Интегрированный урок (математика+ физика) по теме «Применение векторов в решении задач». 9-й класс

Разделы: Математика, Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели и задачи:

  • Синтезировать и обобщить полученные теоретические и практические знания на уроках геометрии и физики,
  • Развивать умения  применять знания и умения в знакомой и в новых учебных ситуациях,
  • Развивать логическое мышление, память, самостоятельность,
  • Формировать коммуникативную и эмоциональную культуру,
  • Продолжать показ тесной связи точных наук,
  • Воспитывать устойчивый интерес к изучению физики и математики через реализацию межпредметных связей,
  • Воспитывать чувство взаимопомощи и объективной оценке знаний.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор, компьютер, презентатор
  • Чертежные инструменты
  • Карточки-задания, канцелярские .принадлежности, в т.ч. фломастеры
  • Песочные часы
  • Презентация
  • Выставка литературы (сказки, басни)

Учебники:

  • Геометрия. 7-9 класс. Атанасян В.Ф.
  • Физика. 9 класс. Громов С.В., Родина Н.А.

Ход урока

I. Орг. момент

Объясняются основные моменты урока: на столах у каждого карточки-задания, лист самооценки, который необходимо подписать.

Задачи ученики решают на выданных карточках, ответы записывают в лист самооценки. Возможна дополнительная оценка, для тех, кто решает быстрее.

II.  Целеполагание и мотивация. Приветствие.

Практика рождается из тесного соединения физики и математики.
Френсис Бэкон.

На уроках математики, решая задачи, мы с вами составляем математические модели реальных ситуаций. Но в жизни достаточно ситуаций зависящих от природных явлений, т.е. физических величин.

(называется тема урока) слайд 1

- Давайте поставим цели урока.

- Ученики называют. Ответы на слайде 2

Вывод:

- Значит мы должны научиться решать задачи на основе реальных ситуаций, чтобы отвечать на множество возникающих вопросов в жизни.

- Сегодня на примере решения физических задач с векторными величинами мы постараемся убедиться в истинности данного высказывания (эпиграфа), за урок каждый из вас, надеюсь, придет к хорошему результату.

- Напомню, возникнув, понятие “вектор” сразу нашло применение в физике. И неслучайно, вектор в школьной программе изучается в математике и физике. Важность этого понятия никто уже не оспаривает. Я предлагаю нам с вами провести сравнительный анализ понятия “вектор” и действий над векторами при изучении вектора в математике и в физике.

 Ученики на местах заполняют таблицу: показывают подходы в изучении понятия “вектор” в математике и физике.

Вывод: (появляется на доске) - слайд 3

особенности:

  • в математике вектор можно отложить от любой точки плоскости,
  • в физике силы приложены к одной точке;
  • в математике используют при сложении векторов правило треугольника и правило параллелограмма,
  • в физике чаще пользуются правилом параллелограмма; 
  • в математике длину вектора называют  модулем ,
  • в физике – длиной.

Сделаем вывод: в каждом учебном предмете вектор рассматривается так, как это удобно для изучаемого вопроса, но суть – одна.

 III. Актуализация.

- Не входя в воду, нельзя научиться плавать. А мы хотим научиться решать задачи, значит, начинаем их решать.

Разминка (1 мин.)

 Решение  задачи  №1 и №2- решает каждый ученик ( знакомая, типовая ситуация)  на движение катера по течению и против течения. слайды  6,7.

Ответы сравнивают с доской, результаты - в лист самооценки.

Самостоятельная работа (8-10 мин):

Решить одну любую задачу №3,4,5, или 6 - решает каждый ученик

слайды  9-12.

Ответы сравнивают с доской, результаты - в лист самооценки.

Вы составили физическую модель реальной ситуации.

IV.  Физминутка – слайд 13.

Слайд 13. Тренинг по профилактике нарушений зрения по методике Базарного.

- Смотреть прямо перед собой 2-3 сек.

- Поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек, опустить руку (4-5 раз)

- Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза).

V. Работа в парах (10-12 мин) – слайд 14:

Pабота в парах – решить любые две задачи №7,8,9 или 10

Слайды  15-18.

При объяснении задач необходимо, чтобы ученики указали на подобие треугольников (зад.8,9),

правила сложения сил вдоль одной прямой и теорему Пифагора (зад.7), а также на направление движения тела под действием равнодействующей силы (на данном этапе изучения темы нас пока не интересует как движется тело под действием равнодействующей силы, важно конечное направление движения).

- Как Вы думаете: почему здесь нет решения зад.10?

Oбращение к выставке литературы к уроку

- Где мы можем видеть решение многих жизненных задач?

- Конечно, в литературных произведениях таких, как сказка или басня –

Решение задачи 10 - слайд 20,21.

- Как Вы думаете: где еще в жизни мы можем наблюдать векторы?

- Можем наблюдать векторы и в баснях – слайд 22,23.

Применение векторов – басня Лебедь, щука и рак.

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись,
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад,
А Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам.
Да только воз и ныне там.

VI. Итог урока.

Вернемся к целям нашего урока. Достигли мы их или нет?

Значит справедливы слова эпиграфа:

Практика рождается из тесного соединения физики и математики.

Возможно решать физические задачи математическими методами ?

Сегодня вы решали и простые задачи, знакомыми методами, и сложные задачи, в которых при решении приходилось использовать давно известные формулы и теоремы в новых условиях. Научились решать  задачи на основе реальных ситуаций?

VII. Рефлексия.

Итак, этот урок является своеобразным “мостиком” между уроками математики и физики. Что же вы взяли для себя с этого урока? Чему научились и какие трудности испытывали при решении задач?

Предлагаю  вам   продолжить   высказывание:

  • Я знаю как...

(ответы на карточку, карточку каждый на доску)

На уроке  вы  работали в парах, индивидуально. Какая из этих форм работы больше по душе вам?

IX. Оценки за урок (по листу самооценки).

Расположение на доске

Практика рождается из тесного соединения физики и математики.
Френсис Бекон

Выставка литературы

Я знаю как...

 

В конце урока помещаются ответы учащихся