Творческий проект и его этапы

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии


Цели: ознакомить учащихся с творческим проектом, и, как результат, выполнить мини-проект “Новогодняя открытка”.

Задачи урока.

I. Предметные (образовательные):

  1. Способствовать формированию навыков по составлению содержания, оформлению и выполнению проекта, определиться с выбором оформления открытки.
  2. Способствовать осознанию основного технологического процесса по написанию творческого проекта.
  3. Способствовать запоминанию терминологии, связанной с составлением творческого проекта.
  4. Способствовать осознанию основного технологического процесса по изготовлению проектного изделия – новогодней открытки

II. Личностные (развивающие):

  1. Способствовать развитию речи учащихся при формулировке темы урока, повторении пройденного материала.
  2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать, ставить и разрешать проблемы).
  3. Способность самооценке своих интеллектуальных возможностей в процессе изготовления новогодней открытки.
  4. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, света, формы).
  5. Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений).
  6. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
  7. Способствовать овладению всеми видами памяти учащихся.
  8. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся

III. Метапредметные (воспитательные):

  1. Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических качеств личности.
  2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
  3. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
  4. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой.
  5. Формировать практические действия, направленные на сохранения и укрепления своего здоровья.

Методическое оснащение урока.

Материально-техническая база:

  • кабинет технологии;
  • компьютер, проектор, экран, презентации;
  • инструменты, приспособления: ножницы, линейка, карандаш, ластик, точилка;
  • шаблоны: елочка, снеговик, снежинка, снегурочка, Дед Мороз.
  • материалы: цветные лоскутки, картон и бумага; мелкая фурнитура: кружево, атласные узкие ленточки, бисер, бусины; клей;

Дидактическое обеспечение:

  • учебник: “Технология. 5 класс”;
  • дополнительная литература (журналы с новогодними темами и поделками);
  • презентация “История новогоднего праздника”;
  • учебно-техническая документация (УТД):
    • технологические карты – 1 уровня (ТК):
    • инструкционные карты – 1 уровня (ИК):
  • образцы объектов труда
  • карточки самоконтроля, взаимоконтроля;
  • творческие проекты учениц;

Формы организации учебной деятельности:

Тип урока: комбинированный, урок усвоения новых знаний и применение знаний на практике.

Вид урока: урок-практикум.

Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, самостоятельная практическая работа.

Словарная работа на уроке: творческий проект, этапы творческого проекта, поисково-исследовательская часть, технологическая часть, оценочная часть, защита проекта.

Приложение (Технологическая карта)

Ход урока
(пояснения к технологической карте урока)

I. Организационный момент.

Вы, ребята, слышали звонок -
Начинается урок,
Чтобы было интересней –
Нужно потрудиться вместе.

Проверка готовности к уроку, работа с журналом.

II. Проверка выполнения домашнего задания.

Найти открытки новогодние открытки. По интернету найти материал об истории Нового года и подготовить выступление на 2 мин.

III. Актуализация знаний.

Нас окружает очень много предметов. (Перечислить и показать). Что их объединяет (все они изготовлены руками человека)? Что подтолкнуло мастера смастерить изделие (потребность)? Можно ли сформулировать потребность? (Да). Что необходимо для изготовления любого изделия? (Материал, инструменты, оборудование). Не зная, как выглядит изделие, можно ли его смастерить? (Нет). Что сначала надо сделать? (Эскиз, рисунки, чертежи.)

Человек живет, постоянно сталкивается с простыми и сложными задачами. Он задумывается: “Как решить ту или иную проблему? Как построить, сшить, сконструировать? Как создать? Человек рассматривает родившийся в его голове варианты решения, ищет нужную информацию, советуется с опытными людьми. В итоге отбирает лучшую идею и переходит к обдумыванию, как осуществить конкретные операции.

Формулировка темы урока:

Выделенные слова повесить на доску. Все слова вместе – это проект изделия. Сформулируйте тему урока. (Что такое творческий проект?)

У нашего урока может быть цель? (Познакомиться с этапами творческого проекта на примере изготовления новогодней открытки).

IV. Теоретическая часть урока. Проблемное изложения нового знания.

Творческий проект – это пакет документов и само готовое изделие. Пакет документов включает: пояснительную записку, технологические карты, чертежи, рисунки, эскизы, выкройки, шаблоны. В пояснительной записке формулируем проблему, идеи и их анализ, историческую справку о выбранном изделии, план работы, звезда обдумывания, список используемой литературы или сайты интернет-ресурсов.

Цель любого проекта – создание нового, эффективного, конкурентноспособного и экологического изделия или продукта, отвечающего потребностям человека.

Этапы выполнения проекта:

Поисковый (эвристический, идейный) этап включает в себя:

1. Определить проблему. Проблема - это самый первый шаг в процессе выполнения творческого проекта. Обоснование возникшей проблемы.

2. Выбрать тему проекта, обосновать необходимость изготовления проектного изделия.

3. Сформулировать цель. Для достижения поставленной цели решить задачи.

4. Определить требования к проектируемому изделию.

5. Придумать несколько вариантов изделия и выбрать лучший из них.

Технологический этап включает в себя:

1. Придумать конструкцию изделия.

2. Разработать последовательность изготовления.

3. Предварительный расчет материальных затрат.

4. Подобрать и приобрести необходимые материалы и инструменты.

5. Организовать свое рабочее место.

6. Изготовить изделие, соблюдая правила безопасной работы.

Последний этап - заключительный (оценочный или испытательный) включает в себя:

1. Испытание изделия.

2. Анализ, что получилось, а что нет.

3. Оценка и подготовка к защите проекта.

На заключительном этапе создания проекта проводится испытание и контроль готового изделия, определение материальных затрат на его изготовление, оценка проекта и изделия.

Чтобы определить затраты на материалы, нужно знать, сколько и какие материалы понадобятся на изготовление изделия, знать цену на эти материалы и на основе этого вычислить денежные затраты.

К защите проекта должны быть представлены сам проект и готовое изделие.

На этом этапе необходимо раскрыть достоинства и недостатки выполненного проекта, ответить на все связанные с ним вопросы. При подготовке проекта необходимо использовать компьютер: для поиска справочного материала, для набора текста, выполнения эскизов, шаблонов и чертежей, проведение расчетов.

VI. Физкультминутка. Пение хором песни “Маленькой елочке” с движением рук и ног под музыку.

V. Первичное закрепление знаний учащихся.

Изготовление проектного изделия предшествует большая работа: обдумывание идей, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, разработка технологического процесса. Варианты проекта могут быть самыми различными. Проект может быть выполнен самостоятельно индивидуально или совместно несколькими учащимися.

VII. Практическая работа с материалами с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону и проверкой учителем “Выполнение мини-проекта “Новогодняя открытка”.

План выполнения творческого проекта:

1. Обосновать возникшую проблему и потребность.

2. Выбрать модель. Описать ее внешний вид.

3. Выбрать ткань.

4. Определить необходимые инструменты, приспособления и оборудование.

5. Выполнить конструирование и моделирование изделия.

6. Выполнить раскрой изделия.

7. Составить технологическую последовательность изготовления изделия изготовить его.

8. Защита проекта (2 -3 ученицы защищают свой проект “Новогодняя открытка”).

9. Оценить проделанную работу (ученица сама, ученицы, учитель).

VI. Итог урока.

1. Ответить на вопросы:

- Что нового узнали на уроке?

- Что такое творческий проект?

- Назовите этапы творческого проекта.

VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.

Набрать творческий проект в программе Word и оформить в папку.

Для учителя справочный материал.

Метод проектов (от греч. – путь исследования) – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – ПРОЕКТОВ. Этот метод вошёл в историю как "метод проблем".Американский педагог У.Х.Килпатрик писал: "Метод проектов – метод планирования целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке". Он же отмечает его положительные стороны, которые заключаются в длительном, а не мимолётном соприкосновении ученика с объектом деятельности, и недостатки, когда у ребёнка невозможно пробудить достаточно сильные целеустремления.

Известна целая школа ведущих русских педагогов (таких, как С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, М.В.Крупенин) и другие, которые отмечали положительные стороны метода проектов. Это – развитие инициативы школьников, навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. Проект учит их настойчивости в достижении цели, приучает к самостоятельности.

В 20-е и в начале 30-х годов метод проектного обучения широко использовался в школах России. Но он не давал возможности овладеть системой знаний в рамках конкретных учебных курсов, и был изъят из школы. Сейчас в российском школьном образовании метод проектов возрождается.

Учебный творческий проект по технологии - это самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до ее воплощения, выполненное при консультационном участии учителя.