Базовый учебник: Т.М. Андрианова “Букварь”.
Цель: выявление особенностей звуков [л],[л’], обозначение их буквами, формирование умения писать строчную букву “л”.
Дидактическая цель: создание условий для формирования образа буквы “л” и различения звуков [л], [л’].
Предметные результаты:
– усвоить образ буквы “л”;
– уметь различать звуки [л], [л’] между собой и среди других звуков.
Личностные результаты:
– ценить и принимать следующие базовые ценности: “добро”, “терпение”,
“уважение”;
– освоить роль ученика, формирование интереса к учению.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
– организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
– определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;
– работать с планом;
– рефлексировать свою деятельность на уроке.
Познавательные:
– ориентироваться в учебнике;
– отвечать на вопросы учителя, создавать свои задания, находить нужную
информацию в окружающем мире и учебнике.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге на уроке;
– работать в паре;
– слушать и понимать речь других.
Ход урока
1. Организационный момент.
Мы урок наш начинаем
На столе мы проверяем:
Все ль в порядке?
Все ль на месте?
И урок начнем мы вместе!
2. Определение темы урока. Целеполагание.
Отгадайте загадки:
1) Хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост-краса. Кто это? …(Лиса.)2) Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось.)3) На овчарку он похож. Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк.)4) Уж очень вид у них чудной: у папы локоны волной,
А мама ходит стриженной, за что она обижена? (Лев, львица.)
Кто лишний?
Лев – это животное не обитает в наших лесах.
Лось – это травоядное животное, а остальные хищники.
3. Работа в парах. Знакомство с новой буквой.
Составьте схемы слов: лев, лоси, волк, лиса.
У каждой пары учеников карточка со словами-отгадками. Нужно закрасить схемы этих слов.
На доске один ученик делит эти слова на слоги, ставит ударения, прикрепляет на магниты карточки звуков, соответствующего цвета.
Проверка:
1) В каком слове все согласные твёрдые?
2) В каких словах первый звук мягкий?
3) В каких словах один гласный звук?
Какое слово лишнее?
Лев – только в этом слове три звука.
Волк – в этом слове все согласные твёрдые.
О каких звуках мы будем говорить на уроке?
Эти звуки обозначаются буквой эль.
В какой домик мы поселим новую букву? Почему?
В синий, потому что она обозначает согласные звуки.
Чтение слогов с новой буквой. Первый раз – коллективно, второй раз – индивидуально слабый ученик.
4. Проверка домашнего чтения.
Из какой сказки эти два героя? “Волк и Лиса”.
Давайте прочитаем отрывок из сказки, которую вы читали дома. Чтение по книгам, которые дети принесли из дома.
А что было дальше? Пересказ небольшого отрывка.
Давайте посмотрим завершение этой истории. Просмотр отрывка из мультфильма, поставленного по этой сказке.
5. Работа по учебнику.
Найдём лису из этой сказки в Букваре. (Страница 37.)
Что она с собой принесла? Почему?
Лукошко, лапти – в этих словах есть звуки [л], [л’].
Чтение слов с буквой л.
1) Шёпотом самостоятельно.
2) В парах – столбики по очереди.
3) По доске.
Три столбика – определяем лишнее слово.
мал мала мало |
Алла Элла Эмма |
луна Лара Лора |
1-й столбик – “лишнее” слово мал. В нём три буквы, а в остальных по четыре.
2-й столбик – “лишнее” слово.
– Алла, начинается с гласной А, а остальные с гласной Э.
– Эмма, двойная согласная мм, а в остальных лл.
3-й столбик – “лишнее” слово луна – это не имя.
4-й столбик – чтение слов с безударной гласной.
лом
ломал
наломал
В словах ломал, наломал пишется буква “о”, а произносится звук [а].
5. Физкультминутка.
В имени этого сказочного кота тоже есть звук [л,].
Леопольд. Отдыхаем вместе с ним под его песенку.
А сейчас споём нашу песенку со звуками [л], [л’]. (Интерактивная доска, мультимедийный учебник “Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. 1 класс. Обучение Грамоте”.)
6. Работа с текстом.
А сейчас прочитаем с вами рассказ.
1) Шёпотом самостоятельно.
2) В парах – предложения по очереди.
3) У доски – один ученик.
Найдите восклицательное предложение. Найдите предложение к схеме.
7. Чистоговорка.
Ар-ур-эр-ор –выступает школьный … хор
Ра-ро-ло-ру – начинаем мы … игру
Ру-ол-эл-ра –закричали мы … ура.
8. Работа с учебником.
Хитрые превращения. Замени [л] на [р].
Рама – лама, лис – рис, репка – лепка, рожки – ложки, рожь – ложь, игла – игра, колобок – коробок, жарко – жалко, Марина – малина, Алина – Арина.
9. Итог урока.
Где вы допустили ошибки? В чём нам нужно потренироваться?
Какие книги вы принесли на урок? Покажите, почитайте вместе с соседом по
парте, а на следующем уроке мы вместе посмотрим ваши книги и послушаем желающих
прочитать отрывок из своей сказки.