Программа дополнительного образования «Музей времени "Тик-так"»

Разделы: Работа с дошкольниками


Чтобы выжить сегодня в социальном и духовном отношении, подрастающий человек должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире производства, бизнеса, общественно-политической жизни, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самовыражению. При этом важна связь с прошлым, наличие культурной и исторической памяти, устремленность в будущее, видение и поиск глобальных проблем.
Помочь дошкольнику в решении этой проблемы сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей - это своеобразная моделирующая система культуры, играющая огромную роль в воспитании личности. История страны, пропущенная через собственный жизненный опыт, через пробуждение чувства сопричастности, сострадания и соучастия – вот что воспитывает настоящего патриота и гражданина.
Чтобы ребенок мог проникнуться такими чувствами, порой недостаточно только прочесть или услышать нужную информацию, тут требуется «прикоснуться к эпохе», «потрогать» ее руками.
В основе программы «Музей времени «Тик-так» лежит принцип воспитания и образования личности музейными средствами.
Причиной, послужившей основанием для разработки данной программы, послужило то, что уже существующие учебно-образовательные программы по музееведению в большинстве своем содержат темы какого-либо одного направления в музейном деле, например, экскурсионного.
Появилась потребность попытаться создать такую программу, где по хронологическому принципу взаимосвязано и последовательно были рассмотрены темы по истории музейного дела, начиная от античности и заканчивая современностью. Кроме этого, соблюдая все тот же принцип «от простого к сложному», в программе представлены основные музееведческие вопросы и прослеживается взаимосвязь всех видов музейной деятельности.
Данная программа разработана на основе методического пособия «Формирование представлений о времени: система занятий и игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста» Лебеденко Е.Н., «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» Рихтерман Т.Д. с учетом обновления содержания по источникам, указанным в списке литературы.
Программа разработана на основе следующих принципов:

  • Принцип общедоступности;
  • Принцип преемственности; 
  • Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
  • Принцип системности;
  • Принцип успешности;
  • Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания.

Программа рассчитана на два года.
В старшей  группе занятия проводятся два раза в месяц – всего 18 занятий.
В подготовительной группе -  четыре раза в месяц – всего 36 занятий.
Большое значение придается организации детей на занятиях, в самостоятельной деятельности. Занятия проводятся по подгруппам 7-8 человек. Продолжительность занятия от 15 до 30 минут. Задания предлагаются нескольким детям индивидуально, что стимулирует активное речевое общение со сверстниками.
Через игру, обыгрывание выполняются различные задания, направленные на развитие логического и образного мышления, памяти, внимания, речи, творческого воображения.
В перспективном планировании предусматриваются все формы работы с детьми:  на занятиях, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, взаимодействия с родителями. Эти формы работы служат одной цели – познакомить детей с временными представлениями.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.

Цель программы: знакомство детей с временными представлениями.

Задачи
Образовательные

  • Сформировать у детей представление о времени, временных отрезках.
  • Научить свободно оперировать временными понятиями.
  • Познакомить детей с единицами измерения времени в строгой системе и последовательности.
  • Обеспечить образную подачу материала.

         Воспитательные

  • Воспитывать интерес к временным представлениям.
  • Воспитывать самостоятельность.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе.
  • Воспитывать умение беречь время.

Развивающие

  • Развивать логическое мышление, память.
  • Развивать способность к коллективному творчеству.
  • Развивать мелкую моторику пальцев.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
«Познание», «Социализация» в рамках которых у детей формируются представления о времени, об единицах его измерения, знакомятся с историей возникновения часов.
«Коммуникация», где дети учатся взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, участвовать в совместной, коллективной деятельности.
Труд, где дети знакомятся с историей изобретения часов, изготавливают простейшие модели часов, учатся передавать характерные особенности строения, формы, цвета.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы включат в себя 4 основных раздела, представленных в таблице.
1раздел. Сутки. Части суток.
2 раздел. Часы
3 раздел. Неделя. Дни недели.
4 раздел. Времена года. Месяцы.


№ раздела

Название

Содержание

Старшая группа

Подготовительная группа

1

Сутки. Части суток

Познакомить детей с частями суток. Показать последовательность, сменяемость частей суток в целом. Научить различать и обозначать словами все части суток.

Закреплять знаний о частях суток, дать понятия о том, что продолжительность одного оборота земного шара вокруг своей оси – равно суткам.

2

Часы

Формировать представления о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах.

Учить детей самостоятельно определять время по часам.

3

Неделя. Дни недели

Познакомить детей с названием дней недели, их последовательности.

Закреплять знания детей о днях недели. Неделя означает весь семидневный период. Сформировать элементарные понятия о текучести и непрерывности времени.

4

Времена года. Месяцы

Формировать математические представления по ознакомлению с окружающим миром и месяцами года. Дать представления о порядке следования месяцев. О временных отрезках.

Систематизировать знания детей о порядке следования месяцев друг за другом, о их длительности. О природных явлениях.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Месяц

Тема

Раздел

Образовательная область

Содержание

Кол-во часов

сентябрь

 «Как мы чувствуем время?»

2

Познание,
коммуникация

Учить детей называть разные кусочки времени. Знакомить со следами времени. Дать понятие о музее как о хранилище времени.

1

 «Часы и время»

2

Познание

Развивать способности ребенка понимать ценность времени в жизни человека.
 Формировать представление о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах

1

 «Часы, которые ты бы хотел иметь».

2

Художественное творчество.

Закрепить умение выделять особенности часов (циферблат, стрелки).Развивать воображение..

1

ОКТЯБРЬ

 «Путешествие в прошлое часов».

2

Познание, коммуникация,
социализация

Познакомить детей с историей возникновения часов.
Расширить знания детей о различных видах часов в прошлом, о принципе их работы и их роли в нашей жизни.

1

 «Изготовление солнечных, песочных, водяных часов».

2

Познание
Художественное творчество
Труд.

Познакомить детей со строением и действием солнечных, песочных и водяных часов.
Научить детей ориентироваться в прошлом часов.

1

 «Каждому предмету свое место»

2

Познание
Коммуникация

Закреплять умение определять, к какому времени относится предмет-
прошлому или настоящему.

1

НОЯБРЬ

 «Современные часы».

2

Познание
Коммуникация

Продолжать знакомить детей с историей изобретения часов(современные часы); подвести к пониманию , что часы человек создает для облегчения своей жизни.

1

«Кремлевские куранты»

2

Художественное творчество
Труд

Учить передавать характерные особенности строения, формы, цвета Спасской башни с курантами, особенности башенных часов.

1

 «Московские куранты»

2

1

ДЕКАБРЬ

«Мастерим сами»
Поделки часов из бросового материала.
(Сов местная деятельность с родителями)

2

Труд
Социализация
Художественное творчество

Способствовать установлению творческого взаимодействия родителей и детей в процессе совместной продуктивной деятельности.

1

 «День и ночь»

1

Познание
Коммуникация

Систематизировать знания о сутках.

1

 «Почему  солнце и  месяц не дружат»

1

Чтение художественной литературы

Формировать представления о частях суток, о смене дня и ночи.

1

ЯНВАРЬ

 «Фабрика часов»

2

Труд
Познание.

Изготовление атрибутов для сюж/рол. игры  «Магазин  часов».
Закреплять умение составлять описательные рассказы о часах, сравнивать их между собой.
Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

1

« Магазин часов»

2

1

«Времена года».

4

Коммуникация
Социализация

Систематизировать знания детей о смене времен года. Продолжать формировать представления о временных отношениях в пределах года.

1

ФЕВРАЛЬ

 «Сказка о потерянном времени»

2

Коммуникация
Социализация

Расширять ориентировку в окружающем, логическое мышление, сообразительность.
Подвести к пониманию, что часы облегчают человеку жизнь.

1

«Что будет, если исчезнут часы ?»

2

Познание

1

Изготовление бумажных макетов циферблата «Командирских часов» .

2

Художественное творчество
Труд 

Продолжать учить вырезать круг, изготавливать подвижные стрелки на циферблате.

1

МАРТ

 « В гостях у гнома часовщика»

2

Чтение художественной литературы
Коммуникация

Продолжать знакомить детей с профессией : «Часовщик»
Углублять знания о труде часовщика.

1

« Часовая мастерская»

2

1

 «Часы будущего».

2

труд
Художественное творчество

 

Развивать творческие способности детей.
Закреплять знания детей о различных видах часов, их строении.

1

АПРЕЛЬ

 «Путешествие в мир часов»
Конкурс: «Самые интересные домашние часы»

2

Познание

1

 «Выбери, что нужно для часов»

2

Познание

Развивать интерес к часам, понимать их значимость для жизни человека.

1

«Какие бывают часы?»
Представление: «Праздник часов» 

2

Познание

Закреплять знания детей о различных видах часов, их строении.

1

МАЙ

 «Часы-цветы»
Сюжетно-ролевая игра: «Зоопарк»

1

Чтение художественной литературы
Коммуникация
Социализация
Труд

Дать понятие детям, что время можно определять по живой природе.
Учить наблюдать за природой, ее изменениями; показать детям на конкретных цветах(одуванчик, шиповник..) определение времени.
Расширять знания об ориентации времени обслуживания животных.

1

«Музыкальные часы» (слушание мелодий, боя часов).
Д/И: «Узнай который час?»
Д/И: «Что мы делаем сейчас?».

3

Познание
Коммуникация
Музыка
Безопасность
Здоровье

Учить детей ориентироваться во времени.
Закреплять знания детей о различных видах часов, их строении.

1

Продолжение статьи

Рисунки