Чтобы выжить сегодня в социальном и духовном отношении, подрастающий человек должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире производства, бизнеса, общественно-политической жизни, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самовыражению. При этом важна связь с прошлым, наличие культурной и исторической памяти, устремленность в будущее, видение и поиск глобальных проблем.
Помочь дошкольнику в решении этой проблемы сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей - это своеобразная моделирующая система культуры, играющая огромную роль в воспитании личности. История страны, пропущенная через собственный жизненный опыт, через пробуждение чувства сопричастности, сострадания и соучастия – вот что воспитывает настоящего патриота и гражданина.
Чтобы ребенок мог проникнуться такими чувствами, порой недостаточно только прочесть или услышать нужную информацию, тут требуется «прикоснуться к эпохе», «потрогать» ее руками.
В основе программы «Музей времени «Тик-так» лежит принцип воспитания и образования личности музейными средствами.
Причиной, послужившей основанием для разработки данной программы, послужило то, что уже существующие учебно-образовательные программы по музееведению в большинстве своем содержат темы какого-либо одного направления в музейном деле, например, экскурсионного.
Появилась потребность попытаться создать такую программу, где по хронологическому принципу взаимосвязано и последовательно были рассмотрены темы по истории музейного дела, начиная от античности и заканчивая современностью. Кроме этого, соблюдая все тот же принцип «от простого к сложному», в программе представлены основные музееведческие вопросы и прослеживается взаимосвязь всех видов музейной деятельности.
Данная программа разработана на основе методического пособия «Формирование представлений о времени: система занятий и игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста» Лебеденко Е.Н., «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» Рихтерман Т.Д. с учетом обновления содержания по источникам, указанным в списке литературы.
Программа разработана на основе следующих принципов:
- Принцип общедоступности;
- Принцип преемственности;
- Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
- Принцип системности;
- Принцип успешности;
- Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания.
Программа рассчитана на два года.
В старшей группе занятия проводятся два раза в месяц – всего 18 занятий.
В подготовительной группе - четыре раза в месяц – всего 36 занятий.
Большое значение придается организации детей на занятиях, в самостоятельной деятельности. Занятия проводятся по подгруппам 7-8 человек. Продолжительность занятия от 15 до 30 минут. Задания предлагаются нескольким детям индивидуально, что стимулирует активное речевое общение со сверстниками.
Через игру, обыгрывание выполняются различные задания, направленные на развитие логического и образного мышления, памяти, внимания, речи, творческого воображения.
В перспективном планировании предусматриваются все формы работы с детьми: на занятиях, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, взаимодействия с родителями. Эти формы работы служат одной цели – познакомить детей с временными представлениями.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.
Цель программы: знакомство детей с временными представлениями.
Задачи
Образовательные
- Сформировать у детей представление о времени, временных отрезках.
- Научить свободно оперировать временными понятиями.
- Познакомить детей с единицами измерения времени в строгой системе и последовательности.
- Обеспечить образную подачу материала.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к временным представлениям.
- Воспитывать самостоятельность.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе.
- Воспитывать умение беречь время.
Развивающие
- Развивать логическое мышление, память.
- Развивать способность к коллективному творчеству.
- Развивать мелкую моторику пальцев.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
«Познание», «Социализация» в рамках которых у детей формируются представления о времени, об единицах его измерения, знакомятся с историей возникновения часов.
«Коммуникация», где дети учатся взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, участвовать в совместной, коллективной деятельности.
Труд, где дети знакомятся с историей изобретения часов, изготавливают простейшие модели часов, учатся передавать характерные особенности строения, формы, цвета.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы включат в себя 4 основных раздела, представленных в таблице.
1раздел. Сутки. Части суток.
2 раздел. Часы
3 раздел. Неделя. Дни недели.
4 раздел. Времена года. Месяцы.
№ раздела |
Название |
Содержание |
|
Старшая группа |
Подготовительная группа |
||
1 |
Сутки. Части суток |
Познакомить детей с частями суток. Показать последовательность, сменяемость частей суток в целом. Научить различать и обозначать словами все части суток. |
Закреплять знаний о частях суток, дать понятия о том, что продолжительность одного оборота земного шара вокруг своей оси – равно суткам. |
2 |
Часы |
Формировать представления о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах. |
Учить детей самостоятельно определять время по часам. |
3 |
Неделя. Дни недели |
Познакомить детей с названием дней недели, их последовательности. |
Закреплять знания детей о днях недели. Неделя означает весь семидневный период. Сформировать элементарные понятия о текучести и непрерывности времени. |
4 |
Времена года. Месяцы |
Формировать математические представления по ознакомлению с окружающим миром и месяцами года. Дать представления о порядке следования месяцев. О временных отрезках. |
Систематизировать знания детей о порядке следования месяцев друг за другом, о их длительности. О природных явлениях. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Месяц |
Тема |
Раздел |
Образовательная область |
Содержание |
Кол-во часов |
сентябрь |
«Как мы чувствуем время?» |
2 |
Познание, |
Учить детей называть разные кусочки времени. Знакомить со следами времени. Дать понятие о музее как о хранилище времени. |
1 |
«Часы и время» |
2 |
Познание |
Развивать способности ребенка понимать ценность времени в жизни человека. |
1 |
|
«Часы, которые ты бы хотел иметь». |
2 |
Художественное творчество. |
Закрепить умение выделять особенности часов (циферблат, стрелки).Развивать воображение.. |
1 |
|
ОКТЯБРЬ |
«Путешествие в прошлое часов». |
2 |
Познание, коммуникация, |
Познакомить детей с историей возникновения часов. |
1 |
«Изготовление солнечных, песочных, водяных часов». |
2 |
Познание |
Познакомить детей со строением и действием солнечных, песочных и водяных часов. |
1 |
|
«Каждому предмету свое место» |
2 |
Познание |
Закреплять умение определять, к какому времени относится предмет- |
1 |
|
НОЯБРЬ |
«Современные часы». |
2 |
Познание |
Продолжать знакомить детей с историей изобретения часов(современные часы); подвести к пониманию , что часы человек создает для облегчения своей жизни. |
1 |
«Кремлевские куранты» |
2 |
Художественное творчество |
Учить передавать характерные особенности строения, формы, цвета Спасской башни с курантами, особенности башенных часов. |
1 |
|
«Московские куранты» |
2 |
1 |
|||
ДЕКАБРЬ |
«Мастерим сами» |
2 |
Труд |
Способствовать установлению творческого взаимодействия родителей и детей в процессе совместной продуктивной деятельности. |
1 |
«День и ночь» |
1 |
Познание |
Систематизировать знания о сутках. |
1 |
|
«Почему солнце и месяц не дружат» |
1 |
Чтение художественной литературы |
Формировать представления о частях суток, о смене дня и ночи. |
1 |
|
ЯНВАРЬ |
«Фабрика часов» |
2 |
Труд |
Изготовление атрибутов для сюж/рол. игры «Магазин часов». |
1 |
« Магазин часов» |
2 |
1 |
|||
«Времена года». |
4 |
Коммуникация |
Систематизировать знания детей о смене времен года. Продолжать формировать представления о временных отношениях в пределах года. |
1 |
|
ФЕВРАЛЬ |
«Сказка о потерянном времени» |
2 |
Коммуникация |
Расширять ориентировку в окружающем, логическое мышление, сообразительность. |
1 |
«Что будет, если исчезнут часы ?» |
2 |
Познание |
1 |
||
Изготовление бумажных макетов циферблата «Командирских часов» . |
2 |
Художественное творчество |
Продолжать учить вырезать круг, изготавливать подвижные стрелки на циферблате. |
1 |
|
МАРТ |
« В гостях у гнома часовщика» |
2 |
Чтение художественной литературы |
Продолжать знакомить детей с профессией : «Часовщик» |
1 |
« Часовая мастерская» |
2 |
1 |
|||
«Часы будущего». |
2 |
труд
|
Развивать творческие способности детей. |
1 |
|
АПРЕЛЬ |
«Путешествие в мир часов» |
2 |
Познание |
1 |
|
«Выбери, что нужно для часов» |
2 |
Познание |
Развивать интерес к часам, понимать их значимость для жизни человека. |
1 |
|
«Какие бывают часы?» |
2 |
Познание |
Закреплять знания детей о различных видах часов, их строении. |
1 |
|
МАЙ |
«Часы-цветы» |
1 |
Чтение художественной литературы |
Дать понятие детям, что время можно определять по живой природе. |
1 |
«Музыкальные часы» (слушание мелодий, боя часов). |
3 |
Познание |
Учить детей ориентироваться во времени. |
1 |