-формируем умение выделять звук в слове;
-формируем умение находить слова с заданным звуком;
-формируем умение различать звуки и буквы;
Ход урока:
Организационный момент.
Прозвенел опять звонок.
Начинается урок.
Повторение
- Назовите гласные, которые стоят всегда после согласных, фронтально, далее хором по доске.
- Назовите гласные, которые стоят после мягких согласных, фронтальный опрос, далее хором по доске
Сообщение темы урока, постановка учебных задач.
Сегодня мы с вами узнаем новую букву и звуки, которые она обозначает. Догадайтесь, что это за буква?
Мороженое, масло, мёд,
Москва, машина и комод,
Лимончики, мука и крем,
В словах найди ты букву… М
Открытие новых знаний и способов деятельности.
1.Звуковой анализ слов «Маша», «Миша». Знакомство с буквой Мм
Учебник стр. 62 вверху.
-Рассмотрите схемы под рисунком мальчика и девочки.
-Произведём звуковой анализ слов Маша и Миша с помощью фишек и букв.
-Скажите, известна ли нам буква, которой можно обозначить звуки [м] и [м‘].
-Познакомимся с буквой Мм,
-вставьте ее в кассу букв.
-Запомните: ее название- «эм»; на что похожа буква м?
Вставим заглавные буквы в имена ребят;
-Скажите, чем похожи и чем отличаются слова Маша и Миша друг от друга? (и в том и в другом слове заглавная буква М, так как твердый и мягкий согласные звуки обозначаются одной буквой, 3 и 4 звуки в этих словах одинаковые, и то и другое слово - имена людей; отличаются эти слова одной буквой (и-а), но двумя звуками ([м] - [м‘], [и] - [а]));
1.Вспомните и назовите слова со звуком [м],
2.со звуком [м‘].
3.Давайте поиграем в игру «Камень-вата». Будем говорить слоги, на твердый звук в слоге наши кулачки будут твердыми как камень, на мягкий звук руки будут расслабляться и становиться мягкими как вата:
ма – мя
му –мю
мо – ме
мы – ми
Показ способа чтения прямого слога с помощью «окошечек». Отработка способа чтения прямого слога. Чтение слогов, слов. Чтение стихотворений Г. Виеру хорошо читающими детьми.
- Рассмотрите пособие «окошки»;
- Назовите буквы, которые будут появляться в правом «окошке»;
- Поставьте в левое «окошко» букву м, а в правое «окошко» букву а – первую букву на вертикальной полоске букв;
- Прочитайте первый слог по «окошкам»;
- Передвиньте полоску так, чтобы справа от м стояла буква я; прочитать второй слог и т.д. (фронтальная работа)
Учебник стр. 62.
Чтение слогов в верхней, нижней и средней строке (чтение «цепочкой»)
Стр. 62.
Прочитайте стихотворение и объясните, почему в слове му -первый звук надо читать твердо, а в слове мяу – мягко.
Физкультминутка.
Отправляемся к медведю:
Мы топаем ногами
Мы хлопаем руками,
Качаем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем
И по лесу идем.
Дети берутся за руки и идут к домику медведя.
-Какое слово нам встретилось с нашей буквой М?
-Какой звук она обозначает в слове медведь?
Составление словосочетаний с местоимениями «моя», «моё», «мой», «мои».
- Учебник стр. 63, назвать каждый предмет, нарисованный на стр. учебника (ведро, брюки, рубашка, платье, кубики, велосипед);
- Прочитать слова, написанные под картинками; назвать предметы, к которым подходит слово моя, моё, мой, мои
- Вспомнить и назвать другие предметы, к которым подходят эти слова;
- Чтение слов на стр. 63, что общего у этих слов ([м]- твердый согласный звук, кроме слова мимо)
Физкультминутка (Ветер дует нам в лицо…)
Выборочное чтение:
-Прочитайте слово, в котором звуков больше чем букв (яма);
-Прочитайте слова, в которых 1 гласный звук (ум, мы);
-Прочитайте слова, в которых 2 гласных звука (умы, яма, мама, мимо)
-Прочитайте начало предложений и закончите их; найдите в этих предложениях слово, в котором звуков больше, чем букв (моё)
Чтение стихотворения В. Орлова «Кто кого» хорошо читающими детьми.
- Чтение учителем
- Чтение про себя
- Чтение в лицах
Рефлексия.
-Что нового мы сегодня узнали на уроке, с какой буквой мы подружились?
-Какие звуки может обозначать буква М?
-Что вам больше всего понравилось на уроке?
-С чем вам легче всего было справиться?
-Какое задание вызвало затруднение? Почему?
-Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.
«я хорошо сегодня поработал» - улыбающийся человечек
«я не очень доволен своей работой»- грустный человечек.
Домашнее задание (по желанию).
-Если вам понравилось стихотворение, выучите его наизусть. Можно подготовить выразительное чтение по книге.
-Творческое задание: нарисуйте иллюстрацию к стихотворению.
Литература:
- Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь: 1 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана-Графф, 2008. – 160 с.: ил. – (Начальная школа XXI века).
- Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Грамота: 1 класс: Методический комментарий.- М: Вентана-Графф.