Цель: стимулировать познавательный интерес к предмету, углубляя знания учащихся об истории Адыгской кухни.
Задачи:
- развитие познавательной активности, творческого отношения к работе;
- обеспечение эмоционального удовлетворения;
- формирование интереса к адыгской национальной кухне.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.
Участники: 3 команды знатоков.
Ход мероприятия
Ведущая:
Если гость постучит у двери
Гостю сердце своё отвори.
И полдома на время отдай,
И четлибжем его угощай!
И пои ключевою водой
У адыгов обычай такой!
Ведущая:
Добрый день, дорогие гости, Мы рады вас приветствовать здесь, на конкурсе “Знатоки адыгской кухни”.
Традиции, связанные с пищей, имеют у адыгов свою этническую специфику, которая определяется различными аспектами общественной и экономической жизни народа, его религиозными воззрениями, обычаями, традициями, правилами этикета. Национальная кухня любого народа основана на природных ресурсах и климатических условиях территории, на которой он проживает, от наличия исходного сырья и, конечно, пищевых предпочтений, которые, в свою очередь, зависят от культурных и религиозных традиций. Древняя история адыгов связана с Черноморским побережьем, Прикубанскими степями, предгорьями и горами Большого Кавказа, то есть с самыми разнообразными ландшафтами и климатическими условиями.
Богатство природных ресурсов и развитое хозяйство оказали влияние на ассортимент блюд национальной кухни. И сегодня, в этом зале наши участницы блеснут своими знаниями в области кулинарии.
А оценивать их будет наше уважаемое жюри:
Начинаем наш конкурс. Просим командам представиться. Максимальное кол-во баллов в каждом туре 6 баллов.
I конкурс. “Представление команд”
- Девиз.
- Эмблема.
- Приветствие.
II конкурс. “Знатоки истории”
Домашнее задание: подготовить ответы на вопросы (история адыгской кухни) /Приложение 1- для жюри./
1. Назовите одно из самых почитаемых адыгами зерновых культур и блюдо, занимавшее центральное место системы питания, имевшее универсальный (и повседневный, и праздничный) характер./ Просо, п1астэ-мамалыга/
В древнем эпосе "Нарты" имеется отдельный рассказ о том, как богатырь Сосруко спас людей от голода, вернув им подарок бога плодородия - волшебные зерна проса, похищенные богом недорода и бескормицы. Интересно, что в этой легенде называется конкретное блюдо, которое бог плодородия "рекомендовал" готовить из проса – это пастэ.
2. В настоящее время пасту подают, нарезав в холодном виде ломтиками или выложив в теплом виде деревянной лопаткой на тарелку (бэлагъышхьэурэ). В старину пасту подавали по-другому: она была “блюдом” в любом смысле этого слова. Как в старину подавали пастэ? / Горячую пасту утрамбовывали по всей площади адыгского круглого столика в пласт толщиной 5-6 см, смачивая при этом руки холодной водой. В середине делали углубление, в которое выкладывали вареное или жареное мясо, птицу, поливали все соком или выделившимся жиром, садились вокруг столика и ели руками, без вилок, отламывая кусочек “блюда”, обмакивая его в сок./
3. На каком рисунке изображён момент, когда адыги преподносят царю кукурузную плоскую лепёшку / рисунок Теодор(Федор) Федорович Горшельта XIX в. “Государь император принимает бжедуховскую депутацию 13 сентября 1861 года” /
4. В адыгейской (черкесской) кухне существует множество блюд из теста, которые не встречаются в других национальных кухнях: лакумы, слоеный сладкий хлеб, мажаджа. Ни одно торжество не обходится без тхурыжа – это подобие хвороста, но оригинальной формы: в виде широкой ленты, закрученной в спираль. Приготовление пшеничного дрожжевого теста заимствовано адыгами (черкесами) у соседних народов. Адыги предпочитали пшенице ячмень, кукурузу, просо, а также муку из этих злаков. Но современная адыгейская кухня, как и кухни других народов мира, без пшеничной муки не обходится. Существует ряд оригинальных блюд, которые готовились специально для девушек, приезжающих на свадьбу, в качестве гостей со стороны невесты. Эти блюда маскировались под обычные изделия из теста: пельмени, вареники, но в них необычная начинка: фрукты или ягоды начиненные медом. Как назывались эти блюда? /“обманки для девушек”/
Удивленные возгласы девушек, попробовавших на вкус совсем не то, что ожидали – лучшая награда для разыгравших их хозяев. Розыгрыши за столом – самая невинная шутка из тех, что ожидают гостей на веселой адыгейской (черкесской) свадьбе.
5. Какими основными способами тепловой обработки пользовались адыги ?/ Основными способами тепловой обработки являлись:
1) Жарение над углями домашнего очага. Таким образом, нанизанные на вертел, готовились целые туши домашнего скота (чаще — баранина) или диких животных, добытых на охоте. Как правило, подобное блюдо было характерно для трапезы с участием почетных гостей.
2) В котле жарилось (наряду с указанными выше видами) также и мясо домашней птицы и дичи, разделанное на куски.
3) Варке чаще всего подвергали баранину и мясо домашней птицы. Полученный при этом бульон (лэпсы) мог подаваться на стол в качестве отдельного блюда, либо как полуфабрикат направлялся на дальнейшую переработку.
4) Методом тушения чаще готовили птицу (курицу, индейку) и баранину./
6. Как называется дорожное блюдо, получавшееся путем многократного отваривания и замешивания крутого пшенного теста, иногда с добавлением меда? Почему оно называется дорожным в чем его хранили и как употребляли в пищу? /Гомыл. Сделанное тесто должно было перебродить. Перебродившее тесто приобретало дополнительную калорийность, являлось источником энергии для человеческого организма. По утверждению адыгов, пишет Дж. Бэлл, гомыл “дает и силы и мужества”. По этой причине, а так же в связи с компактностью (небольшим объемом) и длительным хранением гомыл брали с собой в поход, в другие длительные поездки, на охоту. Тесто укладывалось в кожаный мешок, из которого перед завязыванием удаляли воздух, и подвешивалось к седлу. Перед употреблением кусочек продукта разводили в нужном количестве воды. Из теста могли сделать лепешку и обжарить ее на огне, а затем, по словам И.Ф. Бларамберга, заесть “с небольшим количеством копченного мяса козы или барана”. /
7. Адыги, как и все народы, соблюдали определенный порядок приема пищи в течение дня. В заметках путешественников встречается ошибочное мнение, будто адыги "ели, когда хотели". Такое впечатление могло сложиться у иностранца, которого как гостя действительно могли угощать в любое "неурочное" время. Докажите это и приведите примеры блюд подаваемых на завтрак, обед и ужин. / Наличие распорядка в приеме пищи подтверждается присутствием в адыгском языке слов для обозначения завтрака (пчэдыжьышх), обеда (щэджэгъуашх) и ужина (пчыхьэшъхьашх). Распорядок соблюдался еще и потому, что пищу, как правило, готовили только на один раз непосредственно перед едой (даже в наше время холодильников и микроволновых печей врачи-диетологи рекомендуют поступать именно так). Если же в течение дня нужно было перекусить, то для этого всегда имелись кисломолочные продукты, калмыцкий чай, выпечка, мед, орехи и т.п. На завтрак обычно подавалась легкая, небольшая по объему, но калорийная пища – калмыцкий чай, пышки (щелям), свежий или жареный сыр (куае), яичница, иногда подавалось отварное мясо. Обед состоял преимущественно из мясных блюд и птицы, которые подавались с соусом (щипс), хлебом, различными овощами, кислым молоком (щхыу), фруктовыми напитками. На ужин также подавали мясные блюда, но чаще - молочные, крупяные и мучные, а также сладости, мед и чай./
8. С помощью каких продуктов, в сказке “КУЙЦУК И ИНЫЖИ”, Куйцук перехитрил Иныжа, чтобы перебраться через реку? / …Настала очередь Куйцука показать свою силу. Он поднял с земли мешок с мукою, стал его трясти, и скоро его окутало облако мучной пыли.
А глупый иныж подумал, что это камень превратился в пыль.
Когда пыль осела, Куйцук взял круг сыра и сжал его в руке — потекла сыворотка.
Стал Куйцук есть сыр, а сам приговаривает:
— Можешь ли ты, иныж, есть камни? Если можешь, значит, ты сильнее меня!
Что было делать великану? Признал он, что Куйцук сильнее, и перешёл реку. А сам решил: “Донесу я его до середины реки и утоплю”.
Посадил иныж Куйцука себе на плечи и вошёл в воду.../
9. Название этого напитка происходит от древнетюркского “BUXSУМ”. Его готовят из проса, ячменя, пшеницы. В наши дни его готовят только на свадьбах и поминках. /Мэхъсымэ (шъуатэ)/
10. Какое ритуальное блюдо готовится у шапсугов из пшена и муки, чем можно его начинять? /мэтаз, можно начинять сыром, сыром с мятой, сыром с грецким орехом, грецким орехом/
11. Почему адыги не едят индейку, гуся, утку пока они не испробуют первый снег? /Пока индейка, гусь и утка не испробуют первый снег, на ней множество мелкого оперения, которое исчезает после снегопада. После употребления первого снега у птицы появляется аппетит, за неделю она набирает максимальный вес./
12. Чтобы косаря не мучила жажда, он клал под язык кусочек пищевого продукта. После этого он мало потел, меньше уставал при косьбе, аппетит же – улучшался. Назовите этот пищевой продукт? /соль/
III конкурс. “По следам народной мудрости / Что это значит?”
Задание: изобразить с помощью пантомимы предложенные пословицы.
1.команда
– Вместе есть – вкуснее, вместе трудиться – удовольствие. Зэдашхэ Iэшу, зэдэлажьэ тхъагъо.
- ХьакIэр шхахэмэ пчъэм еплъы. – Гость после приема пищи смотрит на двери.
2.команда
Поработаешь – будешь мясо есть, будешь лениться - горя повидаешь. Улажьэмэ лыжъ пшхын, умылажьэмэ лажьэ плъэгъун.
Когда гостю приходить – дело гостя, когда гостю уходить – дело хозяина. ХьакIэм къэкIоныр - иIоф, кIожьыныр - бысым иIоф.
3.команда
– Iанэр бысымым иIоф, телъыр хакIэм иIофшIэн.- Приготовить и накрыть стол – дело хозяина, а справиться с приготовленной пищей – дело гостя.
Чем тот, кто много говорит, лучше тот, кто много делает. Бэ зыIорэм нахьи бэ зышI.
А пока наши команды готовятся, мы проведем конкурс среди болельщиков. Каждое отгаданное слово принесет один бал команде за которую вы “болеете”.
IV конкурс. “Конкурс болельщиков”
Задание: составьте название продуктов из двух слов на тему “Питание”.
- РИС + КЕПИ (ПЕРСИКИ)
- МЕЛЬ + ПЕНИ (ПЕЛЬМЕНИ)
- СОР + САЛЬНИК (РАССОЛЬНИК)
- РЫБА + СОКИ (АБРИКОСЫ)
- РОТ + КАФЕЛЬ (КАРТОФЕЛЬ)
V конкурс. “Презентация блюд”
Домашнее задание: приготовить и презентовать одно блюдо из адыгской кухни.
VI конкурс. “Поэтический конкурс”
Задание: написать синквейн выбранному блюду. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.
VII конкурс. “Путаница”
Задание: соотнести названия блюд
- Джэнчыпс – суп с фасолью
- Лилибж - мясо в своем соку, жаркое
- Кояж — жареный сыр
- Курамбий — песочное печенье
- Кабыгажаг — печеная тыква
- Картофщипс — картофельный соус
Жюри подводит итоги, награждают победителей.
Используемая литература:
1. Губжоков М. Н. - История Адыгеи с др. времен до 1920 года – 2009г.
2. Савв Р.Х. – Мудрость адыгского этикета.- Майкоп, 1995г.
3. Половинкина Т.В.- Аборигены кавказского причерноморья. - г.Нальчик, 2004г.
4. Похлебкин В.В. Большая энциклопедия кулинарного искусства “Все рецепты”. Издательство Москва Центрполиграф ,2006 .
5. Кубатиев Б.Х. Блюда адыгской(черкесской)кухни.- Майкоп, 2008г.
6. Бочкарева И.В., Щербашина Л.Д.. Моя Адыгея.- Майкоп, 1992г.
7. http://www.nebokubani.ru/zhurnal-nomer-37/larisa-kat-myi-sami-tvorim-legendu