Цели урока: дать понятие “Обыкновенная дробь”, числитель, знаменатель; научить правильно записывать и читать обыкновенную дробь.
Задачи:
обучающие:
- формировать понятия обыкновенная дробь, числитель, знаменатель;
- научить правильно, записывать и читать обыкновенную дробь;
коррекционно-развивающие:
- корректировать произвольное внимание, долговременную память, мышление на основе упражнений в сравнении, классификации;
- развивать зрительное восприятие, моторику кистей рук;
воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, мотивацию к обучению, интерес к математике, культуру поведения.
Тип урока: комбинированный.
Виды учебной деятельности: ответы на вопросы, слушание, рассматривание, списывание, решение примеров, сравнивание, работа с презентацией.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно – иллюстративный
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, экран, презентация PowerPoint.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация и систематизация знаний, умений и навыков.
3. Введение в тему.
4. Объяснение нового материала.
5. Закрепление, работа с раздаточным материалом (самостоятельная работа).
6. Подведение итогов.
7. Задание на дом.
8. Оценки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие.
II. Актуализация и систематизация знаний, умений и навыков.
(Включение упр. на коррекцию и развитие высших психических функций)
а) упражнения на сравнение предметов:
- найти, чем отличаются предметы друг от друга (целый предмет и часть предмета: целый карандаш и часть карандаша; брусок и часть бруска; яблоко и часть яблока; шнурок и часть шнурка; треугольник и часть треугольника);
б) упражнения на классификацию предметов:
- из представленных предметов выберите те предметы, которые составляют ровно половину от целого предмета. Как это можно проверить? (наложением на целый предмет) - половина шнурка, половина треугольника.
III. Введение в тему.
а) (просмотр мультфильма “Апельсин” и обсуждение)
У: Сколько было апельсинов? (Один)
У: Как же тогда апельсин достался каждому? (Волк разделил его на дольки.)
У: Сколько апельсина получил ёж? (Ёж получил дольку апельсина.)
У: Вот эта долька от апельсина называется дробью.
б) определение темы урока.
Коррекционное задание, направленное на развитие внимания (определение темы урока)
- Ребята, посмотрите на доску. Среди записанных в строчку букв найдите и прочитайте тему урока. (Обыкновенные дроби)
1) Записать в тетрадях тему урока. Сообщение цели урока:
- Правильно. Сегодня на уроке мы узнаем что такое “дробь”, “числитель”, “знаменатель”, выполним много разных интересных заданий.
За правильно выполненное задание вы будете получать кусочек торта, кто к концу урока соберет весь торт получит 5, за половину торта – 4, меньше половины - 3. (Выдать кусочки торта за предыдущие задания).
IV. Изучение нового.
У: А теперь посмотрим, как мышата делят сыр.
У: Сколько кусочков получил каждый мышонок? (Два)
На доске пишем над чертой в числителе 2.
У: А на сколько кусочков мышата разделили сыр? ( На 8)
На доске пишем под чертой в знаменателе 8.
У: 2/8 – это обыкновенная дробь.
У: Верхняя часть дроби показывает, сколько частей от сыра взяли, и называется числитель.
Нижняя часть показывает, на сколько частей поделили сыр, и называется знаменатель.
Вывод по заданиям: работа в тетрадях
а) упражнение на классификацию целых чисел и дробей.
Расставить числа в два столбика и объяснить (3, 1/8, 3/4, 8, 1, 5/12, 6/6, 5, 2/7)
б) чтение и запись дробей (где числитель? где знаменатель? на что они показывают?).
Верхняя часть дроби показывает, сколько долей взяли, и называется числитель.
Нижняя часть показывает, на сколько долей подели и называется знаменатель.
Физминутка с речевым сопровождением.
У: Ребята, сейчас все встаньте, выйдите из–за столов. Мы с вами проведём физминутку. Произнося слова, движения повторяйте за мной.
V. Закрепление, работа с раздаточным материалом.
а) Учитель показывает рисунок.
У: Какая это геометрическая фигура? Сколько частей закрашено? Куда запишем это число? Над чертой или под чертой? Как называется это число? Числитель или знаменатель? На сколько равных частей разделен круг? Куда запишем это число? Над чертой или под чертой? Как называется это число? Числитель или знаменатель? Читаем правильный ответ.
Учитель показывает рисунок.
У: Какая это геометрическая фигура? Запишите дробью закрашенную часть фигуры?
Ребята ищут правильный ответ. Записываем правильный ответ. Объясните, как эта дробь получилась.
Учитель показывает рисунок.
2, 3/8, 2/6, 1/4, 2/8
У: Какая это геометрическая фигура? Какая дробь, показывает закрашенную часть фигуры?
Ребята ищут правильный ответ.
Учитель показывает рисунок.
У: Какая это геометрическая фигура?
Закрасьте 5/16 квадрата.
Учитель показывает рисунок.
У: Какая это геометрическая фигура?
Закрасьте 2/4 фигуры.
б) упражнение на внимание.
Найдите, где допущена ошибка.
4/5
10/12
5/8
Все записанные дроби читаем по цепочке.
в) самостоятельная работа (по индивидуальным карточкам).
- I вариант (облегченный) подбери к рисунку соответствующую дробь;
- II вариант (базовый) - закрась часть фигуры соответствующую дроби;
- III вариант (усложненный) – с помощью рисунка вставь недостающий числитель и знаменатель.
Самопроверка по готовым ответам на доске.
VI. Подведение итогов.
У: Что нового вы узнали на уроке?
Отвечают все по цепочке.
Игровая ситуация.
Разрезать торт на 10 человек. Какая часть торта достанется каждому. А если торт разрезан на 10 гостей, а пришло только 5, то какая часть торта достанется каждому? Какой дробью можно обозначить все части торта?
VII. Домашнее задание.
Аналогичное тому, которое делали при закреплении материала (начертить фигуры, разделить на равные части и отметить дроби и т.д.).
VIII. Оценки.
Выставление оценок.
Ожидаемый результат.
В результате настоящего урока ожидается, что у учащихся сформируются понятия обыкновенная дробь, числитель, знаменатель; умения правильно называть, обозначать, записывать, читать обыкновенные дроби и отличать от целого числа.