Электронные пособия по экономике и географии для школьников

Разделы: География, Информатика, Экономика


В настоящий момент электронные интерактивные пособия активно применяются в преподавании школьных предметов. В связи с разработкой компьютерных пособий учебной направленности появился даже термин «электронный учебник» или «мультимедиа-учебник». Однако данные понятия не совсем корректны и относятся больше к профессиональному языку, составляющих программу, чем к термину, пригодному для методики обучения. Именно на это обращали внимание в своих работах Н.В. Осетрова, Л.И. Смирнов, А.В. Осип:

  • Педагогическую общественность он вводит в заблуждение, плотно ассоциируясь с классической книгой.
  • Высокое звание «учебник» полиграфическое издание получает после многолетней практической апробации, пройдя стадию учебного пособия, получив сначала гриф «Допущено», а затем уже «Рекомендовано» Министерством образования и науки.

Кроме того, необходимо принимать во внимание, что мультимедиа-технология, на основе которой разрабатываются учебные издания – это область компьютерной технологии, позволяющая объединить в одном техническом устройстве (компьютере) некоторые возможности других технических устройств (например, магнитофона, видеоплеера и т.д.), что позволяет работать с программами, оснащенными анимацией, стереозвуком, видеоизображением и массой других видео- и аудиоэффектов.
Возникновение данных терминов можно связать и с имеющимися в настоящий момент подходами к созданию электронных пособий. Анализ разработанных электронных изданий по экономике показывает, что при их создании взяты за основу методические подходы к написанию обычного учебника, его организации. Если в обычном учебнике сочетается комплекс текстового компонента (основной, пояснительный, дополнительный) и нетекстового компонента (аппарат организации усвоения знаний и умений, иллюстративный аппарат, аппарат ориентировки), то и в современных электронных изданиях создается подобное сочетание. Так, например, основной текст сообщается диктором (аудиоинформация) или системой гиперссылок (визуальная информация). Иллюстративный аппарат электронных изданий более разнообразен и может включать в себя не только карты, схемы, рисунки, фотографии, таблицы, по и видеоролики, анимацию. Электронное издание несет в себе и контролирующую программу (система тестовых заданий) и практическую (направленную на отработку ЗУН – знаний, умений и навыков).

Для преподавания экономики  и географии разработаны и применяются в настоящий момент следующие электронные издания (носители аудиовизуальной информации):
1. Экономика:
- 9 – 11 класс – «Экономика». Авторы Автономов В.С., Поташева Л.Н., Назаров Р.Л., Золотов А.В., Сторчевой М.А., Шереметова В.В. «Экономика 9-11 классы»
- 10 – 11 класс – «Экономика». Автор: Киреев А.П. Электронное приложение к учебнику «Экономика», 10-11 классы.
- 9 -11 классы – «Экономика и право». Авторы: Е.А. Абросимова, В.С. Автономов, А.В. Золотова, под редакцией «Дрофа», «Вита-пресс» и «Физикон».
- 9 – 11 класс – «Экономика 9-11 классы. Практикум». Автор: В.С. Автономов. Под редакцией изданий «Вита-пресс», «Физикон», «ЭКНО».
- 9-11 класс – «Основы организации бизнеса» - электронный учебник. Авторы: И.В. Пирогов, К.М. Пирогов, Н.К. Темнова.
- 9-11 класс – «Лекции по экономике для компьютера и мобильного телефона» Под редакцией издательства ИДДК ГРУП.
-  9-11 класс – Тесты для учащихся «Основы экономики и предпринимательской деятельности». Авторы: Бударина А.В., Соловьева И.Б. Под редакцией «Интерфейс – Унисон».

2. География:
6 класс - «География. Начальный курс». Авторы: Н.Н. Петрова,
А.В. Осин, Т.А. Чистякова, «Уроки географии Кирилла и Мефодия. 6 класс».
Авторы Е.Ю. Зейналова, А.А. Летягин;
7 класс - «География. Наш дом – Земля». Авторы И.В. Душина,
А.А. Летягин, В.Б. Пятунин;
-  8 класс    -    «География     России.     Природа    и     население. 8 класс». Авторы В.П. Дронов, Л.Е. Савельева, В.Б. Пятунин, Е.А.;
- 9 класс – Экономическая и социальная география. «География России. Хозяйство и  регионы». Авторы В.П. Дронов, В.Б. Пятунин, Н.Н. Роготень;
10 класс - «Экономическая и социальная география мира». Авторы В.П. Максаковский, Н.Н. Роготень, Д.В. Заяц, С.В. Горохов.

При традиционном уроке учитель – ретранслятор знаний. Информационные технологии предлагают педагогам удобные и сравнительно доступные средства для решения широкого круга учебных задач. В процессе урока компьютерные технологии используются учителем для демонстрации учебного материала, разнообразных средств контроля, выполнения практических и самостоятельных работ, построения схем, моделей, графиков и диаграмм. Использование мультимедиа технологий позволяет сделать урок наглядным и эмоционально насыщенным, а научное содержание – более доступным.
Учителю предоставляются широкие возможности для творческого использования предлагаемых электронных пособий: можно создать любые варианты разных типов уроков по экономике (урок-лекция с применением презентаций Рower Рoint, комбинированный урок, модульный урок, другие варианты уроков для активного метода обучения). Для этого необходимо использовать материалы, предназначенные для ознакомления. Их учитель может давать как для самостоятельного изучения, так и для работы по вопросам в классе. В зависимости от варианта урока предлагается использовать задания практикума в качестве как поэтапного закрепления, так и для тестовых проверочных заданий в конце урока. На их основе удобно проводить рефлексию учеников (контрольное тестирование – текущее, промежуточное и итоговое – с использованием компьютерных технологий приобретает для учащихся новый характер).