Цикл занятий по изобразительному искусству «Художественная культура Древнего Египта. Иероглифы. Египетское письмо»

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (24 МБ)


Данный урок является первым в цикле уроков по теме “Художественная культура Древнего Египта”.

Возраст: 4–5 классы

Продолжительность занятия: 45–60 мин.

Цель занятия: познакомить учащихся с художественной культурой Древнего Египта, показать ее своеобразие, изучить древнеегипетскую письменность – иероглифы, научить работать с необычной бумагой, напоминающей по фактуре папирус, с калькой, выполнить работу, используя полученные знания об иероглифах – “Мое имя”.

Задачи:

– учить работать с необычной бумагой, акварелью, графическими материалами;

– научить пользоваться цветом как средством художественной выразительности, окрашивать изображение в пределах сложного контура;

– развивать наблюдательность и творческое мышление;

– формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому;

– воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре Древнего Египта.

Материалы и оборудование: бумага для акварели А4, или сделанная заранее папирусная бумага, калька, простые карандаши, акварель, кисти, фломастеры, черная гелевая ручка, распечатанный алфавит, иллюстрации, плакаты с темой урока, компьютер с оборудованием для просмотра слайдов, с возможностью воспроизводить звук.

Литературный ряд: стихотворение “Иероглифы” Олега Тарутина.

Музыкальный ряд: египетская музыка.

Зрительный ряд: иллюстрации, плакаты с темой урока, электронная презентация “Художественная культура Древнего Египта. Иероглифы. Египетское письмо”.

План занятия

  1. Организационный момент, постановка цели урока.
  2. Теоретическая часть урока. Знакомство учащихся с новой темой.
  3. Практическая часть урока. Выполнение подготовительных упражнений.
  4. Выполнение творческой работы.
  5. Подведение итогов урока.

Организационный момент. Подготовить презентацию, включить египетскую музыку для создания настроения. (Слайд 1, слайд 2)

– Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие и побываем в древнем государстве Северо-Восточной Африки, которое расположено в нижнем течении одной из самых величайших рек планеты реки – Нил. Кто знает это государство?

– Древний Египет!

– Верно, поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с удивительной, полной загадок и чудес стране, одной из первых цивилизаций, отдалённой от нас несколькими тысячелетиями.

Слайд 3 демонстрирует карту мира, на которой мы можем увидеть расположение Египта относительно России.

Слайды 4, 5 наглядно знакомит с картой Древнего Египта и удивительной культурой этой древнейшей цивилизации.

Теоретическая часть урока. Знакомство учащихся с новой темой.

В Египте очень много удивительных архитектурных сооружений гигантских размеров – храмы, пирамиды, они сохранились до нашего времени, но большая их часть развалена.

Стены этих сооружений покрыты высеченными или нарисованными краской письменами, древнейшие из которых относятся к IV тысячелетию до н.э. Эти письмена получили название – иероглифы. (Слайд 6)

– А как вы думаете, древние иероглифы могли быть прапрапрадедушками наших букв?

– Могли!

– Верно, а как же такое возможно? Давайте внимательно посмотрим на экран (Слайд 7).

Идея алфавита появилась в Древнем Египте – но это были не просто буквы, а символы или рисунки, увидели алфавит Египтян древние финикийцы, а у них заимствовали алфавит древние греки, а, как известно греческий алфавит лег в основу многих азбук, напр., латинской – а наши буквы произошли от древнегреческих! И вот проследив такой длинный, далекий путь, мы видим – что древнеегипетские иероглифы прапрапра нашего алфавита!

– Писать в Древнем Египте умели не все, профессия писца считалась очень почетной. В Древнем Египте слово “писец” означало не только “писарь” или “переписчик”, но и “образованный человек”! (Слайд 8)

Теперь, когда мы уже немного познакомились с письменностью Древнего Египта, давайте попробуем стать настоящими “писцами”, что значит “образованными” египтянами.

Первое, что нам надо знать – иероглифы можно разделить на группы, давайте посмотрим, например на какие (Слайд 9).

3. Практическая часть урока. Выполнение подготовительных упражнений. Выполнение творческой работы.

Смотрите! К нам попало послание древнего египтянина! (Слайд 10) Что же тут такое написано!? Давайте разбираться!

Мы уже знаем, что писали египтяне иероглифами, что их можно разделить на группы, и писали не просто люди, а образованные люди! Но пока мы не познакомимся поближе с самими иероглифами, мы так и не сможем расшифровать послание! Давайте знакомиться!

Выполнение упражнений.

Перед вами лежат листы с изображением древних египетских иероглифов, прежде чем попытаться их перевести на русские буквы, давайте их изобразим! Чтобы изобразить их как можно вернее нам поможет листик кальки! Он просвечивает и позволяет нам наложить его на любое изображение и перерисовать его! У вас есть карандаши, фломастеры, а самые смелые и отважные – могут обвести не просто карандашом, но и затем раскрасить акварелью!

Не спешите, знакомиться с иероглифами мы будем с каждым по очереди: (Слайды 11 - 15)

Итак, первый иероглиф – очень простой – символизирует он воду, помните ли вы, что в Африке есть одна из самых длинных рек в мире – Нил, протекает она через Египет!?

У реки растет камыш – египтяне изобразили и его иероглифами! Обратите внимание, есть “одна метелка камыша”, а есть две, для нас сейчас это не имеет особого значения.

В Египте обитают – коршуны, совы, перепелочки, рогатые змеи! Давайте по очереди изобразим иероглифы, символизирующие египетских птиц и змей.

Самые-самые быстрые, кто перевел и изобразил на кальке красивые египетские символы, берет листочек с более подробными изображениями и других иероглифов, изучает значение латинских и русских букв (Слайд 16). Остальные нас догоняют и также начинают внимательно изучать другие египетские иероглифы!

Вот, наконец, мы и познакомились с египетскими иероглифами! Теперь мы знаем, что иероглифы можно разделить на группы, что каждый иероглиф обязательно связан с окружением Древнего Египтянина (природа, животные, птицы, постройки). Можно смело сказать, что мы стали “образованными” египтянами!

– Но как же послание!? Забыли уже про него!? Давайте теперь все вместе попробуем расшифровать, отгадать, перевести! Какие молодцы! Как все смело начали разгадывать! А кто-нибудь подумал, а как правильно читать послание!??? С какой стороны начинать? Слева направо или справа налево?!

Давайте посмотрим на экран, я вам подскажу! (Слайд 17) Египтяне писали и справа налево, и слева направо, и даже сверху вниз! А вот чтобы понять, откуда начинать читать – нам подсказывают направления руки, направления голов животных – в какую сторону повернуты головы, с той стороны и начинаем читать!

Вот теперь вы точно сможете прочитать и расшифровать послание! (листочек с посланием находится у ребят на партах, а также демонстрируется на экране, слайды 18 - 19)

– Так что же написали древние египтяне в своем послании?

– “Здравствуйте! Как дела?”

– Молодцы, все легко справились!

Выполнение творческой работы.

– Теперь самое главное! Вряд ли древние египтяне писали иероглифы на кальке! Нет, нет! У них была особая бумага – папирус! Для изготовления папируса использовалось одноимённое водно-болотное растение, похожее на нашу осоку. (Слайд 20)

Перед вами почти самые настоящие листы папируса! Вы уже стали настоящими писцами, и я думаю, что вам без труда составит написать свое имя иероглифами сверху вниз! Давайте попробуем! А кто справится с заданием быстрее всех – можете ответить древним египтянам

на их послание! Желаю удачи! (Слайды 21 – 22)

(Листы папируса необходимо подготовить заранее. Например, один из способов изготовления – папирус можно сделать из обычного чистого листа, из книжной страницы, из старой газеты – да из чего угодно! Для этого вам понадобится всего лишь чайный пакетик. Возьмите лист, скомкайте его как следует, опустите в заваренный черный чай и вешайте сушить! После того, как лист просохнет, необходимо прогладить ваш папирус).

4. Подведение итогов урока.

Выставка работ, краткий анализ, вопросы по теме урока.

Сегодня мы познакомились с иероглифами Древнего Египта, мы написали свои имена сложными символами и знаками, и теперь можем показать друг другу, как же выглядят ваши имена благодаря письменности древних образованных египтян.

И теперь вы можете писать друг друга секретные сообщения.

В заключение, давайте вместе прочтем чудесное стихотворение Олега Тарутина “Иероглифы”:

На плите, на саркофаге,
На папирусной бумаге
И на всем, что видит взгляд,
Иероглифы пестрят.
Рыбы, звери, птицы, точки,
Загогулины, кружочки...
Все знакомое почти,
А попробуй-ка, прочти!
Вот в квадрате лев скучает –
Что же это означает?
Цапля гордая стоит –
Что она в себе таит?
Буква это или сразу
Вся египетская фраза?
Может, кончилась строка
Возле рыбы и цветка?
Овладеть бы вдруг случайно
Нам египетскою тайной!
Чтоб никто другой не смог
Разгадать секретных строк.
В иероглифах без риска
Я б писал тебе записку:
Рыба, взятая в кружок,
Цапля с клюшкой и конёк.
Ну а ты бы понял сразу
Зашифрованную фразу,
Пообедал бы скорей
И пошел играть в хоккей!