При обучении математике учителя имеют дело с разными учащимися: проявляющими повышенный интерес к ней; занимающимися ею по мере необходимости и особенного интереса к предмету не проявляющимися; считающими математику скучным, не любимым предметом. Значит одни учащиеся легко и с интересом усваивает программный материал по математике, другие добивается лишь удовлетворительных результатов, а третья группа учащихся усваивает предмет с большим трудом. Поэтому это требует индивидуализации обучения математике, одной из форм которой является внеклассная работа.
Внеклассная работа по математике призвана решить целый комплекс задач по углубленному математическому образованию, всестороннему развитию индивидуальных способностей школьников и максимальному удовлетворению их интересов и потребностей.
Формы проведения внеклассной работы должны быть рассчитаны на различные категории учащихся. Эта работа должна привлекать и проводиться не только для интересующихся математикой и одаренных, но и для учеников, не проявляющих интереса к предмету. Благодаря правильно выбранной форме внеклассной работы ученики разного уровня станут больше уделять внимания математике. Одной из таких форм проведения внеклассной работы является предметная неделя, которую я опишу ниже.
Цели и задачи недели математики.
- Развитие интереса к предмету;
- Расширение знаний по предмету;
- Формирование способностей: логического мышления, рациональных способов решения задач, смекалки;
- Содействие воспитанию коллективизма и товарищества, культуры чувств ответственности, чести, долга.
Задачи:
- Привлечь всех учащихся для организации и проведения недели.
- Провести в каждом классе мероприятия, содействующие развитию познавательной деятельности учащихся.
- Организовать самостоятельную и индивидуальную, коллективную творческую и практическую деятельность учащихся.
- Предметная неделя заранее планируется учителями математики.
Учителя приглашают учащихся в “Город математики”. Каждая параллель “проживает всю неделю на своей улице, в своих домах. Названия улиц в “Городе математики”:
- улица Натуральных чисел - 5 классы;
- проспект Дробей - 6 классы;
- улица Степеней - 5 классы;
- площадь Радикалов - 8 классы;
- проспект Функций - 9 классы;
- улица Логарифмов -10 классы;
- площадь Интегралов – 11 классы (названия улиц соответствует основной или новой теме курса).
Дом оформляет каждый класс. Дома выполняются в виде газет-раскладушек, в которых отражается информация по теме, соответствующей названию улицы. Объявляется конкурс на лучший дом “Города математики”.
Всю неделю проводится фестиваль “Города математики”. Каждая “улица” по дням недели участвует в фестивале. Это конкурсы и игры: “Морской бой” в 6-х классах, “Математический калейдоскоп” в 7 классах, “Морской бой” в 8-х классах, “Брейн-ринг” в 9 классах, “Математический КВН” в 10-11 классах и т.п.
Ребята в течение недели принимают участие в конкурсах герба, флага и девиза города математики, в конкурсах творческих работ: математическая сказка, кроссворд, изречения о математиках и математике.
По мере поступления материала от классов, формируются выставки на передвижных стендах и работы оцениваются по пятибалльной системе. Оформляется экран достижений города “Математики”, куда ежедневно заносятся баллы, заработанные классами. У ребят есть возможность увидеть все работы, и соответствующие этим работам баллы на экране. Ребята готовят фоторепортаж всех событий. В конце недели подводится итог всех достижений. Учащиеся на линейке получают грамоты, как личных достижений, так и достижений классного коллектива.
Экран достижений города математики выглядит так:
Класс | Газета (дом) | Герб | Флаг | Девиз | Участие в творческих конкурсах | Итоги праздников | Итого | Место |
5а | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 5 | 22 | II |
5б | 3 | 4 | 3 | 1 | 3 | 4 | 18 | |
5в | 5 | 3 | 3 | 3 | 4 | 5 | 23 | I |
5г | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 21 | III |
6а | 3 | 4 | 2 | 1 | 2 | 5 | 17 | |
6б | 3 | 3 | 3 | 1 | 4 | 4 | 18 | III |
6в | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 3 | 26 | I |
6г | 5 | 5 | 4 | 2 | 5 | 1 | 22 | II |
7а | 5 | 5 | 3 | 3 | 5 | 4 | 25 | I |
7б | 4 | 3 | 3 | 2 | 4 | 5 | 21 | III |
7в | 4 | 4 | 4 | 3 | 5 | 4 | 24 | II |
7г | 3 | 4 | 3 | 1 | 2 | 2 | 15 | |
8а | 3 | 4 | 3 | 1 | 3 | 3 | 17 | II |
8б | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 5 | 15 | |
8в | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 | 9 | |
8г | 4 | 2 | 1 | 3 | 3 | 3 | 16 | III |
9а | 4 | 3 | 0 | 0 | 0 | 3 | 10 | |
9б | 5 | 3 | 5 | 4 | 4 | 4 | 25 | I |
9в | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | 5 | |
9г | 5 | 3 | 2 | 5 | 3 | 3 | 21 | II |
10а | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 28 | I |
10б | 3 | 4 | 3 | 2 | 4 | 3 | 19 | II |
11а | 3 | 2 | 3 | 4 | 2 | 1 | 15 | |
11б | 5 | 2 | 2 | 2 | 5 | 5 | 21 | III |
В проведении такой предметной недели принимает участие почти все учащиеся школы. Учащиеся принимают участие в самостоятельной, индивидуальной и коллективной деятельности. Все мероприятия вызывают живой интерес у учащихся и способствуют повышению интереса к предмету.