Педагогическое общение

Разделы: Общепедагогические технологии


Актуальность: По роду своей профессиональной деятельности педагог постоянно включён в широкий диапазон взаимоотношений с учениками и родителями. В таком общении возможны недоразумения, ссоры, обиды, проявление агрессии, смены настроения, и, в конечном счёте, конфликты. Словом можно окрылить ребёнка, воодушивить его на благие дела, а можно ранить, погрузить в состояние полного отчуждения. Ввиду незрелости и отсутствия жизненного опыта даже незначительная конфликтная ситуация детям и подросткам кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно суицидоопасной. Суицидальное поведение несовершеннолетних в настоящее время является глобальной социально-психологической проблемой, так как среди европейских стран по уровню самоубийств Россия занимает одно из первых мест.

В качестве форм организации используется: лекционное изложение материала, дискуссия, анализ конкретных ситуаций, психодиагностические процедуры.

Перечень приложений: презентация “Технологии педагогического общения”.

Цель: нформационно-психологическое развитие педагогического профессионализма, систематизирование имеющихся знаний педагогов о технологии педагогического общения

Задачи:

  • Способствовать овладению технологии общения “Я – сообщения”, правил и приёмов ведения беседы.
  • Развивать навыки конструктивного общения, умение работать в группе.
  • Совершенствовать формы и способы взаимодействия педагогов с участниками образовательного процесса.

Участники: педагоги образовательного учреждения.

Материалы к совещанию: мультимедиа-проектор, таблички, маркеры, раздаточный материал для практической работы.

Ход совещания

Столы расставлены для групповой работы. Коллектив педагогов путём жеребьёвки заранее поделен на группы, списки которых лежат на столах.

  • Вступительное слово психолога.

Добрый день, уважаемые коллеги. Для начала я хочу рассказать вам одну притчу: “Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко и мы поменялись – у каждого из нас осталось по яблоку. Если у тебя есть интересная идея и у меня есть идея и мы обменялись – у каждого из нас будет уже по две идеи. Представьте себе ситуацию, когда каждый поделится своим опытом, какими при этом мы станем богатыми”.

Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы немного пообщаться, чтобы разобраться, какое место в нашей профессиональной деятельности занимает педагогическое общение. Культура педагогического общения – условие успешности образовательного процесса и комфортности педагога, ученика, родителя. Коммуникативная культура педагога проявляется в способности привлечь внимание, настроить на продуктивное учебное взаимодействие, в умении преодолеть барьеры, возникающие между позицией учителя и настроем учеников, умении вести диалог, поддерживать интерес и активность учащихся, быть гибким, мобильным, открытым и доброжелательным.

Слайд 1. Тема нашей встречи: Технология педагогического общения

  • Слайд 2. Упражнение “Педагогическое общение – это…”

Инструкция: В течение 5 минут в ходе коллективного обсуждения раскрыть понятие педагогического общения, составить и перечислить основные правила ведения беседы и дискуссии

  • Слайд 3. Основные правила ведения беседы и дискуссии:

– Дружеское расположение к собеседнику.

– Умение выслушать мнение другого, не перебивая говорящего.

– Не отвлекаться, когда говорят другие.

– Не избегать взгляда собеседника, смотреть в глаза говорящего или слушающего.

– Не бояться высказаться.

– Чётко и кратко излагать свою мысль, избегать многословия и отклонения от темы.

– Аргументировать свою речь, быть логичным в доказательстве своего мнения.

– Не делать вывода до того, как поймёте мнение другого и проблему до конца.

– Следить за тем, чтобы для вас и говорящего слова имели одинаковый смысл.

– Проявлять уважение к мнению другого, признавать его право иметь свою точку зрения, возможно, и отличную от вашей.

– Иметь мужество признать свою неправоту, не обижаться на собеседника, тем более, не оскорблять его.

– Быть вежливым и тактичным.

– Не злоупотреблять временем собеседника.

– Не занимать негативную позицию по отношению к собеседнику.

– Уметь чувствовать собеседника, контролировать своё поведение при помощи вопросов: “Правильно ли он понимает меня?”, “Правильно ли я понимаю его?”

Психолог: Педагогическое общение – сложный процесс установления и развития контактов между участниками образовательного процесса, который возникает в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека. Смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.

  • Упражнение “Тонкая бумага”.

Инструкция: Каждому участнику даётся по тонкому листу бумаги формата А-4.

  1. Все участники держат листок двумя руками за два верхних угла перед собой.
  2. Закрывают глаза.
  3. Внимательно слушают инструкцию и выполняют с закрытыми глазами то, что о чём говорит психолог.
  4. Задания:
    – Сложить листок вдвое.
    – Разгладить место сгиба.
    – По линии сгиба вырвать клочок бумаги.
    – Снова сложить листок пополам.
    – Повторить эту процедуру 3–4 раза.
  5. Когда у участников получились маленькие, многократно сложенные листки, необходимо развернуть их и положить перед собой, затем все участники раскрывают глаза.
  6.  Вопросы: У всех одинаковые листки? Чем отличаются листки? В чём они похожи? Как вы думаете, почему они разные? В чём психологический смысл задания?

Психолог: Это упражнение показало, что нет одинаковых людей. Почему люди такие разные? (У людей разный темперамент, характер, уровень образования, разные социальные роли.) Легко ли им общаться? Жить среди людей и общаться с ними так же нелегко, как знать математику или физику или преодолевать какие-то преграды. Если можно обойти гору, то избежать общения в профессиональной деятельности педагога просто невозможно. Необходимость общаться со многими людьми создаёт множество проблем.

В чём же состоит сложность общения?

  • Упражнение “Особенности общения”.

Инструкция: в ходе группового обсуждения участники определяют основные трудности общения, возникающие при взаимодействии участников образовательного процесса: учитель – ученик, родитель – учитель, ребёнок – родитель, обучающийся – обучающийся.

Психолог: Мы не раз слышали о конфликте, знаем, как он выглядит в поведении людей. Конфликт отражается и на внутреннем состоянии человека. Нет ни одного человека, в жизни которого не возникали моменты, когда его не понимали, когда возникала необходимость отстаивать своё мнение, свои взгляды. Так что же такое конфликт?

Слайд 4. Конфликт – (лат.) столкновение желаний, взглядов, убеждений.

Слайд 5. Причины возникновения конфликтов.

  1. Из-за отсутствия согласия, вследствие противоречий и разногласий между сторонами.
  2. Из-за несовпадения интересов, взглядов, установок, стремлений.

Результаты психологических исследований показывают, что действительными причинами конфликтов чаще всего оказываются факторы, которые кроются в плохой организации труда преподавателей и в ошибочном стиле руководства школьниками. Не менее частые причины конфликтов – отсутствие доверия и уважения к школьникам со стороны преподавателей при высокой требовательности к ним и невнимание к развитию индивидуальных дарований и способностей, отсутствие дифференцированного подхода к личности, стремление всех подогнать под единый шаблон.

Слайд 6. Особенности конфликтов:

  1. Конфликты неизбежны в жизни любого человека, касается ли это его внутреннего мира, либо разнообразных взаимоотношений с другими.
  2. Попытка ухода от них чаще всего бесполезна и только их усугубляет.
  3. Конфликты большей частью успешно разрешимы.
  4. Конфликты оказывают позитивное и созидательное влияние на развитие личности, углубляя и укрепляя взаимоотношения.

Слайд 7. Стратегии поведения в конфликте:

  • Настойчивость.
  • Уклонение.
  • Приспособление.
  • Компромисс.
  • Сотрудничество.

Слайд 8. Настойчивость и принуждение (конкуренция) – достижение своей цели любым способом, агрессивность, использование власти. Этот стиль эффективен, если у вас достаточный авторитет и очевидно, что предложенное решение – наилучшее, или вы находитесь в ситуации, которая требует мгновенного реагирования, вам нечего терять, исход очень важен для вас.

Слайд 9. Уклонение – стремление уйти от конфликта. Наиболее эффективен такой стиль разрешения конфликтов, если пытаться решить проблему сейчас опасно, это только ухудшит ситуацию, или вы хотите выиграть время, так как не располагаете необходимой информацией. Если хотите сохранить мир и добрые отношения с людьми, понимаете, что у вас мало шансов победить, или ситуация не особенно вас волнует эффективно приспособление, т.е. уступчивость, отказ от своих интересов.

Слайд 10. Компромисс – взаимные уступки, “половинчатые” решения, если вы хотите сохранить взаимоотношения, и предмет спора для вас имеет не слишком большое значение.

Слайд 11. Сотрудничество – решение проблемы с учётом интересов друг друга, нахождение взаимоприемлемого решения, желание сохранить длительные и тесные отношения.

Каждый из стилей эффективен, но только при определённых условиях, и не один из стилей не может быть выделен как лучший. Можно использовать каждый стиль, учитывая конкретные обстоятельства, Жёсткое следование одному стилю ограничит ваши возможности продуктивного разрешения конфликтных ситуаций.

  • Упражнение “Пресс-конференция”.

Психолог: Сегодня среди нас присутствуют представители разных стилей поведения. (Каждая группа получает описание стиля поведения в конфликтной ситуации.) Ваша задача определить, какой стиль решения конфликтных ситуаций, привести пример.

Стили поведения при разрешении конфликтных ситуаций:

1. Сотрудничество.

Я активно участвую в разрешении конфликта и отстаиваю свои интересы, но при этом стараюсь сотрудничать с другими людьми. Я считаю, что в сложной конфликтной ситуации это наиболее мудрый подход к решению общей задачи.

2. Уклонение.

Я стремлюсь уйти от проблемы, игнорируя её, перекладывая ответственность на неопределённый срок. Я не отстаиваю свои права, ни с кем не сотрудничаю, а просто уклоняюсь от решения конфликта.

3. Компромисс.

Я немного уступаю в своих интересах при разрешении конфликта, но настаиваю, чтобы и другие делали то же самое. Предпочитаю обмениваться уступками и торговаться, чтобы прийти к выгодному компромиссному решению. Лучше получить хоть что-то, чем всё потерять.

4. Конкуренция.

Я предпочитаю идти к разрешению конфликта собственным путём. Я не очень заинтересован в сотрудничестве, меня не беспокоит то, что думают мои конкуренты. При разрешении конфликта я отстаиваю только свои интересы. Я весьма активен

5. Приспособление.

Для меня важнее сохранить со всеми хорошие взаимоотношения, чем отстаивать собственные интересы. Я стараюсь смягчить конфликтную ситуацию и восстановить гармонию во взаимоотношениях, уступая, соглашаясь, приспосабливаясь и даже жертвуя своими интересами в пользу другого человека.

Практический блок.

Психолог: Сегодня мы познакомимся с одной из технологий педагогического общения. Ведь очень часто проблемы в общении возникают из-за непонимания. Взрослый человек, говоря ребёнку “Оденься потеплей!”, может иметь в виду “Я люблю тебя, и не хочу, чтобы ты заболел”, а ребёнок может подумать иначе “Вечно ты не можешь о себе позаботиться!”.

Давайте потренируемся сейчас в умении оформлять свои мысли и чувства в форме я – высказывания. Вы получаете карточки с “Ты – высказыванием”, а преобразуете в “Я – высказывание”. Вместо оценки поступка собеседника высказывается своё эмоциональное состояние, возникшее в результате его. Например: вместо слов “Сколько можно! Ты постоянно говоришь так высокомерно! Вечно сидишь на стуле, как Наполеон!” лучше сказать “Когда ты говоришь так, сидишь, скрестив руки, я чувствую себя приниженным”. На такую фразу трудно обидеться, ведь человек не выставляет оценок, а говорит о своих ощущениях. Он так чувствует, и он не может быть не прав. Разве можно обижаться

Слайд 12.

ТЫ – высказывание. Я – высказывание.
Когда ты поймешь, что учишься в школе, прежде всего, для себя? Я беспокоюсь о твоём будущем, для которого важно быть образованным человеком.

  • Упражнение ““Ты” и “Я” высказывания”.

Примеры карточек с “ты – высказываниями:

Для 1-й группы:

1. Вечно ты над всеми подтруниваешь, считаешь себя лучше других!

2. Ты всегда так поступаешь!

3. Тебе бесполезно что-либо говорить!

4. Когда ты перестанешь опаздывать в школу?

5. Когда ты уже начнёшь выполнять домашние задания?

6. У тебя такой же беспорядок в голове, как и на столе!

7. На тебя никогда нельзя положиться! Ты всегда всех подводишь!

8. Твои родители хоть помнят, в каком классе ты учишься? Почему не приходят на родительские собрания?

Для 2-й группы:

1. Ты как себя ведёшь?

2. Почему не убрана постель? Ты вечно забываешь!

3. Почему ты не помыл посуду?

4. Ты всегда садишься делать уроки поздно!

5. Почему я должна краснеть за тебя в школе?

6. Почему ты играешь на компьютере? Ты уже выучил уроки?

7. Тебе всё равно, что я переживаю из-за твоей учёбы?

8. Когда ты перестанешь приходить домой не вовремя?

Для 3-й группы:

1. Ты всё равно никогда меня не поймёшь?

2. Тебе бесполезно о чём-либо говорить!

3. Тебе всё равно, что со мной происходит!

4. Тебе никогда не угодишь!

5. Вы меня все достали!

6. Почему вы только меня видите?

7. Тебя только моя учёба волнует!

8. Ты всегда только обещаешь!

Для 4-й группы:

1. Ты всегда всем недовольна!

2. Тебе никогда не угодишь!

3. Хватит из себя жертву строить!

4. Ты такой нудный!

5. Вам всё равно, что я думаю!

6. Ты когда-нибудь причёсываешься?

7. Ты вечно всего боишься!

8. Достали вы со своей учёбой!

Слайд 13. Психолог в случае затруднения рекомендует начинать с таких фраз, как: “Я очень расстраиваюсь (расстроилась)”, “Я очень переживаю”, “Мне бы очень хотелось”, “Мне было бы очень приятно”, “Я беспокоюсь”, “Я волнуюсь” и.т.д.

  • Ролевая игра “Сюжеты ситуаций”.

Инструкция: Представители от групп выбирают карточку с описанной ситуацией. Проводится групповое обсуждение и участники предлагают своё решение проблемы.

1. Не сидеть с Ивановым!

Начало урока. Учительница заходит в кабинет и видит, что Петров и Иванов, которым она запретила сидеть за одной партой, снова сели вместе. Марья Ивановна просит Петрова пересесть и написать у себя на лбу: Не сидеть с Ивановым!”. На следующий день Марья Ивановна заходит в класс и видит, что Иванов и Петров сидят за разными партами, а на лбу у Петрова красным маркером написано: “Не сидеть с Ивановым!”. Следуют громкие объяснения учителя, что так делать нельзя, замечание в дневнике и поход к директору.

Оценка ситуации и собственное решение.

2. Сидоров, прекрати хамить!

8-й класс. Начало урока. Класс ещё не угомонился, учитель призывает к спокойствию, шум понемногу стихает. Один ученик продолжает обмениваться репликами с товарищами, вертеться. Учитель делает ему замечание: “Сидоров, перемена закончилась!”, тот замолкает с ироническим “всё, молчу, молчу”, но через минуту снова начинает “буянить”. Учитель снова делает замечание. Так повторяется несколько раз. В ответ на очередное замечание Сидоров говорит: “Тамара Васильевна, подождите вы со своим Паскалем, я тут может, общенациональные проблемы решаю”. Учитель вскипает: “Так, или ты немедленно прекратишь ёрничать, или пойдёшь к завучу!” “Сдаюсь, сдаюсь!” – с усмешкой отвечает Сидоров. Учитель объясняет материал, потом обращается к классу: “Что непонятно, какие у вас есть вопросы?” Сидоров поднимает руку.

– Да, Сидоров.

– Тамара Васильевна, а можно я ноги на парту положу?

Класс оживляется.

– Сидоров, прекрати хамить!

– Да вы не нервничайте, нервные клетки, говорят, не восстанавливаются. Я же просто спросил – нет, так нет, сказали бы спокойно.

– Немедленно перестань, ты что, русского языка не понимаешь!!!

– Я хочу получить прямой ответ на прямой вопрос. У нас, между прочим, свободное государство…

Оживление в классе возрастает.

“Сидоров!!! – учитель срывается на крик, – немедленно вон из класса!”

Сидоров закидывает ноги на парту и безмятежно улыбается. Учитель подходит, берёт его за локоть: “Быстро выходи!” Тот вырывается: “Руками меня трогать не рекомендую!” Учитель в слезах выходит из класса.

Оценка ситуации и собственное решение.

3. Поздравление мальчиков с праздником.

Внеклассное мероприятие. Девочки вышли к доске и поздравляют мальчиков. Поочерёдно подзывают к себе ребят и дарят им музыкальные диски и сладости. Диски были подобраны в соответствии с различными музыкальными пристрастиями мальчиков. После вручения подарков классный руководитель заметила, что двое ребят ничего не получили. Представитель родительского комитета встала перед классом и сказала: “Надеюсь, вы простите, что на всех не хватило подарков. Не все в классе смогли внести деньги для приобретения подарков”.

Оценка ситуации и собственное решение.

4. “Новенький” в классе.

Мальчик-подросток обучается в 7 классе всего 3 месяца. До этого обучался в городской школе. После развода родителей проживает с мамой у её родителей. Проблем в обучении не испытывает. Занимается спортом: посещает лыжную секцию, секцию по хоккею. Обладает лидерскими качествами. Взаимоотношения со сверстниками ровные, спокойные. В последнее время классный руководитель отмечает напряжённую обстановку в классе, учителя-предметники жалуются на нарушения дисциплины во время учебных занятий. Один из лидеров класса (обучается в этой школе с 1 класса) старается настроить классный коллектив против “новенького” ученика, постоянно придирается к нему, высмеивает каждое его действие, негативно отзывается о членах его семьи.

Оценка ситуации и собственное решение.

5. Я знаю свои права!

Классный руководитель обеспокоен снижением успеваемости учащегося и пропусками учебных занятий без уважительной причины. Назначена встреча с мамой учащегося. Во время беседы с классным руководителем, мама жалуется по поводу того, что ребёнок не реагирует ни на уговоры, ни на замечания родителей, ни на наказания, в т.ч. применение физической силы. Домашние задания не делает. После прихода из школы сразу убегает на улицу и проводит там допоздна. Когда в последний раз его наказали, он заявил родителям, что они не имеют никакого права так с ним поступать. И отметил, что если они будут и дальше на него кричать, то он напишет заявление в комиссию по защите прав несовершеннолетних.

Оценка ситуации и собственное решение.

Психолог: И в завершение нашей работы, мы попробуем составить формулу общения.

Слайд 14. Формула педагогического общения.

  • Практическая работа “Формула педагогического общения”.

Инструкция: Проводится обсуждение в группах профессиональных и личностных качеств педагога; критерий эффективности общения: терпимость, доброжелательность (тон, стиль речи и поведения), чуткость, уравновешенность, эмпатия (сострадании), общечеловечность; ошибок общения учителя (причины, приводящие к разладу): неумение правильно сформулировать цель, неумение учитывать в работе с людьми их индивидуальные особенности, неумение слушать, бестактность, грубость, неправильная стимуляция поощрением и наказанием, неверное отношение к критике, эмоциональная несдержанность, черствость, мелочная обидчивость, злопамятность, неумение ждать, торопливость в принятии решений, в ожидании изменений в поведении, в отношении к ученью у воспитанника.

  • Подведение итогов.

Психолог: Известна крылатая фраза древнегреческого философа Ксенофонта: “Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится”. Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение. Образ учителя сохраняется в памяти в самых ярких внешних характеристиках. Формируя стратегию и тактику самоподачи, необходимо учитывать, что 85% людей строят своё первое впечатление на основе внешнего облика человека. Внутренний мир педагога, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом раскрывается в профессиональной деятельности педагога. Несформированные коммуникативные умения в учебно-воспитательном процессе являются показателем педагогического непрофессионализма. Сегодня мы в очередной раз убедились, что неизменными остаются такие качества “идеального учителя”, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться, доброжелательность, приветливая улыбка на лице, искреннее доверие к людям, такт в отношениях с ними. Характерные черты опытного педагога – скромность и простота в обращении с людьми, педагогический оптимизм – это убеждение, вера учителя в каждого ученика, глубокая уверенность в преобразующей силе воспитательного воздействия.

Литература

  1. Гилинский Я.И., Юнацкевич Я.И. Социологические и психологические основы суицидологии. – СПб., 1999.
  2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога среднй школы. – Изд. 4-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  3. Кодохмаева Ф.А. Дидактогения. – ИД “Первое сентября” festival@1sept.ru.
  4. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Сценарий тренинга педагогоической эффективности. – М.: ПЦ “Инсайт”, 1992.
  5. Липунова Г.Н., Панченко Н.А. Я – учитель. – ИД “Первое сентября” festival@1sept.ru.
  6. Митина Л.М. Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция. – М., 2003.
  7. Семёнова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: учебное пособие. – М.: Изд-во Институтата психотерапии, 2002.
  8. Фопель К. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2002.