Игра “Великие британцы” является готовым продуктом школьного проекта ГБОУ школа №463 Выборгского района Санкт-Петербурга “Великие британцы”, посвящённого прогрессивной научной деятельности британских учёных, оставивших наиболее значимый след в истории развития физики, математики, логики и способствовавших совершенствованию технических средств обработки, хранения и передачи информации.
Цели и задачи игры:
- создать условия для развития личности учащихся, их познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- сформировать представление о вкладе британских учёных в историю развития математики, информатики и физики;
- показать актуальность и востребованность идей британских учёных в современном обществе;
- воспитать уважительное отношение к историческому наследию, научным и культурным ценностям.
Условия участия и порядок проведения игры
Игра рассчитана на 60-70 мин, проводится в состязательной форме между двумя командами, состоящими из 6-7 человек, обучащихся в 7-9 классах. Команда должна иметь название, общий элемент одежды и эмблему. Обязательно наличие болельщиков – 3-5 учащихся (от каждой команды).
Для подготовки к игре всем её участникам рекомендуется ответить на вопросы дистанционного тура (Приложение 1), а также выполнить творческое задание – создать презентацию или видеоролик “Великие британцы”.
Описание очного тура игры
Задания игровых раундов представлены на слайдах презентации (Презентация).
Первый раунд – “Представление команд” (1-2 мин).
Максимальное количество конкурсных баллов – 5.
Второй раунд – “Конкурс презентаций” (7-10 мин).
Команды представляют презентацию или видеоролик на тему игры. В данном раунде могут принять участие, как члены команд, так и их болельщики. Максимальное количество конкурсных баллов – 10.
При оценивании результатов данного раунда учитывается:
- коммуникативная компетентность (речевое оформление, логичность высказывания, аргументированность);
- соответствие содержания презентации теме, целям и задачам игры;
- качество представленного материала;
- компьютерный дизайн;
- актуальность и оригинальность.
Третий раунд – “Разминка” (5-7 мин), 5-15 слайды презентации.
В течение определённого времени ведущий задаёт 5 вопросов по теме игры. Задача игроков команд – как можно быстрее дать ответ и первыми поднять сигнальную карточку. Баллы засчитываются только в том случае, если команда даёт правильный ответ (по 1 баллу за каждый ответ).
Вопросы раунда “Разминка”:
- Назовите известного английского физика – автора закона сохранения энергии – “одного из самых важных обобщений в науке”.
- Назовите учёного, превратившего магнетизм в электричество.
- В день смерти этого великого изобретателя смолкли 13 миллионов телефонных аппаратов. Назовите его имя.
- Он создал алгебру логики, с помощью которой можно было закодировать словесное выражение или описать процессы, происходящие в электрических цепях. Назовите имя этого известного английского учёного.
- Последний проект Чарльза Бэббиджа потерпел неудачу в связи с прекращением государственного финансирования. Что мечтал построить учёный?
Четвёртый раунд – “Вопросы от Кэрролла” (7-10 мин), 16-20 слайды презентации.
За каждое правильно выполненное задание данного раунда команды получают по 2 балла. Дополнительный балл присуждается той команде, которая построит цепочку из наименьшего числа слов.
Задание “Пища для ума от Льюиса Кэрролла”
Предлагаются два слова, состоящие из одинакового числа букв. Игра заключается в том, чтобы выстроить цепочку слов от одного слова к другому, таких, чтобы каждое слово в цепочке отличалось от предыдущего только одной буквой. Переставлять буквы не разрешается. Побеждает тот, кто построит цепочку из наименьшего числа звеньев.
Пример. БАНТ можно превратить в КОСУ:
БАНТ – РАНТ – РАНА – РАСА – РОСА – КОСА
Задание для команд:
- Поставьте РОЗУ в ВАЗУ.
- Растяните МИГ в ВЕК.
Пятый раунд – “Великие открытия” (7-10 мин), 21-31 слайды презентации.
Команды дают развёрнутые ответы на вопросы по теме игры. Время на обдумывание ответа ограничено одной минутой. Первой отвечает команда, поднявшая сигнальную карточку. Полный развернутый ответ оценивается в 2 балла, частично верный (на усмотрение жюри) – в 1 балл. В случае если команда не может сформулировать правильный ответ, право дать ответ предоставляется команде соперников, которая за верный ответ получает 1 балл.
Вопросы раунда “Великие открытия”:
- В этом центре экспериментальной науки в разные годы работали и совершали свои открытия 29 Нобелевских лауреатов. О каком центре идёт речь? Где он располагается? Назовите имя учёного-физика, принёсшего ему мировую известность в 80-х годах 19 века.
- Назовите имя известного учёного, который является Выдающимся членом Британского компьютерного общества и почётным профессором 8 университетов? Объясните, какое отношение к нему имеет представленная фотография?
- Представленное на фотографии устройство можно считать “деревянным компьютером” 17 века. Назовите устройство и его создателя. Какие арифметические действия можно совершать с его помощью?
- Первый универсальный язык программирования Ada был утверждён 10 декабря 1980 г. В честь кого он был назван? Чем ещё примечательна эта дата?
- Автор этой замечательной фотографии был талантлив во многих областях культуры и науки. Одно из его творений вошло в список “самых английских” предметов и явлений. Назовите настоящее имя этого известного англичанина. Перечислите его достижения.
Шестой раунд – “Знатоки английского” (15-18 мин),32-59 слайды презентации.
Вопросы этого раунда и ответы на них формулируются на английском языке. Команды по очереди дают ответы на вопросы выбранного уровня сложности. Каждый вопрос (в зависимости от уровня сложности) имеет свою номинальную стоимость от 2 до 6 баллов. За частично верный ответ (на усмотрение жюри) присуждается меньшее количество баллов. Первой отвечает команда, набравшая максимальный балл за четвёртый раунд игры “Вопросы от Кэрролла”. Ответ записывается на листе бумаги. Время на определение с ответом не должно превышать одной минуты. По истечении указанного времени капитан команды зачитывает с листа ответ, затем передаёт его жюри. В случае если игроки команды не могут сформулировать правильный ответ, право помощи своей команде предоставляется болельщикам, верный ответ которых (в зависимости от уровня сложности вопроса) оценивается от 1 до 3 баллов.
Вопросы на 2 балла (в качестве ответа записывается слово, заканчивающее предложение):
- A piece of electrical equipment that you use to speak to someone who is in another place and has a similar piece of equipment is ...
- Knowledge or facts about someone or something is ...
- Knowledge or facts about someone or something is ...
- A small computer that you can carry with you is ...
Вопросы на 4 балла (в качестве ответа записывается полное предложение):
- What was Ada Lovelace?
- When did Guglielmo Marconi make the first radio transmission from Wales to England?
- When did and who sent the world’s first e-mail?
- What year was the World Wide Web created?
Вопросы на 6 баллов (в качестве ответа записываются пропущенные слова, которые необходимо вставить в текст по смыслу; также представляется перевод текста на русский язык)
Only a few hundred of years ago the fastest way a piece of news could travel was to be carried by a person on horseback. Today, however, we can talk instantly to people all over the world via communication.....They are not only used for communication purposes. Some of them survey the Earth’s surface so that we can give a more accurate weather forecast.
The ..... was a revolutionary introduction into the modern office in the mid-1980s, although Scottish inventor, Alexander Bain was granted a patent for his creation in 1843, and his concept remained the basis for the affordable 20th century.
Alexander Graham ..... (1847-1922), a Scottish-born inventor and educator, is best known for his invention of the ..... He was 27 years old when he worked out the principle of transmitting speech electrically, and was 29 when his basic ..... patent was granted in 1876.
As light is split by water droplets into a rainbow, colours are always produced in the same sequence: ...., ...., ...., ...., ...., ...., ..... It was invented by .....
Решение споров
В Игре командам запрещается использование всех видов технических устройств (в т.ч. мобильных телефонов), а также подсказывание вариантов ответов со стороны зрителей - болельщиков. В случае установления фактов помощи со стороны зрителей команда штрафуется. Количество штрафных очков может варьироваться от 1 до 10 баллов (на усмотрение жюри).
Спорные моменты в игре решаются с участием жюри. Решающее слово принадлежит председателю жюри, который объявляется до начала игры.
В 4-6 игровых раундах, требующих время на обдумывание ответа, ведущий объявляет номер вопроса, задает сам вопрос и произносит слово “Время”, после чего начинается отсчет времени (1 мин). За 10 секунд до его истечения дается предупреждающий сигнал. Ответы, данные с опозданием, не рассматриваются.
Ответ считается неправильным, если команда дала более одного варианта ответа; в ответе допущены грубые ошибки (неправильно названы имена, фамилии, изобретения, даты и т.д.); не раскрыта (с достаточной степенью конкретизации) суть вопроса.
Подведение итогов игры
Итог игры подводится суммированием баллов, заработанных командами в каждом раунде. При равенстве баллов преимущество имеет команда, показавшая наилучший результат во втором раунде “Конкурс презентаций”.