Обучение грамоте (чтение). Тема: «Знакомство с буквой "М, м"»

Разделы: Начальная школа


-формируем умение выделять звук в слове;
-формируем умение находить слова с заданным звуком;
-формируем умение различать звуки и буквы;

Ход урока:

Организационный момент.
Прозвенел опять звонок.
Начинается урок.

Повторение

  1. Назовите гласные, которые стоят всегда после согласных, фронтально, далее хором по доске.
  2. Назовите гласные, которые стоят после мягких согласных, фронтальный опрос, далее хором по доске

Сообщение темы урока, постановка учебных задач.
Сегодня мы с вами узнаем новую букву и звуки, которые она обозначает. Догадайтесь, что это за буква?

Мороженое, масло, мёд,
Москва, машина и комод,
Лимончики, мука и крем,
В словах найди ты букву… М

Открытие новых знаний и способов деятельности.
1.Звуковой анализ слов «Маша», «Миша». Знакомство с буквой Мм
Учебник стр. 62 вверху.
-Рассмотрите схемы под рисунком мальчика и девочки.
-Произведём звуковой анализ слов Маша и Миша с помощью фишек и букв.
-Скажите, известна ли нам буква, которой можно обозначить звуки [м] и [м‘].
-Познакомимся с буквой Мм,
-вставьте ее в кассу букв.
-Запомните: ее название- «эм»; на что похожа буква м?
Вставим заглавные буквы в имена ребят;
-Скажите, чем похожи и чем отличаются слова Маша и Миша друг от друга? (и в том и в другом слове заглавная буква М, так как твердый и мягкий согласные звуки обозначаются одной буквой, 3 и 4 звуки в этих словах одинаковые, и то и другое слово - имена людей; отличаются эти слова одной буквой (и-а), но двумя звуками ([м] - [м‘], [и] - [а]));

1.Вспомните и назовите слова со звуком [м],
2.со звуком [м‘].
3.Давайте поиграем в игру «Камень-вата». Будем говорить слоги, на твердый звук в слоге наши кулачки будут твердыми как камень, на мягкий звук руки будут расслабляться и становиться мягкими как вата:

ма – мя
му –мю
мо – ме
мы – ми

Показ способа чтения прямого слога с помощью «окошечек». Отработка способа чтения прямого слога. Чтение слогов, слов. Чтение стихотворений Г. Виеру хорошо читающими детьми.

  1. Рассмотрите пособие «окошки»;
  2. Назовите буквы, которые будут появляться в правом «окошке»;
  3. Поставьте в левое «окошко» букву м, а в правое «окошко» букву а – первую букву на вертикальной полоске букв;
  4. Прочитайте первый слог по «окошкам»;
  5. Передвиньте полоску так, чтобы справа от м стояла буква я; прочитать второй слог и т.д. (фронтальная работа)

Учебник стр. 62.
Чтение слогов в верхней, нижней и средней строке (чтение «цепочкой»)
Стр. 62.
Прочитайте стихотворение и объясните, почему в слове му -первый звук надо читать твердо, а в слове мяу – мягко.

Физкультминутка.

Отправляемся к медведю:
Мы топаем ногами
Мы хлопаем руками,
Качаем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем
И по лесу идем.

Дети берутся за руки и идут к домику медведя.
-Какое слово нам встретилось с нашей буквой М?
-Какой звук она обозначает в слове медведь?

Составление словосочетаний с местоимениями «моя», «моё», «мой», «мои».

  1. Учебник стр. 63, назвать каждый предмет, нарисованный на стр. учебника (ведро, брюки, рубашка, платье, кубики, велосипед);
  2. Прочитать слова, написанные под картинками; назвать предметы, к которым подходит слово моя, моё, мой, мои
  3. Вспомнить и назвать другие предметы, к которым подходят эти слова;
  4. Чтение слов на стр. 63, что общего у этих слов ([м]- твердый согласный звук, кроме слова мимо)

Физкультминутка (Ветер дует нам в лицо…)

Выборочное чтение:
-Прочитайте слово, в котором звуков больше чем букв (яма);
-Прочитайте слова, в которых 1 гласный звук (ум, мы);
-Прочитайте слова, в которых 2 гласных звука (умы, яма, мама, мимо)
-Прочитайте начало предложений и закончите их; найдите в этих предложениях слово, в котором звуков больше, чем букв (моё)

Чтение стихотворения В. Орлова «Кто кого» хорошо читающими детьми.

  1. Чтение учителем
  2. Чтение про себя
  3. Чтение в лицах

Рефлексия.

-Что нового мы сегодня узнали на уроке, с какой буквой мы подружились?
-Какие звуки может обозначать буква М?
-Что вам больше всего понравилось на уроке?
-С чем вам легче всего было справиться?
-Какое задание вызвало затруднение? Почему?
-Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.

«я хорошо сегодня поработал» - улыбающийся человечек

«я не очень доволен своей работой»- грустный человечек.

Домашнее задание (по желанию).
-Если вам понравилось стихотворение, выучите его наизусть. Можно подготовить выразительное чтение по книге.
-Творческое задание: нарисуйте иллюстрацию к стихотворению.

Литература:

  1. Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь: 1 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана-Графф, 2008. – 160 с.: ил. – (Начальная школа XXI века).
  2. Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Грамота: 1 класс: Методический комментарий.- М: Вентана-Графф.