Урок музыки «Герой нашей эпохи – джаз». 6-й класс

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (26 МБ)


Имя урока: “Герой нашей эпохи – джаз”.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Форма урока: урок-бенефис.

Общедидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации по теме “Джаз – искусство XX века”.

Триединая дидактическая цель:

  • Обучающий аспект: создать условия для осознания и осмысления истоков возникновения джаза, его основных направлений, познакомить с основоположниками джазового искусства; создать условия для расширения музыкально-интонационного словаря и музыкального кругозора;
  • Развивающий аспект: создать условия для развития представлений о джазе как о роде профессионального музыкального искусства; создать условия для развития умственных способностей, ассоциативного и творческого мышления, для развития умения анализировать, сравнивать, обобщать; создать условия для развития вокально-хоровых навыков, развития эмоционально-волевой сферы учащихся;
  • Воспитательный аспект: на основе эмоционального восприятия джазовой музыки воспитывать потребность в духовной стороне жизни, прививать любовь и интерес к музыкальному искусству, воспитывать толерантное отношение к музыкальной культуре других народов мира, создать условия для воспитания личностных качеств: внимательности, целеустремлённости, артистизма.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая.

Оборудование: мультимедийный комплекс, CD – записи произведений А.Ермолова, С.Джоплина, Дж. Гершвина, Л.Армстронга, О.Хромушина, ноты, фортепиано, набор детских музыкальных инструментов, презентация в PowerPoint, раздаточный материал для учащихся.

Структура урока:

1. Организационный этап.

2. Актуализация. Целеполагание и мотивация.

3. Первичное усвоение учебного материала.

4. Осознание и осмысление учебного материала.

5. Закрепление учебного материала.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный этап.

Слайд 1. Приветствие

Пусть будет радостною встреча! В таком знакомстве дружбы суть.

Мы начинаем бенефис наш. Как говорится, в добрый путь!

II. Актуализация. Целеполагание и мотивация.

Слайд 2. Джаз – герой нашей эпохи

Сегодня наш урок посвящается одной известной знаменитости. Кто же этот таинственный гость? Из какой страны прибыл? Какой у него характер? Захочет ли он с нами подружиться? Для нас это пока загадка. Быть может, музыка поможет вам дать ответы на все эти вопросы.

В исполнении учителя звучит 1-й куплет песни “Находка”

А.Ермолова на слова А.Бочковской.

Текст песни “Находка”– см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Кто догадался, какой герой к нам пожаловал? (Джаз, потому что музыка звучала очень ритмично, ярко, чуть необычно.)

Сегодня мы поговорим с вами об удивительном музыкальном стиле – о Джазе. Джаз – настоящий герой своего времени! Мы узнаем, где и когда появился джаз, познакомимся с его характерными особенностями, послушаем музыку в исполнении лучших джазовых музыкантов и попытаемся сами спеть и сыграть джаз.

Слайд 3. Эпиграф к уроку

Что же такое джаз? Луи Армстронг, один из самых популярных музыкантов прошлого столетия, говорил: “Если вы, слушая эту музыку, не притоптываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз”.

Слайд 4. Тема урока: “Джаз – искусство ХХ века”

История джаза - часть истории 20-го века. В ноябре 2011 года Генеральная конференция ЮНЕСКО объявила о введении новой даты в календарь – 30 апреля – Международный День Джаза. Учредители праздника считают, что джаз – это сила, содействующая “миру, единству, диалогу и расширению контактов между людьми”.

“Вот уже на протяжении века джаз - универсальный язык увлечённости и человеколюбия - объединяет людей, несмотря на их различную культурную, религиозную и национальную принадлежность”, – говорится в послании Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой и Посла доброй воли ЮНЕСКО, ректора Института джаза им. Телониуса Монка Херби Хенкока.

III. Первичное усвоение учебного материала.

Слайд 5. Заглянем в словари... Определение “Джаз”

Джаз возник в конце XIX - начале XX века в США как синтез африканской и европейской культур и по сей день остается уникальной формой музыкального искусства, которая объединяет расы и национальности и стирает границы между людьми и государствами.

Впервые слово “Джаз” было упомянуто в газете “Los Angeles Times” от 2 апреля 1912 года.

Чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни. Перенесёмся в начало XX столетия...

Слайд 6. Заглянем в словари... Определение “Джаз-банд”

В то время и Новый, и Старый Свет бурлил разговорами о каком-то джаз-банде. Послушаем?

Подготовленные учащиеся показывают небольшую сценку, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Все – и друзья, и враги Джаза сходились в одном: они хотели знать, откуда взялась эта скандальная личность.

Слайд 7. История возникновения. Первые джаз-банды

А было Джазу в ту пору лет 10, не больше. Родился он на юге США и любовно называл свой край Диксиленд. Особенно тепло вспоминал Новый Орлеан – город, где и появились первые оркестры, состоящие из 5-10 музыкантов, которые называли джаз, или джаз-банды. В Новом Орлеане, как и по всему югу Америки жило много негров, бывших рабов с плантаций. Негры жили трудно, но веселились с азартом и вдохновением.

Кстати, именно в Новом Орлеане была записана первая джазовая грампластинка. Запись   принадлежала известному “Original Dixieland Jazz Band”. Диксилендами также называли джазовые ансамбли, состоящие из белых исполнителей, подражающих традиционным темнокожим джазовым коллективам.

Слайд 8. Первые джаз-банды

Небольшие оркестры разъезжали на грузовиках. Иногда случалось так, что они встречались на одной площади, в одном городе. Тогда устраивались настоящие музыкальные сражения. Судила собравшаяся толпа. А знаете ли Вы, какая участь ожидала побеждённый оркестр?.. С шумным весельем толпа привязывала один грузовик к другому – побеждённые тащили победителей. Вот такое уличное воспитание получил в детстве наш Джаз.

Слайд 9. Первые джаз-банды

Сорванец с улицы подрос, и лет приблизительно в 15 отправился из родного города на людей посмотреть и себя показать. Да к тому же время пришло и о заработке подумать.

Слайд 10. Джазовая лихорадка

Во многих городах Америки наш герой нашёл и кров, и пищу, и поклонников. Добрался он туда по реке Миссисипи на стареньком колёсном пароходике. В начале XX века на таких прогулочных пароходах выступали новоорлеанские оркестры, музыка которых стала наиболее привлекательным развлечением для пассажиров во время речных туров. Но больше всего работы для Джаза оказалось в Чикаго и Нью-Йорке. Работа пришлась ему по вкусу – развлекать публику в клубах и увеселительных заведениях музыкой и танцами. Так прошла юность Джаза...

Слайд 11. Мировая популярность

А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Благодаря бурному развитию грамзаписи наш герой завоевал огромную популярность. Джаз звучал и в Америке, и в Европе. И везде умудрился завести верных друзей. Теперь джаз играли не только чернокожие музыканты, но и европейцы.

Слайд 12. Джаз в СССР

Полюбили джаз и в нашей стране. В 20-е и 30-е годы у нас появились свои джазовые знаменитости. Среди них – Леонид Осипович Утёсов и его оркестр “Теа-джаз”, первое выступление которого зрители увидели 8 марта 1929 года в Ленинграде.

Слайд 13. “Весёлые ребята”

Вместе со своим театральным джаз-оркестром Утёсов снялся в музыкальной комедии “Весёлые ребята”, премьера которой состоялась в декабре 1934 года.

Просмотр видеофрагмента из джаз-комедии “Весёлые ребята”.

Итак, мы уже знаем, в какой стране появился джаз (В США), какой город считают родиной джаза (Новый Орлеан), как назывались оркестры, исполнявшие джаз (джаз-банды, диксиленды).

Слайд 14. Основы джаза

Когда Джаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И узнали – от серьёзного дядюшки Спиричуэла, грустного дядюшки Блюза, весёлого дядюшки Регтайма.

Слайд 15. Спиричуэл

Спиричуэл в переводе с английского означает духовный, церковный. Негритянский спиричуэл – духовный хоровой гимн, часто сочинявшийся на библейские сюжеты и тексты. Гимны пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев. Это жанр религиозного пения и танца, исполнение которого сопровождается хлопками, притопыванием и танцевальными движениями. Спиричуэл исполняют коллективно, выражая идеи и чаяния всей общины.

Сейчас мы услышим голос великого Луи Армстронга. Внимательно послушайте фрагмент произведения и определите характер музыки, её особенности.

(В помощь учащимся – “Словарь эстетических эмоций”, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Слушание фрагмента произведения Луи Армстронга  “Let my people go!”

Какие черты характера унаследовал мистер Джаз от Спиричуэла? (Важность, горделивость, учтивость, религиозность, торжественность. Музыку сначала исполнял солист, а затем хор. Они пели без сопровождения, а затем появился аккомпанемент.)

Слайд 16. Блюз

В конце XIX века появились и другие песни – песни-жалобы, песни протеста. Их стали называть блюзами. В блюзах говорится о нужде, о тяжелом труде, об обманутых надеждах. Исполнители блюзов обычно аккомпанировали себе на каком-нибудь самодельном инструменте. Например, приспосабливали гриф и струны к старому ящику. Лишь позднее они смогли покупать себе настоящие гитары. В отличие от спиричуэла, блюз – сольно-песенный жанр. В блюзе есть всё – и драма, и конфликт, и сатира, и юмор.

Послушаем “Блюз Западной окраины” Луи Армстронга и попробуем определить, какие черты характера унаследовал джаз от блюза.

Слушание фрагмента произведения Луи Армстронга “Блюз Западной окраины”.

Вот о чём пел Л.Армстронг: “Блюз наполняет меня с головы до ног, я печален сегодня, я полон мрачных предчувствий, когда я еду на западную окраину, где меня ждет так много страданий...”. Как звучала эта музыка? (Музыка была задумчивая, добрая, плавная. Можно сказать, что джаз унаследовал от блюза романтичность, мечтательность, нежность.)

Слайд 17. Регтайм

Совсем другой характер у регтайма. Регтайм (рваный ритм) – танцевальная музыка особого ритмического склада. Появлению регтайма предшествовала популярность танцев “кейк-уок” и “ту-степ”. В этих танцах негры пародировали своих господ, подражая их манерам и походке. В конце актеры получали в награду маленький кусочек пирожного из рук “хозяина”.

Слайд 18. Скотт Джоплин

Сейчас вы услышите музыку первого короля регтайма Скотта Джоплина, афроамериканского композитора и пианиста.

Слушание регтайма С.Джоплина “Артист эстрады”.

IV.  Осознание и осмысление учебного материала.

Я предлагаю вам, ребята, поучаствовать в исполнении этого произведения. Перед вами инструменты – бубны, барабаны, маракасы (учащиеся берут инструменты и распределяются на 3 группы).

Попробуем, импровизируя, создать ритмический аккомпанемент к этому произведению. Предложите, пожалуйста, ритмический рисунок, который будет исполнять только ваша группа инструментов. (Учащиеся предлагают группе барабанов играть на сильную долю, группе бубнов – на слабую, а маракасам – звучать постоянно).

Исполнение “Артист эстрады” С. Джоплина учителем на фортепиано и учащимися на ДМИ.

Ноты “Артист эстрады” - см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Вижу, что все получили удовольствие, и музыканты, и слушатели! И действительно, джазовая музыка никого не оставляет равнодушным, впечатляет своей неповторимостью, красотой и оригинальностью.

Теперь мы можем сказать, какие черты характера унаследовал Джаз от Регтайма? (Весёлый, жизнерадостный и яркий характер.)

Спиричуэлы, блюзы, регтаймы – это еще не джаз, а только подступы к нему. Об этом мы поговорим в следующий раз.

Слайд 19. Особенности джазовой музыки

Когда Джаз сделался совсем знаменитым, настоящим героем дня (с 30-х г. 20 века), многие пытались запечатлеть его необыкновенный облик. “Похож, - соглашались люди, глядя на его портреты, - но что-то очень важное никак “схватить” не удаётся. В жизни он гораздо интереснее. Попробуйте передать, о чём и как он говорит, его взгляд, походку. Может быть, тогда поймёте, в чём тайна этой удивительной личности”. Итак, попробуем нарисовать портрет Джаза. Какими особенными чертами характера он обладает? (Необычным ритмом.)

Совершенно верно. Наш мистер Джаз очень сложная натура – при всей своей постоянности (регулярная пульсация – “бит”), он совершенно непредсказуем (отклонения от пульсации – “свинг”, т.е. звук в движении).

Когда мы с вами исполняли регтайм, ритмический аккомпанемент вы сочинили прямо на уроке, а некоторые ребята сочиняли его прямо во время звучания музыки, то есть... (импровизировали.)

Импровизация – это одна из самых важных отличительных черт нашего мистера Джаза. И, конечно же, эмоциональность – это то, что у нашего Джаза не отнять!

Конечно, вы понимаете, что свободно, эмоционально и раскованно играть джаз может только настоящий профессионал. Джаз – это всегда ансамбль солистов, в отличие от других оркестров. А какие же инструменты входят в состав джазового оркестра? (ответы детей)

Слайд 20. Состав джазового оркестра.

Как вы правильно заметили, многие инструменты симфонического оркестра входят в состав джаза. Но в отличие от симфонического в джазовом оркестре постоянного состава инструментов нет.

V. Закрепление учебного материала.

Итак, мы познакомились с истоками возникновения джаза, его отличительными чертами. Давайте попробуем сами дать определение этому музыкальному стилю. (Джаз – это сплав европейской и африканской музыки с необычными мелодиями и ритмами. Джаз – это музыка, основанная на импровизации и ритме. Джаз – это музыка виртуозов. Джаз – это особая оригинальная музыка, которую слушают во всём мире.)

Слайд 21. Заглянем в словари...

Спасибо. А я открываю “Толковый словарь русского языка”, так как хочу вам зачитать определение, которое даёт С.И.Ожегов: “ДЖАЗ, -а, м. 1. Оригинальная импровизационная музыка с неровным ритмом и темпом, сочетающая в себе черты европейской и африканской традиций. ...”. Как видите, вы всё верно подметили, молодцы.

А вот какое "емкое" определение было дано джазовой музыке в 1917 году – американский журнал Literary Digest разъяснил, что "джаз – это музыка, заставляющая людей трястись, прыгать и корчиться".

Что ж, и они по-своему правы, ведь благодаря джазу на свет появились такие танцы, как фокстрот, твист, буги-вуги, чарльстон, рок-н-ролл и др.

Кстати, рок-н-ролл может прозвучать в классе прямо сейчас.

Слайд 22. Урок рок-н-ролла

Исполнение всем классом песни О.Хромушина “Урок рок-н-ролла” наизусть с акустическим аккомпанементом (хлопками и щелчками) во вступлении и проигрышах и танцевальной импровизацией в 3 куплете.

Текст песни “Урок рок-н-ролла” – см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Итак, какие музыкальные средства вам помогли определить стиль этой песни? (Песня написана в джазовом стиле. Ритм своеобразный, есть синкопы, акцент на слабую долю, танцевальный характер, добавление хлопков и щелчков.)

Слайд 23. Знаменитые джазовые исполнители

Прошло время, и Джаз повзрослел. Со времени своего возникновения в Нью-Орлеане джаз успел пройти огромный путь. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений, чтобы к нему относились внимательно и серьёзно. Имена выдающихся мастеров джаза известны во всём мире. Это Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, певица Элла Фицджералд и другие.

Слайд 24. Первая леди джаза

Сейчас вы услышите голос “первой леди джаза” - американской певицы Эллы Фицджеральд. Её бархатный голос завораживает своей красотой. Определите, в каком жанре написана песня?

Слушание фрагмента “Summertime” из оперы “Порги и Бесс” Дж.Гершвина.

Как звучала эта музыка? (Музыка очень спокойная, нежная, добрая, мягкая, завораживающая. Это блюз.) Какой инструмент солировал? (Труба – медный духовой инструмент.)

Слайд 25. Король джаза

Имя этого музыканта сегодня мы уже слышали не раз. Про него говорили: “Это не у тебя труба, а ты у трубы”. Действительно, Луи Армстронг играл на трубе неподражаемо. Его труба была способна выразить всё и могла петь как человеческий голос.

Слайд 26. Король свинга

Величайший джазовый кларнетист всех времен, Бенни Гудмен заслужил свое звание “Король Свинга” за безупречную игру, стал первым из джазменов, исполнявших классическую музыку.

 

Слайд 27. Дюк Эллингтон – джазовый пианист

Эдвард Кеннеди “Дюк” Эллингтон - негритянский пианист, композитор, руководитель оркестра, аранжировщик. Прозвище “Duke” (герцог) Эллингтон получил от друзей из-за любви к щегольской одежде. Со своим большим джазовым оркестром он объехал весь мир, а в 1971 году с гастролями Эллингтон побывал и в нашей стране.

VI. Подведение итога урока. Рефлексия.

Слайд 28. Джаз – лёгкая или серьёзная музыка?

До сих пор ведутся споры о том, к какой музыке – лёгкой или серьёзной – можно отнести джаз? На уроке звучали разные джазовые произведения – разные и по настроению, и по содержанию. Каково ваше мнение? (Учащиеся высказывают свои мнения)

Учитывая ваши ответы, сделаем вывод: джаз – это такой музыкальный стиль, в котором происходит взаимопроникновение сфер музыки.

Слайды 29-30. Минутка творчества

А сейчас я предлагаю вам обобщить впечатления от урока на тему “Джаз – искусство ХХ века” и поработать в группах.

Самостоятельная работа в группах.

  • Работа с раздаточным материалом, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 6
  • Учитель заслушивает ответы учащихся, оценивает работу групп и каждого за урок.

Слайд 31. “Джаз – герой нашей эпохи”

Джаз – ровесник XX века и одна из самых больших его знаменитостей, он герой нашей эпохи. Ему уже более 100 лет. По человеческим понятиям – старик. А по музыкальным его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями. Надеюсь, в лице Мистера Джаза вы нашли сегодня хорошего друга, который будет радовать вас в счастливые мгновения вашей жизни и поддержит в трудную минутку. До новых встреч!

Слайд 32. Спасибо за внимание

Литература.

1. Конен В. “Рождение джаза”. Москва, “Советский композитор”, 1990 г.

2. Михеева Л. “Музыкальный словарь в рассказах”. Москва, “Советский композитор”, 1984 г.

3. Финкельштейн Э. “Музыка от А до Я”. Издательство “Композитор”, Санкт-Петербург, 1992 г.