Цели:
- предметные: обобщить, углубить, закрепить представление об антонимах. Содействовать развитию умения у учащихся применять антонимы; использовать их в устной и письменной речи; находить антонимы в тексте; сравнивать антонимы и синонимы.
- личностные: ориентируются на понимание причин успеха в учебе, проявляют интерес к новому учебному материалу ,
Метапредметные универсальные учебные действия:
- познавательные: анализируют изучаемые факты языка, выделяют их отличительные признаки, осуществляют поиск нужной информации в учебнике, понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме,
- коммуникативные: используют в общении правила вежливости, формулируют свое мнение и позицию, строят понятное для партнера высказывание, принимают участие в работе парами, допускают существование различных точек зрения.
- регулятивные: адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей, вносят необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками, выполняют учебные действия в устной и письменной речи, принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация к уроку, карточки для работы в парах, конверты с пословицами для работы в группах, словари антонимов и синонимов.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Доброе утро, ребята! (слайд №1)
Солнце радостно проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам пора вставать
И урок наш начинать!
II. Чистописание. (слайд №3)
Маленькое дело лучше большого безделья.
1. Актуализация знаний
- Слова, какой части речи употребляются здесь дважды?
- Что вы знаете об имени прилагательном?
Какой частью речи выражены выделенные слова? Что мы уже знаем об имени прилагательном?
Поставьте эти слова в начальную форму.
Что общего у этой пары слов? (Имена прилагательные, в н.ф., вопрос). Чем они отличаются? (Они противоположны по значению).
О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? Как бы вы сформулировали тему урока?
2. Словарная работа (слайд № 4)
Агроном, ненавидеть, традиция, оборона, ненастный, изморозь, молоток (комментированное письмо)
- Прочитайте слово, состоящее из первых букв словарных слов (антоним) (слайд №5)
Исходя из темы урока, поставьте перед собой цели нашего урока: (слайд №6)
Узнать, для чего нужны...
Учиться находить, подбирать ... и употреблять... (будем говорить о роли антонимов-прилагательных в речи, учиться находить их в тексте, подбирать антонимы к словам, правильно их употреблять).
III. Открытие нового знания. Создание проблемной ситуации
1. На доске записаны пары слов. Я считаю, что это антонимы?
Солнце - яркое, худой-толстый, добрый – улыбчивый
Найдите антонимы в пословице.
2. - Разберите слова парами так, чтобы слова были противоположными по значению.
Трусливый, дорогой, здоровый, молодой, правый, правдивый, вежливый, храбрый, дешевый, больной, старый, виновный, лживый, грубый. (слайд 7)
- Что мы можем сказать об антонимах?
Слова, противоположные по смыслу, иначе называются а н т о н и м ы.(слайд №8)
IV. Закрепление нового материала
1. Наблюдение над употреблением в речи антонимов. - Рассмотрите картинки, назовите прилагательные-антонимы: (слайд №9)
Дерево высокое, а куст низкий.
Шарик лёгкий, а гиря тяжёлая.
Заяц белый, а волк серый.
Автомобиль маленький, а грузовик большой
- По какому признаку противопоставлены слова?
2. Работа в парах.
Возьмите на своих партах карточки зеленого цвета, что вы можете сказать о них
(она одна на парте). - Что это значит? (Работаем в парах)
Задание: подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением:
Длительный темный Храбрый скупой Искусственный медлительный Светлый иностранный Расторопный трусливый Отечественный натуральный Ошибочный кратковременный Щедрый правильный
3. Работа в группах. Собери пословицу.
Теперь возьмите на ваших партах конвертик. Что вы заметили?
(предстоит работа в группах, т.к. конверт один на две парты)
Запишите полученные пословицы в тетрадь, подчеркните антонимы в предложении.
Доброе слово дом построит, а злое – разрушит. Большой говорун- плохой работник Тайное всегда становится явным. На большое собака лает, а большое кусает Худое долго помнится, а хорошее скоро забудется
Проверка
Как подчеркнули антонимы? Почему?
Что мы можем сказать об антонимах? Работа над правилом.
Помогите теперь мне подобрать антонимы к словам:горячий, мягкая, старое, оранжевый.
Вывод.Не все слова имеют антонимы.
4. Подбор антонимов к многозначным словам.
- Ребята, что такое многозначные слова?
- Подберите антонимы к многозначным словам (устно): (слайд №10-11)
VI. Физкультминутка: (слайд №12- 14)
Мы шагаем, мы шагаем;
Шаг влево, шаг вправо,
Шаг вперёд и шаг назад.
Мы шагаем, мы шагаем,
Слова-антонимы мы знаем
Зрительная физминутка.
VII. Работа по теме урока. Синонимы.
1. Наблюдение над употреблением в речи синонимов (слайд №15)
- Сравните между собой слова в каждой группе. Чем они сходны по смыслу? Чем различаются?
Большой, огромный, громадный, гигантский.
Маленький, малюсенький, крошечный.
Крутой, обрывистый, отвесный.
- Как называются слова в каждой группе? (синонимы)
2. Работа над правилом - стр.52
Слова, близкие по смыслу, называются с и н о н и м ы (слайд №16).
3. Узнайте животных по описанию: (слайд № 17-18)
Трусливый, боязливый, несмелый...(заяц)
Хитрая, лукавая, плутоватая...(лиса)
Злой, сердитый, коварный...(волк)
Неуклюжий, неловкий, косолапый...(медведь)
- Составьте предложения про зверей, используя слова-синонимы.
- Разберите предложение по членам, назовите словосочетания.
4. Работав парах
Составьте из слов синонимические ряды: (слайд №19-20)
Грустный, слабый, ломкий, стремительный, печальный, унылый, хрупкий, быстрый, скорый.
- Ребята, прочитайте ряды слов и определите, какие из данных рядов являются синонимическими рядами. Запишите их в тетрадь. (слайд №21)
Глупый, неумный, недалёкий.
Добрый, жадный, щедрый.
Вечный, бессмертный, временный.
Бездушный, чёрствый, отзывчивый.
Смелый, храбрый, мужественный.
VIII. Работа со словарём.
- Существуют словари синонимов и антонимов.
Например, вот этот словарь для школьников, составленный О.А.Михайловой.
[Учитель демонстрирует словарь]
- Существует множество словарей синонимов и антонимов. Например, такие.( слайд №22)
- В этом словаре, как и в других словарях, принят алфавитный порядок.
Первая часть посвящена синонимам, а вторая – антонимам.
- Найдите и прочитайте синонимы к слову учиться. - Найдите антонимы к слову серьёзный.
IX. Закрепление.
- Сейчас я прочитаю вам текст, ваша задача записать только прилагательные
Дивный цветок
Из Америки вывезли цветок окраски. чудо было очень роста.. красавца сажали в центре клумбы. Цветок держался на стебле. Его украшали листья. На голове был венец из лепестков. Голова цветка напоминала солнце. По имени солнышка цветок назвали – подсолнечник. (55 слов.)
Проводится коллективная проверка. Учащиеся читают записанные прилагательные, объясняют их правописание.
X. Итог урока.
- Что такое синонимы и антонимы?
- Почему в речи люди употребляют синонимы и антонимы?
Оценивание. Домашнее задание: упр.483, подобрать пословицы с прилагательными-антонимами.