Цели и задачи:
- Синтезировать и обобщить полученные теоретические и практические знания на уроках геометрии и физики,
- Развивать умения применять знания и умения в знакомой и в новых учебных ситуациях,
- Развивать логическое мышление, память, самостоятельность,
- Формировать коммуникативную и эмоциональную культуру,
- Продолжать показ тесной связи точных наук,
- Воспитывать устойчивый интерес к изучению физики и математики через реализацию межпредметных связей,
- Воспитывать чувство взаимопомощи и объективной оценке знаний.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор, компьютер, презентатор
- Чертежные инструменты
- Карточки-задания, канцелярские .принадлежности, в т.ч. фломастеры
- Песочные часы
- Презентация
- Выставка литературы (сказки, басни)
Учебники:
- Геометрия. 7-9 класс. Атанасян В.Ф.
- Физика. 9 класс. Громов С.В., Родина Н.А.
Ход урока
I. Орг. момент
Объясняются основные моменты урока: на столах у каждого карточки-задания, лист самооценки, который необходимо подписать.
Задачи ученики решают на выданных карточках, ответы записывают в лист самооценки. Возможна дополнительная оценка, для тех, кто решает быстрее.
II. Целеполагание и мотивация. Приветствие.
Практика рождается из тесного соединения физики и математики.
Френсис Бэкон.
На уроках математики, решая задачи, мы с вами составляем математические модели реальных ситуаций. Но в жизни достаточно ситуаций зависящих от природных явлений, т.е. физических величин.
(называется тема урока) слайд 1
- Давайте поставим цели урока.
- Ученики называют. Ответы на слайде 2
Вывод:
- Значит мы должны научиться решать задачи на основе реальных ситуаций, чтобы отвечать на множество возникающих вопросов в жизни.
- Сегодня на примере решения физических задач с векторными величинами мы постараемся убедиться в истинности данного высказывания (эпиграфа), за урок каждый из вас, надеюсь, придет к хорошему результату.
- Напомню, возникнув, понятие “вектор” сразу нашло применение в физике. И неслучайно, вектор в школьной программе изучается в математике и физике. Важность этого понятия никто уже не оспаривает. Я предлагаю нам с вами провести сравнительный анализ понятия “вектор” и действий над векторами при изучении вектора в математике и в физике.
Ученики на местах заполняют таблицу: показывают подходы в изучении понятия “вектор” в математике и физике.
Вывод: (появляется на доске) - слайд 3
особенности:
- в математике вектор можно отложить от любой точки плоскости,
- в физике силы приложены к одной точке;
- в математике используют при сложении векторов правило треугольника и правило параллелограмма,
- в физике чаще пользуются правилом параллелограмма;
- в математике длину вектора называют модулем ,
- в физике – длиной.
Сделаем вывод: в каждом учебном предмете вектор рассматривается так, как это удобно для изучаемого вопроса, но суть – одна.
III. Актуализация.
- Не входя в воду, нельзя научиться плавать. А мы хотим научиться решать задачи, значит, начинаем их решать.
Разминка (1 мин.)
Решение задачи №1 и №2- решает каждый ученик ( знакомая, типовая ситуация) на движение катера по течению и против течения. слайды 6,7.
Ответы сравнивают с доской, результаты - в лист самооценки.
Самостоятельная работа (8-10 мин):
Решить одну любую задачу №3,4,5, или 6 - решает каждый ученик
слайды 9-12.
Ответы сравнивают с доской, результаты - в лист самооценки.
Вы составили физическую модель реальной ситуации.
IV. Физминутка – слайд 13.
Слайд 13. Тренинг по профилактике нарушений зрения по методике Базарного.
- Смотреть прямо перед собой 2-3 сек.
- Поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек, опустить руку (4-5 раз)
- Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза).
V. Работа в парах (10-12 мин) – слайд 14:
Pабота в парах – решить любые две задачи №7,8,9 или 10
Слайды 15-18.
При объяснении задач необходимо, чтобы ученики указали на подобие треугольников (зад.8,9),
правила сложения сил вдоль одной прямой и теорему Пифагора (зад.7), а также на направление движения тела под действием равнодействующей силы (на данном этапе изучения темы нас пока не интересует как движется тело под действием равнодействующей силы, важно конечное направление движения).
- Как Вы думаете: почему здесь нет решения зад.10?
Oбращение к выставке литературы к уроку
- Где мы можем видеть решение многих жизненных задач?
- Конечно, в литературных произведениях таких, как сказка или басня –
Решение задачи 10 - слайд 20,21.
- Как Вы думаете: где еще в жизни мы можем наблюдать векторы?
- Можем наблюдать векторы и в баснях – слайд 22,23.
Применение векторов – басня Лебедь, щука и рак.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись,
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад,
А Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам.
Да только воз и ныне там.
VI. Итог урока.
Вернемся к целям нашего урока. Достигли мы их или нет?
Значит справедливы слова эпиграфа:
Практика рождается из тесного соединения физики и математики.
Возможно решать физические задачи математическими методами ?
Сегодня вы решали и простые задачи, знакомыми методами, и сложные задачи, в которых при решении приходилось использовать давно известные формулы и теоремы в новых условиях. Научились решать задачи на основе реальных ситуаций?
VII. Рефлексия.
Итак, этот урок является своеобразным “мостиком” между уроками математики и физики. Что же вы взяли для себя с этого урока? Чему научились и какие трудности испытывали при решении задач?
Предлагаю вам продолжить высказывание:
- Я знаю как...
(ответы на карточку, карточку каждый на доску)
На уроке вы работали в парах, индивидуально. Какая из этих форм работы больше по душе вам?
IX. Оценки за урок (по листу самооценки).
Расположение на доске |
|
Практика рождается из тесного
соединения физики и математики. Френсис Бекон Выставка литературы |
Я знаю как...
В конце урока помещаются ответы учащихся |