Цели урока:
- предметные: прививать навыки анализа текста;
- метапредметные: развивать навык устного выступления, активизировать творческие способности;
- личностные: воспитать бережное, чуткое отношение к языку.
Форма организации работы: применение технологии критического мышления.
Ход урока
I. Выход к теме и целям урока с применением технологии РКМЧП.
Стадия “вызова” (Активизируем работу, “подталкиваем” учеников к анализу текста (слайды 1-6).
А) Беседа с учащимися:
- Вам нравится музыка?
- Что дает человеку музыка?
- Почему люди слушают музыку?
- Нужна ли музыка человеку?
- На что она способна?
Б) Выслушивание мнений друг друга.
В) Формулировка темы и целей урока (слайды 7-8)
Г) Занесем наши мысли в левую часть таблицы (слайд 9). (Работа индивидуальная и в парах).
Что мне известно по теме | |
- Зачитайте, что записали в этой части таблицы?
II. Изучение нового с применением технологии РКМЧП
Стадия “осмысления”. Прием “Инсерт” (маркировка текста)
- Давайте прочитаем текст В. П. Астафьева (Распечатки у каждого на парте).
- Что вам известно об авторе текста?
- Когда будете читать текст, ставьте на полях значки (слайд 10):
+ согласен
- не согласен
! это главное
? непонятная информация
На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. Я первый раз в жизни здесь услышал музыку – скрипку. На ней играл Вася-поляк. О чем же рассказывала мне музыка? О чем-то очень большом. На что же это жаловалась она, на кого гневалась? Тревожно и горько мне. Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!
Вася, не переставая играть, говорил: “Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. Эту музыку написал мой земляк Огинский. Написал на границе, прощаясь с родиной. Он посылал ей последний привет. Давно уже нет композитора на свете, но боль, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор”.
“Спасибо вам, дяденька”, - прошептал я. “За что, мальчик?” - “За то, что я не сирота”. Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. В эти минуты не было для меня зла. Мир был добр и одинок так же, как я. Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающий металлом, - это была моя родина.
...Прошло много лет. И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. Кругом пахло гарью, пылью. И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. Эта музыка разбередила воспоминания. Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. Музыка так же, как и в ту далекую ночь, хватала за горло, но не выжимала слез, не прорастала жалостью. Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, всю жизнь тосковавший о ней.
(По В. Астафьеву)
Стадия “рефлексии”. Прием “Кластер”
Обмен мнениями:
- О чём этот текст?
- Какова его тема?
- Какая информация подтвердилась?
- Что нового мы узнали по теме, прочитав текст?
- Что-то вызвало вопросы?
Запишите основные положения в правую часть таблицы (слайд 11)
Что мне известно по теме | Что нового я узнал по теме из текста |
Зачитайте, что записали в этой части таблицы?
В чём вы согласились с автором, когда читали текст?
Какую проблему поднимает автор в тексте? Запишем проблему в тетради. (На что способно истинное произведение искусства? Над этой проблемой размышляет В. Астафьев, вспоминая чувства, родившиеся в его душе под влиянием музыки.)
Расположите ключевые предложения текста в их логической последовательности, то есть, составьте логическую схему текста – кластер (слайд 12).
Данная схема поможет составить комментарий к проблеме. (Звуки скрипки, услышанные в детстве, заставляли его плакать, наполняли сердце чем-то большим и тревожным. Торжественная же мелодия органа в годы войны “звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли пожары...”).
Как сам автор отвечает на вопрос, на что способна музыка? О чем ему рассказывала музыка? Какова его позиция? Обратите внимание на значки (! - это главное).
(В. Астафьев убежден в том, что музыка, как и любое истинное искусство, способна воздействовать на душу человека, она заставляет думать, пробуждает чувства, зовет к действию.)
Сформулируем собственный тезис (свою позицию) по данной проблеме.
Писатель, безусловно, прав. Музыка – удивительный вид искусства, который трогает струны человеческой души, заставляет нас плакать и смеяться, наполняет сердце тревогой или бесконечной любовью.
Вывод. Волшебная сила искусства способна изменить человека: сделать его лучше, пробудить чувство патриотизма, научить любить жизнь.
Сформулируйте аргументы для доказательства собственной точки зрения по отношению к поднятой автором проблеме (слайд 13) (Вспомните примеры из художественной литературы и жизни).
III. Закрепление
- Учащиеся пишут фрагмент сочинения.
- Чтение учащимися по желанию своих аргументов.
- Итог урока.
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
Возвращение к поставленным задачам:
- Была ли на этом уроке для вас практическая помощь в формировании навыка работы с текстом?
V. Домашнее задание.
Закончить работу над сочинением.