, родившиеся под знаком 7 очень независимы и имеют ярко выраженную оригинальность.

Конкурс № 9. “Анаграммы”. (Слайд 16)

М А Е И К М Т Т А А (математика) С О Р С Ь О К Т (скорость)ЕНИРАССТО(расстояние), ЗКОРЕОТ (отрезок), К Д А А Р Т В (квадрат).

13. Число 8. Неужели и о нём можно что-то порассказать? Конечно. Древние считали воплощением надёжности, доведённой до совершенства. Разделённое пополам, оно имеет равные части 4 и 4. В астрологии число 8 символизирует планету Сатурн, которая также называется планетой Судьбой. Как число дня рождения 8 – это бизнес, предприимчивость, неустрашимость во всех сферах жизни, особенно в коммерции и индустрии.

“А вы об этом читали?” Интересные факты от болельщиков. За каждое сообщение (или ответ на него) дается 1б, которого можно подарить любой команде. (Слайд 17)

1.“Магические числа”.

В египетской пирамиде на гробнице начертано число. Что это за число? (2520 – оно делится на все натуральные числа от 1 до 10.)

2. “Делу время, а потехе час”. Кто автор этого крылатого выражения? (Собственноручная приписка царя Алексея Михайловича (1629–1676) к сборнику правил соколиной охоты, излюбленной потехи того времени.)

14. Ведущий. Самое большое однозначное число – 9. У древних греков за этим числом установилась добрая слава. Так, жюри на Олимпийских играх состояло из 9 судей. Оно было олицетворением полноты и достатка. Как число дня рождения 9 символизирует сильную личность с потенциальным интеллектом, способную к высокому развитию.

Учитель. Карл Гаусс (1777–1855)– немецкий математик. Его многочисленные исследования в области математики оказали серьезное влияние на развитие других наук. Он сказал: “Математика – царица наук, а арифметика – царица математики”

Конкурс № 10. “Составь слово”. Кто быстрее и больше всех составит слов из слова “Арифметика” (рифма, метка, фетр, тик, кит, миф, ритм, фирма, ферма, ар, рама, тема, фри, рак, карма, арфа, фрак, Африка, катер, ритмика, Рита, Рим, карета, метр, река, тиф, ракета – 27 слов). (Слайд 18)

15. Число 10(1+2+3+4) выступало символом гармонии и полноты. Десяток стал основой десятичной системы счета, которую используют во всем мире.

Концертные номера или фокусы с числами от болельщиков.

16. Рефлексия. Диагностика эмоционального отношения к игре проводится во время подведения итогов. На стене в разных местах висят числа5, 4, 3. Итак, ребята, если вам понравилось мероприятие, у вас отличное настроение, для себя вы узнали много нового– подходим к числу 5, если настроение хорошее, но вы не все поняли – к числу 4, настроение у вас нормальное, но вам не очень понравилась игра – подходим к числу 3.

Жюри объявляет результаты и награждает победителей грамотами.

17. Заключение.

Дорогие ребята! Мы узнали много нового о происхождении чисел, об их использовании в жизни человека. Но числа сами по себе не могут быть ни угрозой, ни защитой: все это придумали сами же люди. К числам надо относиться спокойно, с уважением, без страха, изучать, использовать их при необходимости. А сегодня вы доказали, что любите математику и хорошо её знаете. У вас замечательная память, вы логично рассуждаете. Наш математический КВН, конечно, хочется закончить мудрыми словами великого математика Пифагора: “Измеряй свои желания, взвешивай свои мысли, исчисляй свои слова”.