Тип урока: комбинированный
Цели урока:
- Образовательные:
- овладение умениями и навыками осуществлять ввод и вывод значений элементов одномерного массива;
- овладение умениями и навыками решения задач на нахождение максимального и минимального элементов массива;
- подготовка к ЕГЭ (программирование);
- Развивающие:
- развитие структурного мышления учащихся;
- развитие познавательного интереса.
- Воспитательные:
- формирование умения применять на практике полученные знания;
- воспитание чувства ответственности за результаты своего труда.
Мотивация учащихся: опора на ранее изученный материал; практическая и самостоятельная деятельность учащихся.
Основные методы обучения: исследовательский и практический.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайдопроектор, экран, презентация.
Раздаточный материал: тексты заданий для самостоятельной работы.
Программное обеспечение: система программирования TP7
Требования к знаниям и умениям:
- Учащиеся должны знать:
- понятие массива, методы его обработки.
- Учащиеся должны уметь:
- задавать массив с клавиатуры и функцией случайных чисел;
- использовать правила обработки массива;
- выдавать массив разными способами.
Структура урока
№ этапа | Название этапа | Содержание работы | Продолжительность этапа |
I |
Организационный этап | Приветствие, готовность учащихся к уроку | 1 мин. |
II |
Сообщение цели и темы урока | «Нахождение min и max элементов массива» | 1 мин. |
III |
Актуализация опорных знаний | Устный опрос (презентация) |
3 мин. |
IV |
Объяснение нового материала | Беседа с учащимися | 14 мин. |
V | Физкультминутка | 2 мин. |
|
VI | Самостоятельное выполнение заданий на компьютере | Учитель консультирует учащихся | 15 мин. |
VII | Домашнее задание | Комментарии к домашнему заданию | 1 мин. |
VIII | Подведение итогов урока.Выставление отметок за работу | Учащиеся вместе с учителем делают выводы о методах решения задач | 3 мин. |
Всего 40 минут |
Домашнее задание к данному уроку:
- Повторить методы обработки массивов.
- Решить задачи (индивидуальные карточки). (Приложение 1)
КОНСПЕКТ УРОКА
I. Организационный этап (1 мин.)
– приветствие;
– готовность учащихся к уроку;
– состояние рабочего места учащихся: наличие
тетрадей, дневников;
– отсутствующие на уроке (сообщают дежурные)
II. Сообщение цели и темы урока (1 мин.)
При обработке массивов часто приходится использовать максимальный или минимальный элемент. Например, находить максимальный доход или наименьшее расстояние. Сегодня на уроке мы рассмотрим методы поиска максимального и минимального элементов массива. Запишем тему урока: «Нахождение максимального и минимального элементов массива».
(слайд 1).
(слайд 2)
III. Актуализация знаний (3 мин.)
(слайд 3)
Для того чтобы правильно писать программы, мы должны владеть основными навыками и теорией написания программ на языке программирования Pascal. Вспомним некоторые конструкции языка Паскаль. Обратить внимание учащихся на то, что подобные задания встречаются в тестах ЕГЭ.
Устный опрос (слайд 4-9).
IV. Объяснение нового материала (14 мин.)
Вспомним, что такое массив, и как он описывается
и обрабатывается средствами языка Паскаль
На доске ученики записывают: строку описания
массива
строку ввода
строку вывода
Рассмотрим одномерный массив: (слайд 10)
– 9 5 – 18 59 79 95 74 – 52 17 19
– Какой здесь минимальный элемент? (ответ: –
52)
– Какой максимальный элемент? (ответ: 95)
– Подумаем, какие операции нужно выполнить,
если требуется найти минимальный элемент?
Естественно, операцию сравнения. Мы не
задумываемся над тем, что сравниваем всегда пару,
«пробегая» глазами все элементы массива.
Алгоритм поиска минимального и максимального
элемента мы построим таким образом, чтобы
сравнивать пару чисел, повторяя действие
сравнения нужное количество раз.
Запишем алгоритм нахождения минимума и
максимума (слайд 11)
1. Пусть первый элемент массива –минимальный
(максимальный).
2. Пока не конец массива:
Сравниваем каждый элемент массива с выбранным
минимальным (максимальным):
Если текущий элемент массива меньше
минимального (больше максимального), то
присваиваем минимальному (максимальном) числу –
значение текущего элемента массива.
Рассмотрим схему работы алгоритма при
нахождении минимального элемента массива. (слайд
12)
– А теперь запишем программу на языке Pascal. (Ученики
записывают программу самостоятельно, учитель
помогает вопросами)
(слайд 13).
program prim1;
var a :array [1..10] of integer;
i, max : integer;
begin
randomize;
for i:=1 to 10 do begin
a[i]:=random(30);
writeln (‘znas4enie’,i, ‘elementa massiva=’, a[i]);
end;
max:= a[1];
for i:=1 to 10 do
if a[i] > max then max:= a[i];writeln (‘max=’, max);
end.
V. Физкультминутка (2 мин.)
VI. Самостоятельное выполнение заданий на компьютере (15 мин.) (слайд 14)
Текст задач
- Дан массив а(10), заполненный датчиком случайных чисел. Найти сумму минимального и максимального элементов массива.
- Дан целочисленный массив а(10), заполненный датчиком случайных чисел. Найти максимальный элемент массива среди четных элементов.
- Дан массив а(10), заполненный датчиком случайных чисел. Найти минимальный элемент массива, принадлежащий интервалу (c,d).
VII. Домашнее задание. (слайд 15) (1 мин.)
Запишите домашнее задание на следующий урок:
Дан массив а(10), заполненный датчиком случайных
чисел. Найти наибольший положительный элемент
массива и увеличить его в 3 раза.
VIII. Подведение итогов урока.Выставление отметок за работу (3 мин)
В ходе урока мы рассмотрели нахождение
максимального и минимального элемента массива.
Чему вы научились сегодня на уроке? Отвечая на
вопрос, ученики должны отметить особенность
задания начального значения минимальному или
максимальному элементу, если этот элемент
отвечает каким-либо дополнительным условиям.
Отметка «5» за урок выставляется тем учащимся,
кто справился с тремя заданием, «4» –
выполнил 2 задания, «3» – выполнил 1
задание.
Литература:
- В.И.Пугач, Т.В.Добудько, «TURBO-PASCAL. ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ», МО России, Самарский государственный университет, Самара, 1994 г.
- А.А.Чернов, А.Ф.Чернов, «Информатика», 9-11 классы, «Контрольные и самостоятельные работы по программированию», изд.Учитель, Волгоград, 2006 г.
- Д.М.Ушаков, Т.А.Юркова, «Паскаль для школьников», Питер, 2008 г.
Приложение 1
Тема: «Нахождение минимального и максимального элементов массива»
- Дан массив а(10), заполненный датчиком случайных чисел. Найти сумму минимального и максимального элементов массива.
- Дан целочисленный массив а(10), заполненный датчиком случайных чисел. Найти максимальный элемент массива среди четных элементов.
- Дан массив а(10), заполненный датчиком случайных чисел. Найти минимальный элемент массива, принадлежащий интервалу (c,d).