– Добрый день, уважаемые гости! Вы слышите позывные знакомой Вам игры? Мы приглашаем Вас на КВН “Путешествие в мир природы”.
В путешествие отправятся две команды. Встречайте:
1-я команда: Скворцы.
2-я команда: Тургай.
– А сейчас я представлю жюри, которое будет оценивать каждый конкурс по пятибалльной системе.
– Ребята, почему вы назвали команду “Скворцы ”?
Скворцы – вестники весны. Они умеют хорошо петь, подражать пению других птиц и даже человеческой речи.
– Скажите, пожалуйста, ребята, что означает слово “Тургай”?
Слово “Тургай” по-татарски. А по-русски “жаворонок”. Жаворонки тоже прилетают весной и чудно поют высоко в небе.
– Спасибо! Теперь понятно, почему вы назвали свои команды именно так. Ведь пришла весна, и скоро к нам прилетят жаворонки и Скворцы .
Ведущий: Перед тем как отправиться в путь, необходимо проверить, как команды приготовились к путешествию.
Проверим готовность к путешествию команду “Скворцы”.
Скворцы:
Мы веселые ребята
И не любим мы скучать.
С удовольствие сегодня
Будем в КВН играть.
Мы ответим дружно
В том сомнений нет
Сегодня будет дружба
Владычицей побед!
Проверим готовность к путешествию команду “Тургай”.
Тургай:
И пусть сильней кипит борьба
Острей соревнование,
Ведет к победе не судьба
А только наши знания
И соревнуясь с вами,
Останемся друзьями!
Пусть борьба кипит сильней,
И наша дружба крепнет в ней!
– Итак, мы видим, что команды к путешествию готовы.
Мы начинаем КВН!
1-й конкурс: – Почему мы с лесом дружим?
– Для чего он людям нужен?
Слово предоставляется команде “Скворцы ”.
Скворцы: Лес – наше богатство.
Лес – это зеленый наряд нашей земли.
Там где лес, всегда чистый воздух
Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: грибы, ягоды, орехи.
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень –
Он тихо зазвенит!
– Спасибо! Слово команде “Тургай”.
Тургай: Лес – это дом для зверей и птиц.
Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
2-й конкурс: “Перелетные птицы”.
– Ребята, весной к нам возвращаются перелетные птицы из теплых стран. Они
радуют нас своим пением, своим окружением. И следующее наше соревнование такое:
– Птицы слетелись на полянку, начали о весне говорить. Настроение у всех
радостное, весеннее, но не знают они, что рядом бродит голодная лиса, которая
может их поймать. Ваша задача вот такая:
– Необходимо птиц разместить на ветках дерева.
Вы будете сажать птиц на это дерево, а вы на это. Кто больше спасет птиц?
Все птицы спасены!
– В этом конкурсе победила команда ….. У них на дереве на – птицу больше.
– Ну что ж жюри оценивает этот конкурс, а мы переходим к следующему конкурсу.
Мой юный друг,
Открой глаза и уши!
Ты слышишь стон?
Спасите наши души!
– Так обращаются к нам животные. Много их живет на планете, и многие из них
нуждаются в нашей помощи.
– Некоторые из них издавна уничтожались человеком лишь за то, что он считал их
вредными.
– Однако человек замечает, как много делали для него животные только тогда,
когда они исчезают.
3-й конкурс.
– Следующий наш конкурс для капитанов.
Итак, слушаем капитана команды “Скворцы ”.
(Песня “Котенок Артемка”.)
– Спасибо, ребята! А можно так поступать с животными? Каждому нужен дом!
– Капитан команды “Тургай ” исполнит “Песенку мамонтенка”.
– Вы слышите, ребята, как мамонтенку тяжело без мамы? Он к ней торопится, он
хочет ее найти!
– А сейчас давайте посмотрим опыты, как загрязнение водоемов нефтью влияет на
водоплавающих птиц и рыб.
4-й конкурс “Опыты”.
У команды “Скворцы ” опыт “Нефтяная речка”.
– Люди придумали способ, как очистить реку, но это занимает очень много времени. Смогут ли рыбы обойтись без воздуха много времени? Конечно, нет! Поэтому они гибнут!
У команды “Тургай ” опыт называется “Птицы и нефть”.
Вывод: Разливы нефти представляют серьезную опасность для живой природы. И человеку стоит над этим задуматься!
– Уважаемое жюри продолжает оценивать конкурсы, а мы продолжаем нашу игру.
5-й конкурс “Правила поведения в лесу”.
– Когда вы идете в лес, вы должны хорошо знать правила поведения в лесу. Какие это правила? Кто больше назовет?
1. Не оставлять мусор в лесу.
2. Не ломать ветки деревьев.
3. Не разорять муравьиные и птичьи гнезда.
4. Не рвать большие букеты цветов.
5. Не разжигать костры.
6. Не шуметь в лесу.
– Молодцы, ребята! Вы – настоящие знатоки природы! Спасибо!
– Пока жюри подводит итоги, мы объявляем игровую паузу.
Игра “Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нем”.
Ваша задача: быстрее собрать животных в свой дом.
Команда “Скворцы ” собирает домашних животных.
Команда “Тургай ” собирает диких животных.
– Приготовились! 1, 2, 3…
Ведущий: Слово предоставляется жюри!
– Благодарим наше уважаемое жюри!
– В заключении хочу сказать, красота, которую дарит нам природа, бесценна, и ее
надо беречь!
(Дети встают полукругом, исполняется песня “Мир всему, что живет”, Слова М. Пляцковского.)
- В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить! - Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим! - Прекрасный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда! - Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
Эксперимент № 1.
“Птицы и нефть”.
Цель эксперимента – помочь детям понять, как загрязнение водоемов нефтью влияет на водоплавающих птиц.
Для проведения эксперимента понадобятся: пуховые птичьи перья (к примеру, из подушки) и любое жидкое масло (растительное).
Подбрасываю перышко и внимательно слежу за его плавным полетом. Теперь макнем перо в растительное масло – избыток масла можно снять, прижав перо к краям банки, и еще раз подбросим вверх. Обращаю внимание детей на то, как оно “камнем” падает вниз.
Объясняю ребятам, что строение перьев позволяет птицам летать, “отталкивая” крыльями воздух вниз; сами же они при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гагара) садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность “отталкивать” воздух, а значит, птица не может взлететь и становится легкой добычей хищников.
Эксперимент № 2.
“Нефтяная речка”.
Цель эксперимента – помочь детям увидеть, насколько сложно удалить нефтяную пленку с поверхности воды.
Для проведения эксперимента понадобятся – пластиковый контейнер, пластиковая трубочка, жевательная резинка или пластилин, прищепка, банка, вода, растительное масло.
Подготовительная работа. В нижней части широкого пластикового контейнера проделываю отверстие по диаметру трубочки. Вставляю в него трубочку и закрепляю ее жевательной резинкой или пластилином так, чтобы соединение было герметичным. Свободный конец трубочки плотно зажимаю прищепкой. Теперь можно приступать к проведению эксперимента.
Наливаю в контейнер воды – это и будет наша речка. Затем добавляю немного масла, чтобы на поверхности образовалась хорошо заметная пленка – “нефть, попавшая в реку из танкера”. Спрашиваю у детей, что будет, если аквариум с рыбками плотно закрыть полиэтиленовым пакетом. Рыбки погибнут, так как полиэтиленовая пленка не пропускает воздух, поэтому гибнут рыбы и другие обитатели. Предлагаю детям очистить воду от масла, не сливая ее через трубочку. Предлагаю “вычерпать” масло ложкой, слить ее через край и т.п. Несмотря на все усилия, ребятам скорее всего не удастся полностью удалить масло с поверхности воды. Показываю им, как можно это сделать: снимаю прищепку с трубочки и сливаю воду в подставленную банку. В тот момент, когда у отверстия появится масляной слой, быстро зажму конец трубочки прищепкой. В результате в банке будет чистая вода, а масло останется в контейнере. Можно ли так же “слить” речку? Даже если детям удалось убрать масло с поверхности воды, не прибегая к сливанию через трубочку, легко ли это сделать? Сколько они затратили на это времени? Сколько человек этим занимались? А сколько понадобится времени и сил, чтоб очистить реку, ведь она во много раз больше нашего контейнера! Смогут ли рыбы столько времени обходиться без воздуха? Сделаю вместе с дошкольниками вывод о том, что разливы нефти представляют серьезную опасность для живой природы.
“Лесные правила” (Н. Рыжова)
Если в лес пришли гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Мусор с травки убирай!Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!