Нахождение минимального и максимального элементов массива

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  • Образовательные:
    • овладение умениями и навыками осуществлять ввод и вывод значений элементов одномерного массива;
    • овладение умениями и навыками решения задач  на нахождение максимального и минимального элементов массива;
    • подготовка к ЕГЭ (программирование);
  • Развивающие:
    • развитие структурного мышления учащихся;
    • развитие познавательного интереса.
  • Воспитательные:
    • формирование умения применять на практике полученные знания;
    • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда.

Мотивация учащихся:   опора на ранее изученный материал; практическая и самостоятельная деятельность учащихся.

Основные методы обучения:  исследовательский и практический.

Формы организации учебной деятельности:  индивидуальная, коллективная.

Формы работы:  фронтальная, индивидуальная, самостоятельная  работа Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайдопроектор, экран, презентация.

Раздаточный материал: тексты  заданий для самостоятельной работы.

Программное обеспечение: система программирования TP7

Требования к знаниям и умениям:

  • Учащиеся должны знать:
    • понятие массива, методы его обработки.
  • Учащиеся должны уметь:
    • задавать массив с клавиатуры и функцией случайных чисел;
    • использовать правила обработки массива;
    • выдавать массив разными способами.

Структура урока

№ этапа Название этапа Содержание работы Продолжительность
этапа

I

Организационный этап Приветствие, готовность учащихся к уроку

1 мин.

II

Сообщение цели и темы урока «Нахождение min и max элементов массива»

1 мин.

III

Актуализация опорных знаний Устный опрос
(презентация)

3 мин.

IV

Объяснение нового материала Беседа с учащимися

14 мин.

V Физкультминутка  

2 мин.

VI Самостоятельное выполнение заданий на компьютере  Учитель консультирует учащихся

15 мин.

VII Домашнее задание Комментарии к домашнему заданию

1 мин.

VIII Подведение итогов урока.Выставление отметок за работу Учащиеся вместе с учителем делают выводы о методах решения задач

3 мин.

      Всего 40 минут

Домашнее задание к данному уроку:

  • Повторить методы обработки массивов.
  • Решить задачи (индивидуальные карточки). (Приложение 1)

КОНСПЕКТ УРОКА

I. Организационный этап (1 мин.)

–  приветствие;
–  готовность учащихся к уроку;
–  состояние рабочего места учащихся: наличие тетрадей, дневников;
–  отсутствующие на уроке (сообщают дежурные)

II. Сообщение цели и темы урока (1 мин.)

При обработке массивов часто приходится использовать максимальный или минимальный элемент. Например, находить максимальный доход или наименьшее расстояние. Сегодня на уроке мы рассмотрим методы поиска максимального и минимального элементов массива. Запишем тему урока:  «Нахождение максимального и минимального элементов массива».

(слайд 1).
(слайд 2)

III. Актуализация знаний (3 мин.)

(слайд 3)

Для того чтобы правильно писать программы, мы должны владеть основными навыками и теорией написания программ на языке программирования Pascal. Вспомним некоторые конструкции языка Паскаль. Обратить внимание учащихся на то, что подобные задания встречаются в тестах ЕГЭ.

Устный опрос (слайд 4-9).

IV. Объяснение нового материала (14 мин.)

Вспомним, что такое массив, и как он описывается и обрабатывается средствами языка Паскаль
На доске ученики записывают: строку описания массива
строку ввода
строку вывода
Рассмотрим одномерный массив: (слайд 10)

– 9    5   – 18   59   79   95   74  – 52  17 19

–  Какой здесь минимальный элемент? (ответ: –  52)
–  Какой максимальный  элемент? (ответ: 95)
–  Подумаем, какие операции нужно выполнить, если требуется найти минимальный  элемент?
Естественно, операцию сравнения. Мы не задумываемся над тем, что сравниваем всегда пару, «пробегая» глазами все элементы массива. Алгоритм поиска минимального и максимального элемента мы построим таким образом, чтобы сравнивать пару чисел, повторяя действие сравнения нужное количество раз.
Запишем алгоритм нахождения минимума и максимума (слайд 11)
1. Пусть первый элемент массива –минимальный (максимальный).
2. Пока не конец массива:
Сравниваем каждый элемент массива с выбранным минимальным (максимальным):
Если текущий элемент массива меньше минимального (больше максимального), то присваиваем минимальному (максимальном) числу –  значение текущего элемента массива.
Рассмотрим схему работы алгоритма  при  нахождении минимального элемента массива. (слайд 12)
–  А теперь запишем программу на языке Pascal. (Ученики записывают программу самостоятельно, учитель помогает вопросами)

(слайд 13).

program prim1;
var    a :array [1..10] of integer;
        i, max : integer;
begin
randomize;
    for i:=1 to 10 do begin
a[i]:=random(30);
writeln (‘znas4enie’,i, ‘elementa massiva=’, a[i]);
end;
   max:= a[1];
   for i:=1 to 10 do
if a[i] > max then max:= a[i];

         writeln (‘max=’, max);
end.

V. Физкультминутка  (2 мин.)

VI. Самостоятельное выполнение заданий на компьютере  (15 мин.) (слайд  14)

Текст задач

  1. Дан массив а(10), заполненный датчиком случайных чисел. Найти сумму минимального и максимального  элементов массива.
  2. Дан целочисленный массив а(10), заполненный датчиком случайных чисел. Найти максимальный элемент массива среди четных элементов.
  3. Дан массив а(10), заполненный датчиком случайных чисел. Найти минимальный элемент массива, принадлежащий интервалу (c,d).

VII. Домашнее задание. (слайд 15) (1 мин.)

Запишите домашнее задание на следующий урок:
Дан массив а(10), заполненный датчиком случайных чисел. Найти наибольший положительный элемент массива и увеличить его в 3 раза.

VIII. Подведение итогов урока.Выставление отметок за работу (3 мин)

В ходе урока мы рассмотрели  нахождение максимального и минимального элемента массива.
Чему вы научились сегодня на уроке? Отвечая на вопрос, ученики должны отметить особенность задания начального значения минимальному или максимальному элементу, если этот элемент отвечает каким-либо дополнительным условиям.
Отметка «5» за урок выставляется тем учащимся, кто справился с тремя заданием,  «4» –   выполнил 2 задания, «3» –  выполнил 1 задание.

Литература:

    1. В.И.Пугач, Т.В.Добудько, «TURBO-PASCAL. ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ», МО России, Самарский государственный университет, Самара, 1994 г.
    2. А.А.Чернов, А.Ф.Чернов, «Информатика», 9-11 классы, «Контрольные и самостоятельные работы по программированию», изд.Учитель,  Волгоград, 2006 г.
    3. Д.М.Ушаков, Т.А.Юркова, «Паскаль для школьников», Питер, 2008 г.

Приложение 1

Тема: «Нахождение  минимального и максимального элементов массива»

  • Дан массив а(10), заполненный датчиком случайных чисел. Найти сумму минимального и максимального  элементов массива.
  • Дан целочисленный массив а(10), заполненный датчиком случайных чисел. Найти максимальный элемент массива среди четных элементов.
  • Дан массив а(10), заполненный датчиком случайных чисел. Найти минимальный элемент массива, принадлежащий интервалу (c,d).