Средние века, пожалуй, самый "романтический" период истории, который очень нравится детям. Рыцари, прекрасные дамы, короли и придворные интриги, сражения во имя веры... По сравнению с историей Древнего мира история Средних веков наполнена совершенно новым содержанием, благодаря чему к ней у подрастающего поколения всегда очень стойкий интерес.
Тема урока “Как происходило объединение Франции” посвящена событиям французской истории XIII–XIV вв. Тип урока - комбинированный (изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий). Приемы, использованные в ходе урока: беседа, игры “тик-тэк-тоу” и "снежный ком", сообщения учащихся, заполнение схемы, рефлексия. Межпредметные связи: обществознание (государственный бюджет)
Педагогические цели:
1) Создать условия для изучения истории складывания централизованного государства и формирования сословно-представительной монархии во Франции, обеспечить усвоение ключевых понятий темы: централизованное государство, Генеральные Штаты, сословная монархия;
2) Показать историческую роль Генеральных Штатов в создании сословной монархии во Франции.
3) Развивать умения соотнесения, группировки понятий, навыки работы с картой, анализа исторического текста.
Оборудование урока: карточки для игры "тик-тэк-тоу", карточки со смайлами для рефлексии, презентация к уроку, проектор
Ход урока
1. Организация начала занятия.
2. Проверка выполнения домашнего задания.
А) Беседа по вопросам (проводится учителем).
- Что такое крестовые походы? Какие события и условия в Европе сделали их неизбежными?
- Кто и почему стал участником крестовых походов? Были ли у крестоносцев общие цели?
- Какие крестовые походы были успешными? В чем их "секрет" их успеха"?
- Что нового появилось в Европе в результате крестовых походов? Как изменился Восток после знакомства с крестоносцами?
- Как вы думаете, как могла бы сложиться история, если бы крестовых походов не было? Почему?
Б) Игра “тик-тэк-тоу” (учащиеся работают в группах по четыре человека). Каждый ученик получает четыре заранее заготовленные учителем чистые карточки. В течение 2-х минут ученики вспоминают ключевые слова, относящиеся к теме прошлого урока, записывают каждое из них на отдельную карточку. Затем слова перемешиваются и выкладываются квадратом стороной в 3 слова. Далее в течение 3-х минут учащиеся составляют по 2 предложения с тремя словами из этого квадрата по вертикали, горизонтали или диагонали. Участники группы выбирают 2 наиболее интересных предложения и зачитывают их. Класс оценивает работу групп. Игра позволяет весело и интересно проверить усвоение основных понятий прошедшего урока учениками.
Памятка для оценивания работы групп в игре.
- “5” – все слова относятся к теме, использованы в предложении правильно.
- “4” – все слова относятся к теме, но в их использовании допущены ошибки.
- “3” – одно-два слова относятся к теме или использованы неправильно
- “2”– слова к теме не относятся, предложения не составлены
3. Введение в новую тему.
“Сегодня на уроке мы начнем изучать новую большую тему, посвященную созданию в Европе централизованных государств. Наша тема называется "Как происходило объединение Франции". СЛАЙД 1
Изучать историю объединения Франции мы будем с вами по плану:
СЛАЙД 2
- Причины объединения Франции
- Успехи в объединении страны
- Филипп IV Красивый и конфликт с папой
- Генеральные Штаты
4. Новая тема урока.
Ребята, мы с вами оставили Францию во времена феодальной раздробленности, когда власть короля была очень мала. К началу XIII века французские короли начинают процесс объединения страны, одновременно растет и королевская власть. Историки называют это время началом складывания централизованного государства.
Предположите, что такое централизованное государство. Давайте запишем это понятие в тетрадь. Как связаны между собой централизация и объединение страны?
СЛАЙД 3
1) Мы уже говорили с вами о том, что ни одно историческое событие не происходит без причины. Значит, во Франции в это время уже появились условия для объединения государства. Поработаем с учебником и выясним, какие же это были условия.
СЛАЙД 4
Воспользуйтесь текстом учебника на с. 123-124 и объясните, как связаны явления, указанные на схеме, с необходимостью объединения страны.
Итак, мы выяснили, что французы были заинтересованы в объединении страны. Давайте подумаем, какие слои населения получили бы от этого наибольшую выгоду. В этом нам помогут картинки на слайде.
СЛАЙД 5
Крестьяне, горожане, простые рыцари, духовенство... Кто же не хотел объединения страны и почему? Крупные феодалы - герцоги, графы и бароны, видели в этом угрозу для своей власти.
2) Несмотря на сопротивление крупных феодалов, первые успехи в объединении страны не заставили себя ждать.
СЛАЙД 6
Откроем карту на с. 124. Найдем на ней владения французского короля и владения французских феодалов. Что происходит на протяжении этого времени с королевскими землями? Правильно, их количество увеличивается. Подумаем, какими путями король мог добиться перехода под свою власть новых земель. Французские короли очень хорошо использовали эти способы.
Первые крупные успехи в объединении Франции связаны с именем короля Филиппа II Августа. В 1214 г. он в битве при Бувине отобрал у Англии практически все принадлежавшие ей французские земли. Для Англии это имело последствия, о которых мы будем говорить с вами на следующем уроке.
Новые успехи в объединении страны были связаны с именем Людовика IX Святого.
СЛАЙД 7
О его заслугах нам расскажет Карина (выступление учащегося с заранее подготовленным сообщением. Класс получает задание: прослушать сообщение и определить главные заслуги Людовика IX в объединении страны и усилении свой власти)
Далее учащиеся коллективно обсуждают заслуги Людовика IX и приходят к выводу о том, что власть Людовика уже была сильнее, чем власть любого из феодалов Франции.
3) Еще более королевская власть усилилась при Филиппе IV Красивом.
СЛАЙД 8
Этот король продолжил собирание французских земель, вел войны с Англией за Фландрию, и это вынуждало его расходовать много средств на армию. Деньги Филиппу IV нужны были всегда, и он постоянно искал новые источники доходов.
СЛАЙД 9
Представьте, что каждый из вас - королевский казначей, и ваша задача - составить государственный бюджет Франции при Филиппе IV. Понятие "государственный бюджет" вам уже известно из курсе "Окружающий мир". Подумайте, как король мог пополнить свой бюджет, и на что он мог расходовать средства из него. Вывод: Филипп IV имел много источников доходов, но тратил деньги в основном на армию и чиновников. Это говорит об усилении королевской власти. Значит, Филипп IV сделал новый шаг в централизации Франции.
СЛАЙД 11
Рассказ учителя о конфликте Филиппа IV Красивого с папой Римским Бонифацием VIII и о победе короля. Вопрос к классу: известны ли вам подобные ситуации конфликта монарха и папы? Ребята вспоминают германского императора Генриха IV и папы Григория VII. Тогда конфликт закончился победой папы. В этот же раз победила светская власть. Почему? Что изменилось? Французский король в это время был уже намного сильнее папы, поэтому на долгое время главы католической церкви угодили в кабалу к Франции - началось Авиньонское пленение пап.
СЛАЙД 12
4) Чтобы получить одобрение жителей Франции в борьбе против папы, Филипп IV впервые во французской истории собрал Генеральные Штаты. В этом собрании представителей сословий принимали участие дворянство, духовенство и бюргерство. Главная цель этого собрания - утверждение налогов.
СЛАЙД 13
Так Франция стала сословной монархией - централизованным государством, в котором король правит, опираясь на собрание представителей сословий.
Как вы думаете, кто из жителей Франции получил наибольшую выгоду от создания Генеральных Штатов? Конечно, те, кто принимал участие в утверждении налогов.
СЛАЙД 14
Таким образом, в XIII - XIV вв. во Франции происходил процесс объединения и централизации страны. Этот процесс был связан с возрастанием королевской власти.
5. Закрепление знаний и способов действий. Игра "Снежный ком". Учащийся называет слово или понятие, связанное с темой, и бросает клубок следующему ученику. Задача этого ученика - повторить слово, добавив к нему свое.
6. Подведение итогов занятия: оценка результатов, выставление оценок за работу на уроке.
7. Домашнее задание: параграф 24 читать, дополнительно - подготовить сообщение об английском короле Иоанне Безземельном.
СЛАЙД 15
8. Рефлексия. Ребята, спасибо вам за урок. Пожалуйста, после окончания урока вложите в папку на первой парте карточку со смайликом, соответствующим вашему настроению на сегодняшнем уроке. До свидания!