Цель: обобщить и привести в систему знания по разделу “Предложение”. Создать на уроке ситуацию, помогающую закреплению знаний о главных и второстепенных членах предложения.
Задачи:
Обучающие: закрепить практический навык нахождения главных и второстепенных членов предложения, способов их выражения. Актуализировать знания учащихся о видах предложения по цели высказывания, интонации.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость; умения анализировать, обобщать.
Воспитательные:
- формировать внимательное и бережное отношение к языку.
- Воспитывать привычку оказывать помощь товарищам в учении.
Содействовать формированию УУД:
- познавательные УДД (общеучебные: учить выделять и формулировать познавательную цель, учить поиску и анализу необходимой информации);
- регулятивные УУД (учить целеполаганию, планированию, самооценке);
- личностные УУД (способствовать формированию осознания и принятия правил);
- коммуникативные УУД (содействовать развитию у детей умения работать в парах, группах; организация и осуществление учебного сотрудничества).
Тип урока: уроки обобщения и систематизации.
Методы: частично-поисковый, самостоятельной работы, творческий, контроля.
Форма урока: урок-путешествие по городу “Предложение”.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, таблица “Главные и второстепенные члены предложения”, учебник “Русский язык” М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, 3 класс, тетрадь на печатной основе, карточки с заданиями.
План урока
I. Мотивационно-ориентировочный этап:
- оргмомент;
- проверка д.з.;
- словарная работа (работа в парах.)
II. Практический этап:
- актуализация знаний о предложении: характеристика в предложения, работа в группах
- понятие распространённое и нераспространённое предложение.
III. Поисковый этап:
- развитие речи: индивидуальная творческая работа.
IV. Рефлексивно-оценочный этап.
- тестовая работа;
- подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
Ход урока
I. Мотивационно-ориентировочный этап.
Цель: Сегодня у нас урок-обобщение.
Урок-обобщение даст нам понять,
Что мы умеем и что должны знать.
Он нас отправит в далёкий путь.
Чтобы в дороге нам не всплакнуть,
Надо все знания показать
И домой успешно вернуться опять.
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями на уроке. Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
Давайте познакомимся с маршрутом путешествия. Маршрутный лист – карта успеха.
Маршрут путешествия: (Слайд 2)
- Станция отправления “Домашняя”.
- Перевал “Зимние слова”.
- Остановка “Дружная”.
- Остановка “Снежный ком”.
- Остановка “Зимний лес”.
- Конечная “Проверь себя”.
I. Станция “Домашняя”. Проверка д/з (Слайд 3)
Цель: проверить самостоятельное выполнение творческой части домашнего задания.
Но чтобы отправиться в путь необходимо проверить д/задание. Какое задание вы выполняли в рабочей тетради? Открыли рабочую тетрадь. Дома вы подбирали слова и составляли предложения о зиме.
- Что вы испытывали, выполняя задания? Почему вы рады зиме? (Чтение слов и предложений.) Карта успеха-маршрута. Приложение 1
Ребята, мы с вами отправимся в путешествие по городу “Предложение”. (Слайд 4) Тема урока: Предложение
Какие учебные задачи придётся решать в ходе путешествия? На какие вопросы надо будет ответить? (Слайд 5). Ответы уч-ся: - Что такое предложение?
- Какие члены предложения называются главными?
- Какую роль в предложении выполняют второстепенные члены?)
Вы понимаете, что первое путешествие всегда нелегкое. Что нас будет выручать? (Знания.) И еще что? (Дружба)
2. Перевал “Зимние слова”. Чистописание. Словарная работа.
- Отгадайте загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Цель: чистописание “зимние узоры” помогут вам выработать скорость письма.
Выписать словарные слова, связанные с зимой. (Работа со словарём в конце учебника)
Валенки, варежки, декабрь, мороз, февраль, хоккей, январь.
Подчеркнуть орфограммы.
- Проведем взаимопроверку (проверку в паре): можно проверить по словарю, у кого нет ошибок и подчеркнуты орфограммы, ставим “+”, у кого есть ошибки или не подчеркнуты орфограммы ставим “-”. (Слайд 6)
Карта успеха-маршрута.
II. Практический этап.
Цель: обобщить и привести в систему знания по разделу “Предложение”.
3. Остановка “Дружная”. Актуализация знаний по теме “Предложение”
Ребята, что вы помните по теме “Предложение”? (Виды предложений по цели высказывания и по интонации. По цели: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения (Слайд 7). Могут быть невосклицательными и восклицательными, когда они произносятся с каким-либо сильным чувством: удивления, восклицания, радости, опасения.) (Слайд 8).
А теперь посмотрим, какие вы дружные. Ребята, давайте послушаем: какая группа прочитает предложение более точно и даст характеристику предложению. (6 групп по 4 человека, читают, дают характеристику предложениям. Старший в группе оценивает работу всей группы: наша группа работала сообща, работали все ребята в группе и дали правильные ответы.)
Запись на слайде:
1 группа (Слайд 9)
Там собрались ребята.
Ты еще здесь?
Ребята, идите сюда!
На улице снег идёт.
2 группа (Слайд 10)
Кто это сделал?
Не трогай это гнездо.
Там живёт злая собака.
Люблю грозу в начале мая!
3 группа (Слайд 11)
Не ходите сюда!
Это была ядовитая змея.
Чья это работа?
Ребята, подождите меня.
4 группа (Слайд 12)
Перестаньте дразнить собаку!
С горы бежит бурная река.
Как ты мог это сделать?
Мойте фрукты и овощи перед едой.
5 группа (Слайд 13)
Кто это так громко стучит в лесу?
Камыши росли у реки.
Возьмите друг друга за руки.
Русский язык могуч и велик!
6 группа (Слайд 14)
Кто по улице идёт, громко песенку поёт?
Белый снег пушистый в воздухе кружится.
Не смейте вырубать леса!
Снег падал.
Карта успеха-маршрута.
Физминутка (Слайд 15)
А сегодня у зимы новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба
Вот такой вышины! (руки вверх)
Белый коврик у порога
Вот такой ширины! (нагнуться к ногам)
Погляди-ка – потолки ледяные (руки вверх)
Высоки-превысоки, кружевные. (поиграть кистями рук)
Мы по лестнице шагаем,
Выше ноги поднимаем. (шаг на месте)
У порога ждет сама...
“Здравствуй, зимушка-зима!!!” (нагнуться и поприветствовать)
- Что ещё нового узнали о предложении?
- Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов предложения?
(Предложения бывают распространённые и нераспространённые) (Слайд 16)
- Какую еще характеристику можно дать последнему предложению? (нераспространённое предложение)
- Что такое грамматическая основа предложения? (Слайд 17)
4. Остановка “Снежный ком”.
(Учитель предлагает распространить его, добавляя по одному второстепенному члену предложения. После каждого добавления учитель спрашивает: “Кто больше?”)
(Слайд 18)
Снег падал. | какой?
| как?
| куда?
- Запишите в тетради. Подчеркните грамматическую основу. Дайте характеристику предложению.
Лёгкий снег тихо падал на землю. (Повеств., невоскл., распр.) Проверка со слайда.
- Зачем другие члены предложения? Какую роль в предложении выполняют второстепенные члены? (Они распространяют основу предложения)
Карта успеха-маршрута.
Физминутка. Упражнение для глаз “Полёт снежинки”. (Слайд 19, 20, 21)
Движения зрачков влево – вправо, вверх – вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть.
на кончик носа — вперед и, не переводя взгляда, в стороны, на переносицу — вперед и в стороны, на точку между бровями, а потом опять вперед и, не переводя взгляда, в стороны.
III. Поисковый этап.
Цель: развивать творческие способности, умение правильно составлять предложение и текст.
5. Остановка “Зимний лес”. Индивидуальная творческая работа. (Слайд 22)
- А сейчас, ребята, вы отправитесь в зимний лес. Вам надо выбрать задание для себя:
- на розовой карточке следующее задание: изменить данный текст или дополнить его так, чтобы осенний лес “превратился” в зимний.
- На жёлтой: Составьте текст по опорным словам.
- На синей: Составьте текст по данному началу.
Возьмите одну карточку на выбор из конверта.
В одном из предложений (на выбор) подчеркните грамматическую основу.
Розовая карточка: изменить данный текст или дополнить его так, чтобы осенний лес “превратился” в зимний:
Я шагнул на усыпанную листьями тропинку и замер от восхищения. Меня обступали разноцветные деревья, словно раскрашенные волшебницей-осенью. Вот золотоволосая красавица берёзка, изящная и стройная в своём чёрно- белом сарафане. Ярко-зелёная ель раскинула мягкие пушистые лапы – под ними так и хочется спрятаться. Осенний лес удивителен и прекрасен!
Жёлтая карточка: составьте текст по опорным словам: зимнее утро, небо, мороз, тени на снегу, снежное покрывало, тяжёлые ветки, удивительное чувство.
Синяя карточка: Составьте текст по данному началу:
Зимой я особенно люблю смотреть на деревья за моим окном. Они покрыты серебристым инеем.
(Зачитать каждый вариант.)
Карта успеха-маршрута: справился или не справился.
IV. Рефлексивно-оценочный этап.
Цель: проверить имеющиеся знания по теме “Предложение”.
- Вот мы и добрались до последнего пункта нашего путешествия - конечная “Проверь себя”. Перед вами тестовое задание по вариантам. Приложение 2 (Проверка по слайду 23)
Карта успеха-маршрута.
6. Итоги урока.
- Путешествуя по городу “Предложение”, мы вернулись к вопросам, поставленным в начале урока.
- Как вы считаете, мы выполнили задачи урока? (Кратко прокомментировать задачи урока.) (Слайд 24)
- Положите:
- зелёные магнитики на нижнюю ступеньку школы, те ребята, у кого плохое настроение осталось от урока и кто не понял, что такое главные и второстепенные члены предложения и не смог их найти;
- жёлтые – у кого хорошее настроение и он понял, но объяснить другим не сможет;
- красные – у кого хорошее настроение, он всё понял и сможет объяснить. (Слайд 25)
V. Домашнее задание: упр. 447. Найти и исправить ошибки, списать. Дать характеристику 1 предложению. Добавить свои предложения (1-2) о своих зимних увлечениях. (Слайд 26)