Цель урока: Создание условий для формирования нравственных ценностей, восстановление естественной связи детей с природой родного края, с историческими и культурными ценностями Татарстана (любви к Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество)
Задачи урока:
Образовательная:
- создание у детей образа родной страны, как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, историей, великими людьми;
- познакомить с татарскими национальными костюмами, инструментами, символикой РТ, знать особенности народной музыки;
- повторение песни: “Шушы яктан, шушы туфрактан без” Слова К.Булатовой, музыка Р.Андреева;
Развивающая:
- развитие интеллектуальных и творческих способностей;
- формирование ритмического слуха с динамическими оттенками p< f; расширение музыкального кругозора детей;
- продолжить развитие у учащихся коммуникативных навыков речи;
- умение различать средства музыкальной выразительности, понимать дирижерские жесты;
Воспитательная:
- воспитывать чувство патриотизма, уважения к национальным традициям и культуре народов, населяющих родной край, пробуждение национального самосознания;
- воспитание культуры слушания музыки; привитие музыкального вкуса;
- воспитание уважения к истории Татарстана и других стран.
Оборудование: видеопроектор, компьютер, баян, нотное изложение со словами, карта Татарстана, презентация “Мой Татарстан”
Основные термины и понятия: Россия, Отечество, Родина, патриот, столица, президент, государственные символы, культурные традиции.
Ход урока
I. Организационный момент учащихся на урок.
II. Музыкальное приветствие: “Музыка здравствуй”
III. Изучение нового материала:
Показ презентации – рассказ учителя об истории татарского народа.
Слушание: Гимна Республики Татарстан, озын к?й – лирический напев (“Шахта”, “Т?фтил??”)
IV. Распевка: Здоровьесберегающие, дыхательные упражнении, попевки и т.д.
V. Повторение песни: “Шушы яктан, шушы туфрактан без”
VI. Д/З
Звучит гимн Республики Татарстан.
Учитель музыки:
- Здравствуйте, ребята! Только что прозвучала музыка. Как она называется, назовите авторов?
Ответы детей: Это гимн нашей республики Татарстан. Автором музыки, который является Рустем Яхин, а слова написал Рамазан Байтимеров.
- Сегодня у нас необычный, интегрированный урок по истории и музыке: “Мой Татарстан – моя колыбель”.
Учитель истории:
История Татарстана имеет многовековую историю, уходит вглубь веков.
1. Общая характеристика Республики Татарстан.
(Слайд №1)
Республика Татарстан расположена в центре Российской Федерации на Восточно-европейской равнине, в месте слияния двух крупнейших рек - Волги и Камы. Общая площадь республики составляет 67 836,2 кв.км. Общая численность населения Республики Татарстан превышает 3,7 миллионов человек
- Столица республики - г. Казань, которая входит в число 13 крупнейших городов России с численностью населения 1 млн. человек и более.
(Слайд №2)
Татарстан является одной из самых многонациональных территорий России – представители свыше 115 национальностей проживают на территории республики. Среди народов, населяющих Татарстан, преобладающие по численности населения – татары (более 2 млн. чел. или 52,9% от общей численности населения республики). На втором месте русские – около 1,5 млн. чел. или 39,5%, на третьем – чуваши (126,5 тыс. чел. или 3,4%).
(Слайд №3-5)
2. Государственные символы РТ.
- Ребята, у каждого независимого государства есть знаки отличия – символы.
- Какие знаки отличия - символы есть у нашей республики?
Ответ детей: Флаг, герб, гимн.
Это всё мы называем – государственными символами.
- Какие цвета использованы и что означает каждый из них?
Ответ детей:
Рассказ учителя по слайдам.
3. Традиции татарского народа.
(Слайд №6-9)
Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием.
Наличие двух религии: ислама, христианства. В искусстве и культурном наследии народа как в зеркале отразились жизнь и быт наших предков, национальные особенности, идеалы красоты и религия. Существуют такие религиозные праздники.
- А какие религиозные и национальные обрядовые праздники есть у нашего народа?
Ответ детей: Корбан-байрам, Ураза-байрам, обрядовые праздники - Никах, Навруз.
- Давайте поговорим о наших национальных праздниках.
Слова учителя музыки: какая песня прозвучала только что? Назовите название песни.
Дети: “Сабантуй”
Да, правильно сказали, а сейчас мы с вами поговорим о нашем национальном празднике “Сабантуй”
Учитель истории:
4. Национальные праздники.
(Слайд№10-15)
В жизни каждого народа и его страны есть замечательные праздники, которые делают нашу жизнь интересной и содержательной.
Пожалуй, наиболее массовый и популярный сейчас
праздник - Сабантуй, который включает в себя
народные гуляния, различные обряды и игры.
Дословно “сабантуй” означает “Праздник Плуга”
(сабан - плуг и туй – праздник). Раньше он
праздновался перед началом весенних полевых
работ в апреле, сейчас сабантуй празднуют в июне
– по окончании сева.
Сабантуй начинается с самого утра. Женщины
надевают свои самые красивые украшения, в гривы
лошадей вплетают ленточки, подвешивают к дуге
колокольчики. Все наряжаются и собираются на
майдане – большом лугу. Развлечений на сабантуе
великое множество. Главное - национальная борьба
- к?р?ш. Для победы в ней требуется сила, хитрость и
ловкость. Победитель (батыр) получает в
награду живого барана (по традиции, но сейчас
чаще заменяют другими ценными подарками).
Поучаствовать и продемонстрировать свою силу,
ловкость, смелость можно не только в борьбе к?р?ш,
но и в других играх.
Учитель музыки: В течении всего праздника звучат татарские народные песни, шутки, танцы и праздничные поздравления.
Ребята, а какие ещё игры проводятся на Сабантуе?
Ответ детей: бой мешков, разбитие горшка, бег в мешках, лазание по бревну, лазание на столб за петухом, бег с коромыслом, скачки на лошадях, в армрестлинге и гиревом спорте, в различных видах бега.
А сейчас немного отдохнём. Физкультминутка.
Учитель истории:
5. Свадебные обряды татар:
(Слайд №16,17)
Всякому бракосочетанию предшествовал сговор, в котором со стороны жениха участвовал яучы (сват) и кто-либо из старших родственников. Если родители невесты давали согласие на брак, в ходе сговора решались вопросы о размерах калыма, о приданом невесты, о времени проведения свадьбы, количестве приглашенных гостей. После заключения “брачного договора” невесту называли ярашылган кыз - сосватанная девушка. Начиналась подготовка к свадьбе. Жених собирал калым, покупал подарки невесте, ее родителям и родственникам, покупал вещи в будущий дом. Невеста завершала подготовку приданого, собирать которое начинала с 12-14 лет. В основном это была одежда для себя и будущего мужа.
Ритуал бракосочетания и свадебный пир происходил в доме невесты. Жених находился в доме своих родителей, а невеста в окружении подруг проводила день в так называемом доме новобрачных (кияу ?йе - досл. дом жениха), которым служил дом ближайших родственников. Девушки гадали, пытаясь выяснить судьбу невесты в замужестве.
В свадебном собрании (туй) мулла совершал ритуал бракосочетания, открывавшийся соответствующей случаю молитвой. После прочтения брачной молитвы брак считался заключенным.
В это время невеста провожала подруг и сестер, после чего совершался обряд урын котлау - освящение постели новобрачных. Гости со стороны невесты приходили в кияу ?йе, каждый из них должен был потрогать перину руками или присесть на край постели. Гости оставляли по нескольку монет в специально приготовленном блюдце. И в этот день пели свадебные песни и поздравляли молодых.
Учитель истории: Каждый народ определяется не только традицией, но и одеждой – национальным костюмом.
6. Национальный костюм.
(Слайд № 18-22)
Национальный татарский костюм прошел длинный путь исторического развития. Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений.
Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и книзу тесьмой и мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником.
Головным убором мужчин, как уже упоминалось, была четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш). Праздничная бархатная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Поверх тюбетейки (покрывала у женщин, вышитого тамбуром – эрпэк) в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу.
Женский головной убор в прежние времена, как
правило, содержал информацию о возрастном,
социальном и семейном положении его
обладательницы. Девушки носили мягкие белые
калфаки, тканые или вязаные. Замужние женщины
поверх них, выходя из дома, набрасывали легкие
покрывала, шелковые шали, платки. Носили также
налобные и височные украшения – полоски ткани с
нашитыми бляхами, бусинами, подвесками.
Традиционная обувь – кожаные ичиги и башмаки с
мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из
цветной кожи. Праздничные женские ичиги и
башмачки были орнаментированы в стиле
многоцветной кожаной мозаики. Рабочей обувью
служили лапти татарского образца (татар чабата):
с прямоплетёной головкой и низкими бортиками. Их
надевали с белыми суконными чулками (тула
оек).
7. Кухня, традиции застольного этикета.
(Слайд 23,24)
Интересна и разнообразна татарская национальная кухня, которая развивалась не только на основе своих этнических традиций. Большое воздействие на нее оказали кухни соседних народов. В наследство от булгар в татарской кухне остались катык, бал-май, кабартма, дополнившиеся татарским чак-чаком, эч-почмаком, китайская кухня подарила пельмени и чай, узбекская - плов, таджикская – пахлеве.
Из всего многообразия блюд наиболее характерны: во-первых, супы и бульоны (шулпа, токмач) мясные, молочные и постные. Во-вторых, распространенными у татар являются мучные печеные изделия - бэлеши, перемячи, бэккэны, эч-почмаки, сумса и другие с начинкой из мяса, картофеля или каши. В-третьих, наличие "Чайного стола - души семьи", как говорят татары, подчеркивая его значимость в застольном ритуале. Чай с печеными изделиями заменяет порой завтрак или ужин, чай - непременный атрибут встречи гостя. Историк Н.Воробьев пишет: "Наиболее широко распространенным напитком у татар всех классов являлся чай, который пили часто и много, гораздо больше, чем соседние народности.
8. Музыка татарского народа.
(Слайд №26-29)
Музыка татарского народа, как и другой вид искусства, прошла многовековый путь исторического развития.
Все многообразие татарского музыкального фольклора можно разделить на песенное творчество и инструментальную музыку. Именно в песне ярко отразилась эмоциональная жизнь народа - его печали и радости, праздники и обычаи, быт и историческое развитие. Песенное творчество татар включает обрядовые (календарные, свадебные), исторические (баиты) и лирические песни. В народном музыкальном искусстве развивалось лишь сольное пение, традиционно одноголосное. Не один праздник не проходил без песен и танцев. Песенное творчество и инструментальная музыка ярко отражают культуру народа, его жизнь, печали и радости, праздники и обычаи, быт и историческое развитие.
Одни зимние вечерние посиделки назывались “Аулак ой”, другие - “кич утыру”. На них девушки рукодельничали, распевали песни, а когда приходили парни, затевались игры и танцы.
Слово бэет (баит) арабского происхождения и обозначает двухстрочную строфу. Они создавались в период или после важных исторических событий (войны, крестьянские восстания) или после каких-либо исключительных происшествий (внезапная смерть, гибель). Для баитов характерно повествование от первого лица.
Сначала существовало книжное пение, т.е. распевались религиозные тексты (молитвы). Постепенно напевы книжной традиции стали исполняться по-разному. Напевы становились все более лиричными, смягчались, постепенно формируя такой песенный жанр, как озын кой (протяжная песня), где мелодия повествует "боль души". Это наиболее ярко проявилось в песенной лирике мусульманского населения Казанского ханства. Она отличается особой плавностью, текучестью и непрерывностью мелодического развития. Обилие распевов придает пластичность, гибкость, "узорчатость" мелодической линии.
Среди лирических песен можно выделить следующие: о родине , песни о тяжелых условиях жизни, песни о поисках счастья на чужбине. Особую и весьма многочисленную группу составляют песни о судьбах женщин. Основная же часть народной песенной лирики — песни о любви. Нередко они называются женскими именами: “Галиябану”, “Райхан”, “Тэфтилэу”, “Шахта”.
Исполнение лирической песни “Шахта”.
- Почему мы на слух быстро можем отличить татарскую или восточную мелодию? (ответы детей).
Татарская музыка имеет ладо - интонационные и ритмические особенности. Особый лад пентатоника (пента - пять) -пятиступенный лад имеет восточную окраску.
- Послушайте, как звучит обычный семиступенный лад и сравните его с пентатоникой.
(Слушание)
- Назовите татарские музыкальные инструменты? (ответы детей).
Наиболее распространенными инструментами татарского музыкального фольклора были: гармонь-тальянка, курай (типа флейты), кубыз, сурнай (восточный музыкальный инструмент). Послушайте их звучание.
- Слушание песни в исполнении разных инструментов.
Определение тембра каждого инструмента.
- А теперь поговорим о татарском танцевальном искусстве.
Народные танцы Татарстана имеют большую многовековую историю. Возникнув в далекой древности, они приобрели, потрясающие своей красотой и грацией, движения. Народные танцы Татарстана подчеркивают гордость и смелость людей Татарстана, их деятельность - причем, как трудовую, так и военную. Это связано с тем, что танец создавался, прежде всего для разнообразных празднований, например, для свадеб, для приезда гостей, даже для покупки нового коня или постройки жилища. Многие танцы Татарстана являются небольшими театральными зарисовками значимых исторических событий, которых было очень немало в истории народа Татарстана.
По тематике в данное время все танцы схожи, в основном преобладают лирические и бытовые мотивы: о любви счастливой и несчастной, о выборе невесты, о ссорах между любимыми и о многом другом. Подобная схожесть, вероятно, была присуща танцевальной культуре народа и раньше, с той лишь разницей, что посвящены танцы были духам воды, неба, матери-земли, от которых ждали дождя, урожая и т.д.
Все танцы можно разделить на: 1) мужские и женские (по половозрастному признаку); 2) сольные, смешанные и групповые (по количественно-качественному признаку). Однако, несмотря на подобное деление, в танцах татар большая роль отводится женщине- хранительнице домашнего очага..
Сольные, парные и хороводные танцы обычно в XX в. исполнялись с музыкальным сопровождением (гармонь, аккордеон использовали особенно часто в последние пятьдесят-шестьдесят лет), а вот в более ранние времена танцы сопровождались и голосовой партитурой (песни, причитания и т.д.) или же ударными инструментами (бубен, барабан, а в более древние времена кубыз).
- Сможет ли кто-то из вас показать татарские национальные движения? (ответы детей)
Татарские танцы это та неотъемлемая часть наследства, перед которой ни один человек не удержится, и не станет смотреть сидя со стороны. Одни названия этих танцев чего стоят: "Шома бас", "Апипа", "Танец уфимских татар", "Татарский лирический танец" (сольный), "Лирический танец с платками", "Татарский молодежный танец", "Сабантуй", "Джигиты". В этих танцах девушки подчеркивали свою нежность, показывали грацию. Парни во всю демонстрировали мужество, быстроту и силу.
Обязательным атрибутом народных татарских танцев являются соответствующие костюмы.
Причем, для каждого танца подбирается свой костюм.
- Ребята, а теперь споем разученную нами песню “Шушы яктан, шушы туфрактан без”.
9. Вывод урока.
– Сегодня мы окунулись в мир истории татарского народа, познакомились с культурными традициями родного края, с национальными обычаями, декоративно-прикладным искусством, праздниками, кухней, песенным и танцевальным творчеством. Как вы увидели, татарская культура многогранна. Гражданам Татарстана необходимо знать региональные особенности родного края, уважать и почитать культуру и традиции народов, проживающих на территории нашей республики.
Оценивание работы детей на уроке.
Творческие задания на выбор:
- Посоветуйся с родителями и назови несколько традиций, принятых в вашей семье.
- Расскажи о традициях, принятых в вашей семье
- Расскажи членам семьи об известных людях республики.
- Подбери стихотворения, пословицы о Родине.
- Напиши сочинение на тему: “Мой Татарстан - моя колыбель”.