Урок-игра по теме «Буквы "Ч, ч". Звук [ч]"»

Разделы: Начальная школа


Урок-игра: обучение грамоте.

Цели урока: формирование умения выделять изучаемые звуки в речи и отработка навыка чтения с новыми и изученными буквами в тексте.

Задачи:
– формировать фонематический слух, совершенствовать навык чтения;
– развивать речь, внимание, память, воображение; расширять кругозор детей и обогащать словарный запас;
– прививать интерес к чтению; развивать умение работать в сотрудничестве.

1.Психологический настрой.
- Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

II. Введение в тему урока.
1.Знакомство с героем.
- К нам сегодня пришли гости. А вот один гость опаздывает, попробуйте узнать, кто он?  Он - озорник, сам скучать не умеет, да и другим не даёт. А ещё у него уникальный талант - он всегда умудряется попадать в ужасно интересные ситуации. А ещё он смешарик.  (Крош) Слайд.

2.Слого – звуковой анализ с опорой на схему

Крош приготовил для вас загадки:
Стукнешь о стенку, а я отскочу,
Бросишь на землю, а я подскачу,
Я из ладоней в ладони лечу-
Смирно лежать не хочу.  (Мяч)

(Появляется картинка, схема)

-Объясните схему к слову мяч.  
-Рассмотрите рисунок и схему, что это за предмет, проверьте по схеме .
-Повторите слово мяч. Какой звук последний? Какой звук ч?
-Повторите слово ручка. Какой звук в середине? Какой звук ч?
-Ребята, а бывает звук Ч твёрдый? (нет)
-Какой буквой, обозначается звук ч? Найдите её в алфавите и покажите.
-Какая тема нашего урока?

3.Знакомство с буквой Ч.
Чтобы вы не забыли, как выглядит буква ч. Черепашка знает такое стишок:

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем , как четыре
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

- Давайте запомним этот стишок.
-Ребята, а какие ещё вы  знаете слова с буквой Ч?

4.Закрепление.
-Послушайте стихотворение, запомните слова с буквой Ч.

Чижик был в гостях у тётки,
Он на чай летал к чечётке.
Чудо-чай
Вечерком
Да в прикуску с червяком
Сахарным!

5.Чтение слогов.
-Крош очень любит прыгать, давай и мы попрыгаем и прочитаем.(ча, чо, че, чу, чи)

III. Работа в прописи.
1. Работа с элементами, узором.

-Я тетрадочку открою и наклонно положу,
Я от вас друзья не скрою- ручку я вот так держу,
Сяду- прямо, не согнусь,
За работу я примусь.

- Кого вы видите? Что он делает? Почему на мальчике написана буква Ч? (У него в руках часы на букву Ч и он показывает как выглядит строчная буква Ч.)
-Ребята, давайте сравним печатную букву ч и письменную, запомните как они выглядят.
- А чтобы правильно научиться писать строчную букву Ч, нужно рассмотреть элементы буквы (На доске)
-Обведите элементы у себя в прописи.

2. Письмо буквы Ч, беседа о закаливании.
-Рассмотрите узор в прописи, на что он похож? (Волны)
-Крош очень любит купаться, а кто из вас любит купаться, поднимите руку. В какое время   года можно купаться? (Летом)
- А зимой  можно купаться? (Можно, но только закалённым людям)
- А для чего они закаляются? (Чтобы не болеть)
-А сразу можно купаться в холодной воде? (Нет, нужно начинать с обливания.)
-Молодцы! Крош узнал, столько нового.
- Ребята, давайте вместе с вами напишем в воздухе букву Ч.
-А теперь можно приступать к письму буквы Ч в прописи на первой строчке, самую красивую подчеркните.

IV. Физминутка для глаз(  1часть сидят, 2 часть танцуют)

-С неба падали снежинки,
На замёрзшие поля.
Ель закутали косынкой,
Жаркой шубой тополя.
Вот и наступила матушка-зима.

- И к нам прилетели снежинки, но только одна из них будет двигаться понаблюдайте глазками за ней.

V. Работа  в прописи.
1.Письмо слогов,  переход к правилу.
-Найдите в прописи вторую строчку, что  на ней написано?  (Слоги)
- Ребята, Крош, хочет вас предупредить, что эти слоги необычные.
-Прочитайте первый слог. Какой второй звук вы слышите после Ч? (Я)
-А какая буква написана? Что необычного? (Слышим Я, пишем А.)
- Напишите этот слог и запомните.
- Прочитайте  второй слог. Какой второй звук вы слышите? (Ю)
А какая буква написана? Что необычного? (Слышим Ю, пишем У)
-Напишите этот слог и запомните.
- Прочитайте  второй слог. Какой второй звук вы слышите? (е)
А какая буква написана?(Е) Что необычного? (Ничего)
-Напишите этот слог.
-Крош приготовил правило, прочитаем и запомним.
- Крош для вас напечатал слова, перепишите в пропись.

2.Закрепление правила
-Ребята, прочитайте слово на следующей строчке и объясните. Что вы слышите, а как нужно писать.
-Напишите слово- час.
-А Крош хочет узнать, знаете ли вы сколько в 1 часе минут?
-Прочитайте следующее слово, объясните как напишите.
-Напишите.
-Что обозначает слово часы( предмет, который показывает время)

VI. Работа по азбуке.
1. Беседа о старинных часах.
-Откройте азбуки на с.129, прочитайте загадку. Что это? (Часы)
- Посмотрите, сколько здесь нарисовано часов. Как вы думаете, когда были такие часы? ( В старину) Их можно назвать старинные.
-А как называли человека, который определял время по звёздам?

2. Разучивание скороговорки.
- А что вы видите, на второй картинке. Как зовут человека, который ремонтирует часы?
- Крош приготовил для вас скороговорку:
Часовщик прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
-Повторите 2 раза.

3.Чтение текста и озаглавливание. (Чтение по желанию)
- Кто желает прочитать первое предложение?
-О чём прочитали?
-Почему часы так называют? (От места расположения)
-Читаем второе предложение.
-О чём прочитали?
-Как выглядят карманные часы? (На цепочке) Сейчас такие носят?
-Читаем третье предложение.
-О чём узнали? Для чего это нужно?
-Поработайте парой, озаглавьте текст.

VII. Итог урока.
- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

VIII. Рефлексия.
-Крошу очень понравилось, как вы работали. А вам понравился урок, если да, то выберите весёлую снежинку, а если нет, то грустную.