Участники: воспитатели, дети средней группы, родители, музыкальный работник.
Основные направления работы с детьми.
- Непосредственно образовательная деятельность.
- Совместная деятельность взрослого и ребенка.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Музыкально-театрализованная деятельность.
- Художественное творчество.
- Чтение художественной литературы.
- Игры.
Актуальность: ребенок с самого раннего детства открывает и исследует окружающий мир. Он тянется ко всему красивому, яркому, испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир природы с безграничным богатством явлений и красоты.
Природа – неиссякаемый источник развития познавательных и творческих способностей детей. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы и бабочки, хлопья падающего снега и т.п. Природа побуждает любознательность ребенка, формирует чувство прекрасного.
Актуальность данного проекта состоит в том, что в последние годы возрастает внимание к проблемам познавательно-творческого и художественно-эстетического развития детей через общение с природой, как важнейшим средством формирования отношения к действительности, средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Для воспитания гражданина, отвечающего потребностям современного общества, начинать развивать и приобщать ребенка к прекрасному, как можно раньше – с дошкольного возраста, причем воспитывать и его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты.
В данном проекте я показала возможность использования явлений природы для формирования познавательных, творческих способностей детей, воспитания бережного отношения к природе.
Цель: cоздать условия для обогащения знаний детей через красоту осенней природы, формирования гармонично развитой личности ребенка, обладающей творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой активности.
Задачи.
- Дать углубленное представление об изменениях в природе в осенний период.
- Вызвать у детей эмоциональный отклик на красоту осенней природы.
- Продолжать закреплять знания детей о безопасном поведении в природе.
- Воспитывать гуманное отношение к природе, показать значимость каждого человека в ее сохранности.
- Приобщение к совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома.
Ожидаемый результат.
- Повышение уровня знаний детей об изменениях в природе в осенний период.
- Сохранение впечатлений о красавице осени в рисунках и поделках, в музыкальной и театральной деятельности.
- Бережное отношение к природе.
- Привитие навыков безопасного поведения в природе.
- Заинтересованность в сотрудничестве родителей с детским садом.
Деятельность в рамках проекта.
Этапы:
- Подготовительный – подготовка наглядного и дидактического материала, составление плана проведения проекта.
- Основной – реализация плана.
- Заключительный – Праздник “Золотая осень”, презентация проекта “Золотая осень”.
Этапы | Формы работы | Участники | Задачи | Время проведения |
Мотивационная беседа “Золотая осень” и создание проблемной ситуации. | Педагоги, дети | Дать представление о красоте осени, заинтересовать детей. Помочь детям сделать собственный выбор, осознать важность знаний данной темы, спланировать свою деятельность (модель трех вопросов). | 29.09.13 | |
Анкетирование. | Родители | Выявить отношение и участие родителей в воспитании гуманного отношения к природе в детях. | 29.09.13 | |
Познавательно-музыкальное мероприятие: “Краски осени” | Педагог, музыкальный работник, дети | Учить видеть и передавать колорит осеннего пейзажа, закреплять знания об изменениях в осенней природе, вызывать восхищение красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций, слушании музыкальных произведений, чтении стихов. Учить детей сравнивать музыкальные произведения. Слышать в музыке осенние краски и передавать их в движении, пластике. Развивать музыкальные способности. | ||
Целевые прогулки по участку детского сада. | Педагог, дети | Обращать внимание на то, как изменилась погода; Учить сравнивать природные изменения; развивать наблюдательность; Знакомить с разнообразием красок золотой осени, понятием “листопад”; Воспитывать любовь к природе. | ||
Сюжетно-ролевые игры: “Овощной магазин”, “Ветеринарная лечебница”, “Птичья столовая”. | Педагоги, дети | Вызывать у детей интерес к профессии продавец; Формировать навыки поведения в общественных местах; Вызывать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным и птицам доброту, отзывчивость, культуру общения. | ||
Игры-драматизации: “Репка”, “Под грибом”, “Теремок”, “Рукавичка” | Педагоги, дети | Развивать воображение, общительность; поддерживать радостное настроение и уверенное поведение. | ||
Рисование: “Кисть рябины”; аппликация: “Осеннее дерево”, “Грибная полянка”; лепка: “Фрукты”, “Дерево” | Педагог, дети | Воспитывать умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений. | ||
Чтение: рус. нар. сказка “Репка”; В. Сутеева “Под грибом”, “Мешок яблок”; Джон Пейшенс “Осень в лесном городе”. | Педагоги, дети | Способствовать развитию детского воображения, воспитание дружбы, сотрудничества, трудолюбия, взаимовыручки. | ||
Заучивание стихов об осени: “Осень подойдет неслышно”, “Поспевает брусника”, “Осень пришла”, “Унылая пора”. | Педагоги, дети | Вызвать интерес к стихотворению и желание знать его, помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, обеспечить запоминание, научить выразительно читать перед слушателями, воспитывать любовь к поэзии. Вызывать восхищение красками осенней природы в процессе чтения стихов. | ||
Заучивание пословиц и поговорок об осени. Отгадывание загадок. | Педагоги, дети | Расширить знания детей об осенней поре. Способствовать развитию детского воображения. | ||
Беседа: “Опасные ситуации на улице и во дворе” | Педагог, дети | Учить детей правильно вести себя в ситуациях обнаружения незнакомых предметов и при встрече с незнакомыми людьми. Развивать умение объективно оценивать положительные качества людей. Воспитывать у детей внимательность, осторожность. | ||
Д/и.: “Чем питается зверек”, “Какой лист”, “Времена года”, “Найди изменения”, “Что растет на грядке”, “Что растет на дереве”, “Назови цвета осени”, “Опасный лес”, “Азбука безопасности”, “Соберем рюкзак в дорогу”, “Так или не так”, “Лото здоровья”, “Вкусная запоминайка”, “Петрушка идет трудится”, “Соберем букет”, “Птица и птенчики”, “Грибная полянка”, “Найди самый красивый листок”, “Узнай дерево по листочку”, “Слово об осени”, “Да или нет”. | Педагоги, дети | Закрепить знания детей об основных признаках осени, цвете и форме. Развивать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику. Учить детей правильно действовать в опасных ситуациях. Закрепление знаний детей о ядовитых растениях, грибах. Учить выделять признаки предметов. Развивать творческие способности. | ||
Подвижные игры: “У медведя во бору”, “Листопад”, “Огородники”, “Овощи, фрукты”, “Вершки и корешки”, “Белкины запасы”, “Листопад”, “Овощи”. | Развитие физических качеств, слухового, зрительного внимания, мышления. Способствовать всестороннему физическому и умственному развитию, воспитанию дружбы. Прививать организаторские навыки. | |||
Изготовление плаката: “Осень нашими глазами” | Педагоги, дети, родители | Передать красоту осени в изображении. Привлечь родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами в саду. | ||
Конкурс поделок из даров природы: “Волшебные ручки” | Дети, родители | Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми дома. | ||
Праздник “Золотая осень” | Педагоги, музыкальный работник, дети, родители. | Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать её красоту, дать представление о народном празднике, об осени “Осенины”, расширить кругозор детей; развивать навыки общения, диалогическую речь, стимулировать познавательный интерес; вызывать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку. | ||
Презентация: “Золотая осень” | Педагог | Поделиться опытом работы с коллегами в данном напровлении |
Литература
1. Иванова А. И. Живая экология. 2006 г.
2. Николаев С. Н. Юный эколог. 2004 г.
3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности.
4. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. 1987 г.
5. Ибрагимова К. К. Деревья и кустарники вокруг нас. 2008 г.
6. Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека. 2006 г.
7. Аксенов З.Ф. Войди в природу другом. 2008 г.