"Первый властелин единого Китая". 5-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Цель: рассмотреть вопрос об объединении Древнего Китая под властью Цинь Шихуанди

Задачи:

  • Образовательная: изучить особенности объединения Китая
  • Развивающая: развивать умение анализировать деятельность исторической личности на примере правления Цинь Шихуанди
  • Воспитывающая: воспитывать уважение к историческому прошлому, способность к оценке исторической личности

Оборудование урока: презентация, карта “Древний Китай”, рабочая тетрадь на печатной основе

Тип урока: урок изучения новой темы

Рекомендации по использованию презентации Ход урока
Стайд 1. Тема урока

Слайд 2. Постановка целей и задач, план урока

Организационный этап. Постановка целей и задач урока
Слайд 3. Картинка слайда появляется по щелчку учителя Организация изучения темы:

В 1974 г. китайский крестьянин Янь Дживан решил выкопать на своем участке колодец. На глубине 5 метров он наткнулся на статую древнего воина в полный рост. Около 8 тысяч скульптур пехотинцев, лучников и конников были спрятаны под землей. Фигуры воинов являются настоящими произведениями искусства, поскольку выполнялись в индивидуальном порядке, вручную и с использованием различных методик. Каждая отдельная статуя имеет свои уникальные черты и даже выражения лица. После придания необходимой формы статуи выпекались и покрывались специальной органической глазурью, поверх которой наносилась краска. Представленные воины отличаются по рангу (офицеры, рядовые солдаты), а также по виду оружия (копьё, арбалет или меч).

Слайд 4. Иллюстративный фон беседы Армия глиняных воинов покоится в боевом построении в параллельных склепах в 1,5 километрах на восток от гробницы великого человека. В руках у многих воинов нет оружия, хотя оно было при погребении!

Беседа с учениками: выскажите предположения что и кого охраняют воины?

Слайд 5. Постановка проблемы Ставится проблема урока: нам предстоит выяснить, кому принадлежит гробница, надежно защищенная огромной терракотовой армией. В конце урока предстоит ответить на вопрос – можно ли считать того, кого они охраняют великим человеком?
Слайд 6. Визуальное информационное наполенение этапа урока: карта, дата, имя исторического деятеля Первым императором т.н. объединенного Китая являлся человек, которого звали Цинь Шихуанди, что в переводе означает “первый император в династии Цинь”. Настоящее же имя этого человека звучит несколько по-иному – Ин Чжэн. Таким образом, он был правителем династии Цинь, и положил конец огромной по длительности эпохе, в несколько веков, именуемой как время Воюющих Царств. Во всем Внутреннем Китае Цинь Шихуанди установил единоличную монархию. Это произошло в 221 году до нашей эры. В истории Китая он известен как первый правитель нового единого государства Китай.

Работа с картой в учебнике и рабочей тетради на печатной основе

Слайд 7. Визуальное информационное наполенение этапа урока: карта, иллюстрация На контурной карте отметьте Великий шелковый путь, который получил свое название благодаря тому, что Китай в то время был единственным поставщиком шелка и чая.

Сообщение учеников о легендах, связанных с шелком.

Легенда 1.

По преданию, шелк появился в Китае в III в. до н. э. А началось все с сада, где Хи Лингши сидела и рассматривала работу безобразного червяка на тутовом дереве. Три дня она смотрела, как работают прилежные гусеницы. А когда они кончили работу и в саду снова сделалось тихо, императрица начала считать дни и ждать, когда же прилетят бабочки. Когда прошло двадцать восемь дней и снова над садом засияла полная луна, сотни бабочек с мягкими нежными крыльями появились в саду. А на земле она увидела пустые золотисто-желтые коконы. В них не было уже гусениц, они были пустыми. Она случайно начала разматывать тонкую нитку шелка, из которой был сделан кокон. Нитка была блестящая и мягкая. Императрица придумала распускать нитку кокона и ткать из нее тончайшую блестящую ткань.

Однако китайцы берегли от чужеземцев тайну своего ремесла. Законы страны под страхом смертной казни запрещали открывать иноземцам тайну производства шелка.

Легенда 2.

По преданию, этот запрет нарушила во II в. н. э. одна китайская принцесса, которую выдали замуж за владетеля княжества Хотан. Это княжество было соседом Китая на северо-западе. Принцесса очень любила вышивать по шелку. Чтобы шелк всегда был у нее под рукой, она спрятала в чашечках цветов яйца бабочки шелкопряда и семена тутового дерева и украсила чашечками цветов свою нарядную прическу.

Вывод: Китай становится процветающим государством

Слайд 8. Визуальное информационное наполенение этапа урока: карта, задание Работа с картой: определите направления военных походов китайской армии

Как Вы считаете, были ли они успешными? В чем была сила китайской армии?

Слайд 9. Визуальное информационное наполенение этапа урока: иллюстрация В знак единения страны были снесены оборонительные стены, разделявшие прежние царства. Только северная часть этих стен была сохранена, её отдельные отрезки были укреплены и соединены между собой: таким образом, новообразованная Великая китайская стена отделила Серединное Государство от варваров-кочевников. По оценкам, на строительство стены было согнано несколько сотен тысяч (если не миллион) человек. Стена выложена из больших каменных плит, наружная часть облицована крупными продолговатыми кирпичами. Высота стены в среднем 7,5 метра, а ширина — 5,4 метра. В стене сделаны смотровые щели и бойницы, для того чтобы постоянно наблюдать за противником. На расстоянии 2,5 — 3 километров друг от друга находились сторожевые башни, возвышающиеся метров на 5 над самой стеной. На верхнем этаже башни была закрытая с четырёх сторон ровная площадка с амбразурами. В случае появления вражеской конницы воины охраны моментально зажигали на верхней площадке костёр, оповещая своих ближайших соседей об опасности, те в свою очередь таким же способом извещали воинов соседней сторожевой башни, и так известие доходило до крупного воинского гарнизона, который уже выступал в боевой готовности против надвигавшейся конницы противника.

Каково значение строительства Стены?

Как, по-вашему, относились к строительству простые люди?

После смерти Цинь Шихуанди его наследники не смогли сохранить власть. Народ восстал. Что было причиной?

Слайд 10. Визуальное информационное наполенение этапа урока: схема Давайте проверим, правильные ли предположения вы высказали.

Итак, что стало причиной возмущения народа:

  • Войны
  • Строительство Великой Китайской стены
  • Жестокость по отношению к подданным
Слайд 11. Визуальное информационное наполенение этапа урока: портрет исторического деятеля, информация После смерти императора в 210 году до н.э. вспыхнуло восстание. Вот почему исчезло оружие глиняной армии. Его забрали восставшие.
Слайд 12. Визуализация проблемного вопроса Давайте подведем итог урока: Можно ли назвать Шихуанди великим человеком?
Слайд 13. Визуализация домашнего задания Разъяснение домашнего задания: §23, ответить на вопросы на стр. 108

Литература и источники.

  1. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Вигасин А.А ,Г.И, Годер , И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2008
  2. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл.: Пособие для учителя / Г.И. Годер. – М.: Просвещение, 2009
  3. Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история.– 4-еизд., испр. и перераб./ Главн . ред. М. Аксёнова. – М.: Аванта, 2005
  4. “Я познаю мир: Детская энциклопедия: История Древнего мира”/ А.Б. Преображенский.– М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001