"Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова". 9-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (251 кБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

Образовательные:

  • Начать формировать знания о селекции как науке, определить её цели и задачи;
  • Познакомить обучающихся с центрами происхождения культурных растений;
  • сформировать понятия “сорт”, “порода”, “штамм”.

Развивающая:

  • Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать новый материал, работая с текстом учебника;

Воспитательная:

  • Воспитывать уважительное отношение к труду ученых-селекционеров на примере научной деятельности Н.И. Вавилова.

Оборудование:

  • Портрет Н.И. Вавилова, таблица “Центры происхождения культурных растений”, печатный материал для самостоятельной работы, презентация PP “Породы домашних животных и сорта культурных растений”, кроссворды, листы бумаги и карандаш для работы в группе.

Ход урока

I. Организационный момент (слайд 1). Приветствие.

Тема урока записана на доске, но закрыта и не объявляется в начале урока.

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Формулирование темы и задач урока.

Учитель: Сегодня мы начнем наш урок с разгадывания кроссворда (Приложение 1). На ваших столах лежат кроссворды, нужно их разгадать.

Взаимопроверка по ключу (слайд 2)

Затруднение у ребят вызывает вопрос №7, это служит для дальнейшей творческой деятельности обучающихся на уроке. Возникают вопросы:

- Что такое селекция?

- Для чего селекции необходимо знание законов наследственности и закономерностей изменчивости?

- Почему селекцию можно назвать эволюцией, направляемой желаниями и трудом человека?

- Каковы основные направления научной работы Н.И. Вавилова?

Ответы на эти вопросы предстоит дать в ходе урока. На основе этого формулируется тема и задачи урока (слайд 3).

III. Изучение нового материала.

1. Понятие о селекции

Учитель: Селекция (лат. “selection” - отбор) - наука о методах создания новых или об улучшении уже существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку свойствами (слайд 4).

В широком смысле слова селекция как процесс изменения домашних животных и культурных растений, по выражению Н.И. Вавилова “представляет собой эволюцию, направляемую волей человека”. Селекция возникла на заре человеческой культуры, но наукой она стала сравнительно недавно.

Все современные домашние животные и культурные растения произошли от далеких диких предков. Первые попытки одомашнивания животных и растений предпринимались людьми еще за 20–30 тыс. лет до новой эры. Широкое одомашнивание начинается с VIII–VI тысячелетия до новой эры. Именно тогда человек вовлек в культуру подавляющее большинство животных и растений.

Пионером разработки научных основ селекционной работы в нашей стране был Николай Иванович Вавилов (1887-1943). Он считал, что в основе селекции лежит правильный выбор для работы исходного материала, их генетическое разнообразие и влияние окружающей среды на проявление наследственных признаков при гибридизации особей.

2. Жизнь и деятельность Н.И. Вавилова

Сообщение обучающегося о Н.И. Вавилове (слайд 5).

Николай Иванович Вавилов — русский учёный-генетик, ботаник, селекционер, академик. Президент Всесоюзного географического общества, директор Института генетики.

Николай Вавилов родился 25 ноября   1887   года в семье богатого фабриканта обуви, депутата Московской городской думы. Окончил Московский сельскохозяйственный институт и за тридцать лет служения науке ботанике стал учёным мирового значения.

Научные достижения:

  • 110 экспедиций по всему миру. 
  • Учение об иммунитете растений. 
  • Учение о центрах происхождения культурных растений. 
  • Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. 
  • Учение о виде как системе, внутривидовые таксономические и эколого-географические классификации. 

Погиб в годы сталинских репрессий. На основании сфабрикованных обвинений был арестован в 1940 году, в 1941 году — осуждён и приговорён к расстрелу, который впоследствии был заменён 20-летним сроком заключения. Умер 26 января 1943 года в Саратовской тюрьме. В 1955 году посмертно реабилитирован.

В Саратове сегодня работает Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова (CГАУ) и именем Николая Вавилова названа улица Вавилова. В 1997 году в начале улицы Вавилова был установлен памятник Н. И. Вавилову.

Также есть улицы имени Вавилова в Липецке и Москве, но они названы в честь брата Николая Ивановича — физика Сергея Ивановича Вавилова.

А в Санкт-Петербурге есть улица братьев Вавиловых.

3. Центры происхождения культурных растений

Самостоятельная работа обучающихся:

На основе текста учебника стр. 123-125 и рис. 56, а также на основе материалов сообщения обучающегося, данных наглядной таблицы “Центры происхождения культурных растений” заполнить таблицу (Приложение 2).

Самопроверка по ключу (слайд 6).

Устно ответьте на вопросы: - Что вы сегодня ели на завтрак? - Откуда родом эти продукты? (ответы обучающихся)

Понятие о сорте, породе, штамме

Учитель: Все современные сорта растений и породы животных созданы благодаря селекции.

Учитель: Сорт – совокупность культурных растений одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями: продуктивностью, морфологическими и физиологическими признаками (слайд 7).

Порода – совокупность домашних животных одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями: продуктивностью, экстерьером (внешний вид и телосложение) (слайд 8).

Штамм – совокупность микроорганизмов одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями (слайд 9).

Презентация PP обучающегося о сортах растений и породах животных (слайд 10).

Учитель: Цель практической деятельности селекционеров – создание новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов, обладающими нужными человеку качествами (слайд 11).

Самостоятельная работа обучающихся малыми группами.

Каждой группе раздаются листы бумаги, карандаши для работы и карточки-задания (Приложение 3). Этап №1 (слайд 12). Этап №2 (слайд 13). Этап №3 (слайд 14).

Беседа по итогам работы в группе, в ходе которой формулируются задачи селекции: (слайд 15)

  1. Повышение урожайности сортов и продуктивности пород.
  2. Улучшение качества продукции.
  3. Повышение устойчивости к заболеваниям, вредителям.
  4. Экологическая пластичность сортов и пород.
  5. Пригодность для промышленного и механизированного выращивания и разведения.

Учитель: Перед ребятами ставится новая проблема: Какими методами пользуется селекция при выведении новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов?

Эту проблему мы решим с вами на следующем уроке, когда изучим основные методы селекции.

Учитель: Итак, ребята, мы можем выделить основные направления научной работы Н.И. Вавилова: (слайд 16)

  • Формирование задач современной селекции.
  • Создание учения о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
  • Создание коллекции семян культурных растений и их дикорастущих предков.
  • Создание сети институтов и селекционных опытных станций в стране.

Закон гомологических рядов, который гласит: “Генетически близкие роды и виды характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью, что, зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть нахождение параллельных форм у других родственных видов и родов” (примеры в учебнике стр.125-126) (слайд 17).

IV. Закрепление (слайд 18)

  1. Почему большинство сортов культурных растений погибнет без участия человека?
  2. Почему центры происхождения культурных растений совпадают с местами существования великих цивилизаций древности?

V. Домашнее задание (слайд 19)

Параграф 3.13, вопросы к параграфу, записи в тетради; творческое задание – составьте меню праздничного стола из продуктов Абиссинского центра происхождения и обоих Американских. Для каждого блюда укажите растение-сырьё и центр его происхождения. Оформите работу на листе А4.

VI. Итоги урока (слайд 20)

Как вам работалось на уроке? Что показалось самым трудным? Что запомнилось? Как вы оцените свою работу на уроке?