Цели:
- Формировать представления о чередовании согласных в корне слова.
- Формировать практический опыт правописания слов с безударной гласной и парной согласной в корне.
- Развивать умения сопоставлять, делать выводы, рассуждать.
- Обогащать словарный запас через работу с фразеологизмами, пословицами.
- Развивать умения размышлять, анализировать, доказывать, обосновывать, делать выводы.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, через работу в парах постоянного и сменного состава.
Оборудование: Карточки для КСО (работа в парах постоянного состава ППС, сменного состава ПСС), слайдовая презентация, проектор, алгоритмы, учебник “Русский язык”.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
I. | Организационный момент.
|
Говорят хором Взаимопроверка готовности к уроку Анализируют готовность к уроку. |
II. | Запись даты в тетрадях. Каллиграфическая минутка: ок, оч, он, ек, ик Для чего? Актуализация - Чем могут являться в русском языке сочетания букв ок, оч, он, ек, ик? Суффиксами: ок, оч, он, ек, ик |
Доказывают орфограммы в записи даты. Отрабатываем правильное написание элементов, соединений, формируем каллиграфию |
Повторение изученного материала. - Какой раздел русского языка изучает части слова? - Как называют части слова в словообразовании? - Какие морфемы мы знаем? - Какие проблемы могут возникнуть в написании слов? (орфограммы в разных морфемах) - Каким способом можно образовать новые слова? - Какие знания нам пригодятся на уроке? Проверка Д/З - Проанализируй работу. |
Слайд 1 Анализируют, рассуждают, делают выводы. Вывод по Актуализации темы (повторения изученного) Взаимопроверка и взаимное оценивание в ППС (пары постоянного состава) (Обменялись тетрадями в свободном перемещении) Анализируют проверку:
|
|
III. | Новая тема. - Разгадай ребус (ПЕТУХ) – запиши слово в тетрадь, выдели орфограмму - Отгадай загадку:
(МЕДВЕДЬ) – запиши слово в тетрадь, выдели орфограммы Работа со словами из словаря. Разбор слов по составу. Алгоритм. |
Слайд 2
Слайд 3
Самопроверка по ключу (поставь +) Опора на Алгоритмом |
Новая тема. Работа в тетрадях. - Образуй новые слова с помощью суффиксов - ОК-, -ОНОК-, запиши слова, разбери по составу. - Что произошло с корнем? (изменилась последняя буква) |
Слайд 4 Анализируют, делают выводы, определяют тему урока. Работают с текстовым правилом по учебнику. |
|
Сделайте ВЫВОД, определите тему урока? - Прочитай правило в учебнике стр. 120 - Для чего это надо знать? - В каких ситуациях можно встретить? |
||
Работа с фразеологизмами. - Что это значит, выбери один фразеологизм, запиши в тетрадь. Работа с орфограммами. - Докажи правописание слов. В народе говорят.... Игра “Веселые рифмы” Работа с предложением. Алгоритм. Напекли мы пирожков из куриных гребешков. Орфограммы, характеристика предложения, Грамматическая основа, словосочетания. |
Слайд 5 Запись в тетради Комментированное письмо, с объяснение орфограмм. Слайд 6 Определяют значение Слайд 7 Комментированное письмо, с объяснение орфограмм.с опорой на Алгоритм |
|
В народе говорят.... “Ну и петух”, “петушить”, “петушиться” Работа с пословицами. - О чем идет речь в пословице? |
Слайд 8 Определяют значение Слайд 9 Рассуждают |
|
IV. | Первичное закрепление. Работа с текстом, однокоренными словами. Друг, подружка, друзья. Алгоритм. - Запиши предложения. Работа с орфограммами. Разбор слов по составу. Алгоритм. |
Слайд 9 Самостоятельная работа Самопроверка по ключу (на слайде) |
V. | Отработка нового материала. Работа в ППС, ПСС (“Вертушка”) Алгоритм. Учебник стр.119-120. ППС
Самостоятельная работа с учебником стр. 121 № 79 Алгоритм. |
Слайд 10 ППС ПСС Работа по алгоритму. Взаимопроверка Анализируют проверку:
|
VI. | Итог урока. Рефлексия. Спасибо за работу! |
Слайд 11 |
VII. | ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1 уровень: стр. 121 № 80 Найти в тексте слова с чередующими согласными в корне. 2 уровень: самим подобрать 5 однокоренных слов с чередующими согласными. Творческое задание: Найти афоризмы со словом ПЕТУХ. |
Слайд 12 |