Урок математики по теме «Площадь прямоугольного треугольника»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (253 кБ)


Цели:

  • формирование понятий “катет”, “гипотенуза” и способа нахождения площади прямоугольного треугольника;
  • развитие логического мышление, внимания, навыка самоанализа;
  • воспитание умения общаться, трудолюбие, уверенность в себе и взаимопонимание.

Оборудование:

  • Геометрические фигуры в конвертах для каждого ребенка, презентация.
  • Цветные карандаши, листочки бумаги, ножницы.

Ход урока

I. Организационный момент

II Актуализация знаний

На слайде №1 и у каждого ребенка фигуры голубого цвета. (Под №1 прямоугольник, №2 прямоугольный треугольник, №3 равнобедренный треугольник, №4 тупоугольный треугольник)

- Какая фигура лишняя и почему?

- Какой из этих треугольников прямоугольный?

- Почему ты так считаешь? (У него прямой угол).

Докажите, что у этой фигуры есть прямой угол. (При помощи угольника доказывают.)

- Молодцы! Нам эти знания пригодятся на уроке (Лишние треугольники убираются № 3 и № 4).

- Площадь, какой фигуры вы умеете находить? (Прямоугольника).

- Как мы находим площадь прямоугольника? (Ученик пишет на доске, дети оценивают).

- Эта формула применима для нахождения этого прямоугольника или любого другого? (Любого прямоугольника).

- В каких мерах измеряется площадь прямоугольника? (В квадратных единицах – мм2, м2, см2).

Слайд №3

- Давайте докажем, что мы умеем находить площадь прямоугольника. Вычисление площади прямоугольника.

Слайд №4

Размеры прямоугольника 10 см * 4 см

- Какой результат вы получили? (ответы детей, 40 см2). Слайд №5

Самооценка (Шкала успеха). (Приложение)

- Молодцы! Вы умеете находить площадь прямоугольника.

- Все у вас получится.

1. Постановка проблемы

Работа в парах (Дети выполняют практическую задачу).

- Посмотрите на ваши фигуры под № 2, что вы можете о них сказать?

(Дети отвечают: – это прямоугольные треугольники, они равные. Определили путем наложения.)

- Имеют ли треугольники площадь?

(Да, так как занимают какую-то поверхность на плоскости.)

- Найдите площадь прямоугольного треугольника? Слайд №6

(Дети озадачены)

- Поднимите руку, кто не смог найти площадь.

Что показало вам ваше пробное действие? (Я не могу найти S прямоугольного треугольника).

- Что надо сделать? (Остановиться и подумать).

2. Выявление места затруднения

- Какое задание выполняли?

- Как вы рассуждали?

- Подошёл ли к вашему заданию известный способ?

- Где же возникло затруднение? Почему не смогли справиться с заданием?

(Мы не знаем формулу S прямоугольного треугольника).

- Итак, мы выявили причину затруднения, что вы будите делать дальше?

(Мы поставим перед собой цель. Узнать формулу нахождения S прямоугольного треугольника.)

Сформулируйте тему урока.

(Нахождение S прямоугольного треугольника.)

На доске фиксируется знак ? (Чему мы сегодня учимся?)

-Давайте подумаем, как нам получить способ решения.

- Какую формулу нахождения площади мы уже знаем? (S=a * b)

- Используя эту формулу, попробуем найти новый способ.

III. “Открытие” детьми нового знания

Работа в парах.

- Работая в парах, попробуйте составить из двух треугольников какую-либо фигуру.

(Дети могут составить большой треугольник, четырехугольник, прямоугольник).

- Площадь, какой фигуры мы можем находить? (Площадь прямоугольника). Слайд №7

Работа в группах.

-Попытайтесь найти способ нахождения S прямоугольного треугольника.

- Представьте свои результаты. Объясните свои действия.

- Что вы заметили?

(Что прямоугольник состоит из двух одинаковых прямоугольных треугольников. Значит площадь прямоугольного треугольника равна половине площади прямоугольника).

- Так как треугольники равны, то площадь каждого из них равна половине площади прямоугольника. (Sпр. : 2)

- А как мы нашли площадь прямоугольника? Значит, какой записью можно заменить букву S?

- Делаем вывод, как найти площадь прямоугольного треугольника?

S = (a * b) : 2

- Сравните нашу формулу с той, что дана в учебнике. Стр. 95.

Читают формулу в учебнике. Стр. 95.

- Формулы одинаковые? (да)

- Но мы с вами не всё новое ещё изучили. Чтобы сформулировать формулу площади прямоугольного треугольника с помощью слов, а не математических символов, необходимо познакомиться с названиями сторон прямоугольного треугольника.

- Как вы думаете, какая сторона как называется? Прочитайте правило в учебнике.

Возьмите прямоугольный треугольник № 2.

- Найдите гипотенузу, обведите синим цветом. Катеты красным цветом.

- Проверьте свою работу. Слайд №8

- Итак, чему равна площадь прямоугольного треугольника? (Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведению катетов.)

- А теперь найдите площадь треугольника.

- Чего мы не умели делать?

- Чему мы научились на этом уроке?

- Можно стереть вопрос, который мы с вами написали на доске?

3. Физкультминутка Слайд №9

IV. Первичное закрепление

- Давайте используем наши знания на практике. Стр. 95. Запишите № 7.

Задание под буквой “а” выполняют у доски;

а) AB= 30мм = 3см, BC = 4см, S = ?

S = (a * b) : 2

S = (3 * 4) : 2=12 : 2 = 6см2 = 600 мм2

- Оцени свою работу.

Задание под буквой “б” выполняют у доски;

б) KN = 5 дм, NM = 600 мм = 6дм

S = (a * b) : 2

S = (5 * 6) : 2 = 30 : 2 =15дм2 = 1500 см2

- Оцени свою работу.

V. Контроль

Задание под буквой “в” выполняют самостоятельно

FL = 70 м, LD = 60 дм = 6м

S = (a * b) : 2

S = (70 * 6) : 2 = 420 : 2 =210м2 = 21000 дм2

- Проверьте свою работу. Слайд № 10

- Оцените свою работу.

VI. Итог

- Что нового узнали на уроке? (Название сторон прямоугольного треугольника. Формулу площади прямоугольного треугольника).

- Чему равна площадь прямоугольного треугольника?

- Какие стороны прямоугольного треугольника называются катетами?

- Что такое гипотенуза?

- Что было интереснее всего?

- Что было трудно?

- Как ты преодолел эти трудности?

Самооценка (Шкала успеха). (Приложение)

VIII. Домашнее задание Слайд №11

  • 1 уровень: стр. 95 № 9.
  • 2 уровень: стр. 95 № 8.