Данный урок является первым в цикле уроков по теме “Художественная культура Древнего Египта”.
Возраст: 4–5 классы
Продолжительность занятия: 45–60 мин.
Цель занятия: познакомить учащихся с художественной культурой Древнего Египта, показать ее своеобразие, изучить древнеегипетскую письменность – иероглифы, научить работать с необычной бумагой, напоминающей по фактуре папирус, с калькой, выполнить работу, используя полученные знания об иероглифах – “Мое имя”.
Задачи:
– учить работать с необычной бумагой, акварелью, графическими материалами;
– научить пользоваться цветом как средством художественной выразительности, окрашивать изображение в пределах сложного контура;
– развивать наблюдательность и творческое мышление;
– формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому;
– воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре Древнего Египта.
Материалы и оборудование: бумага для акварели А4, или сделанная заранее папирусная бумага, калька, простые карандаши, акварель, кисти, фломастеры, черная гелевая ручка, распечатанный алфавит, иллюстрации, плакаты с темой урока, компьютер с оборудованием для просмотра слайдов, с возможностью воспроизводить звук.
Литературный ряд: стихотворение “Иероглифы” Олега Тарутина.
Музыкальный ряд: египетская музыка.
Зрительный ряд: иллюстрации, плакаты с темой урока, электронная презентация “Художественная культура Древнего Египта. Иероглифы. Египетское письмо”.
План занятия
- Организационный момент, постановка цели урока.
- Теоретическая часть урока. Знакомство учащихся с новой темой.
- Практическая часть урока. Выполнение подготовительных упражнений.
- Выполнение творческой работы.
- Подведение итогов урока.
Организационный момент. Подготовить презентацию, включить египетскую музыку для создания настроения. (Слайд 1, слайд 2)
– Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие и побываем в древнем государстве Северо-Восточной Африки, которое расположено в нижнем течении одной из самых величайших рек планеты реки – Нил. Кто знает это государство?
– Древний Египет!
– Верно, поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с удивительной, полной загадок и чудес стране, одной из первых цивилизаций, отдалённой от нас несколькими тысячелетиями.
Слайд 3 демонстрирует карту мира, на которой мы можем увидеть расположение Египта относительно России.
Слайды 4, 5 наглядно знакомит с картой Древнего Египта и удивительной культурой этой древнейшей цивилизации.
Теоретическая часть урока. Знакомство учащихся с новой темой.
В Египте очень много удивительных архитектурных сооружений гигантских размеров – храмы, пирамиды, они сохранились до нашего времени, но большая их часть развалена.
Стены этих сооружений покрыты высеченными или нарисованными краской письменами, древнейшие из которых относятся к IV тысячелетию до н.э. Эти письмена получили название – иероглифы. (Слайд 6)
– А как вы думаете, древние иероглифы могли быть прапрапрадедушками наших букв?
– Могли!
– Верно, а как же такое возможно? Давайте внимательно посмотрим на экран (Слайд 7).
Идея алфавита появилась в Древнем Египте – но это были не просто буквы, а символы или рисунки, увидели алфавит Египтян древние финикийцы, а у них заимствовали алфавит древние греки, а, как известно греческий алфавит лег в основу многих азбук, напр., латинской – а наши буквы произошли от древнегреческих! И вот проследив такой длинный, далекий путь, мы видим – что древнеегипетские иероглифы прапрапра нашего алфавита!
– Писать в Древнем Египте умели не все, профессия писца считалась очень почетной. В Древнем Египте слово “писец” означало не только “писарь” или “переписчик”, но и “образованный человек”! (Слайд 8)
Теперь, когда мы уже немного познакомились с письменностью Древнего Египта, давайте попробуем стать настоящими “писцами”, что значит “образованными” египтянами.
Первое, что нам надо знать – иероглифы можно разделить на группы, давайте посмотрим, например на какие (Слайд 9).
3. Практическая часть урока. Выполнение подготовительных упражнений. Выполнение творческой работы.
Смотрите! К нам попало послание древнего египтянина! (Слайд 10) Что же тут такое написано!? Давайте разбираться!
Мы уже знаем, что писали египтяне иероглифами, что их можно разделить на группы, и писали не просто люди, а образованные люди! Но пока мы не познакомимся поближе с самими иероглифами, мы так и не сможем расшифровать послание! Давайте знакомиться!
Выполнение упражнений.
Перед вами лежат листы с изображением древних египетских иероглифов, прежде чем попытаться их перевести на русские буквы, давайте их изобразим! Чтобы изобразить их как можно вернее нам поможет листик кальки! Он просвечивает и позволяет нам наложить его на любое изображение и перерисовать его! У вас есть карандаши, фломастеры, а самые смелые и отважные – могут обвести не просто карандашом, но и затем раскрасить акварелью!
Не спешите, знакомиться с иероглифами мы будем с каждым по очереди: (Слайды 11 - 15)
Итак, первый иероглиф – очень простой – символизирует он воду, помните ли вы, что в Африке есть одна из самых длинных рек в мире – Нил, протекает она через Египет!?
У реки растет камыш – египтяне изобразили и его иероглифами! Обратите внимание, есть “одна метелка камыша”, а есть две, для нас сейчас это не имеет особого значения.
В Египте обитают – коршуны, совы, перепелочки, рогатые змеи! Давайте по очереди изобразим иероглифы, символизирующие египетских птиц и змей.
Самые-самые быстрые, кто перевел и изобразил на кальке красивые египетские символы, берет листочек с более подробными изображениями и других иероглифов, изучает значение латинских и русских букв (Слайд 16). Остальные нас догоняют и также начинают внимательно изучать другие египетские иероглифы!
Вот, наконец, мы и познакомились с египетскими иероглифами! Теперь мы знаем, что иероглифы можно разделить на группы, что каждый иероглиф обязательно связан с окружением Древнего Египтянина (природа, животные, птицы, постройки). Можно смело сказать, что мы стали “образованными” египтянами!
– Но как же послание!? Забыли уже про него!? Давайте теперь все вместе попробуем расшифровать, отгадать, перевести! Какие молодцы! Как все смело начали разгадывать! А кто-нибудь подумал, а как правильно читать послание!??? С какой стороны начинать? Слева направо или справа налево?!
Давайте посмотрим на экран, я вам подскажу! (Слайд 17) Египтяне писали и справа налево, и слева направо, и даже сверху вниз! А вот чтобы понять, откуда начинать читать – нам подсказывают направления руки, направления голов животных – в какую сторону повернуты головы, с той стороны и начинаем читать!
Вот теперь вы точно сможете прочитать и расшифровать послание! (листочек с посланием находится у ребят на партах, а также демонстрируется на экране, слайды 18 - 19)
– Так что же написали древние египтяне в своем послании?
– “Здравствуйте! Как дела?”
– Молодцы, все легко справились!
Выполнение творческой работы.
– Теперь самое главное! Вряд ли древние египтяне писали иероглифы на кальке! Нет, нет! У них была особая бумага – папирус! Для изготовления папируса использовалось одноимённое водно-болотное растение, похожее на нашу осоку. (Слайд 20)
Перед вами почти самые настоящие листы папируса! Вы уже стали настоящими писцами, и я думаю, что вам без труда составит написать свое имя иероглифами сверху вниз! Давайте попробуем! А кто справится с заданием быстрее всех – можете ответить древним египтянам
на их послание! Желаю удачи! (Слайды 21 – 22)
(Листы папируса необходимо подготовить заранее. Например, один из способов изготовления – папирус можно сделать из обычного чистого листа, из книжной страницы, из старой газеты – да из чего угодно! Для этого вам понадобится всего лишь чайный пакетик. Возьмите лист, скомкайте его как следует, опустите в заваренный черный чай и вешайте сушить! После того, как лист просохнет, необходимо прогладить ваш папирус).
4. Подведение итогов урока.
Выставка работ, краткий анализ, вопросы по теме урока.
Сегодня мы познакомились с иероглифами Древнего Египта, мы написали свои имена сложными символами и знаками, и теперь можем показать друг другу, как же выглядят ваши имена благодаря письменности древних образованных египтян.
И теперь вы можете писать друг друга секретные сообщения.
В заключение, давайте вместе прочтем чудесное стихотворение Олега Тарутина “Иероглифы”:
На плите, на саркофаге,
На папирусной бумаге
И на всем, что видит взгляд,
Иероглифы пестрят.
Рыбы, звери, птицы, точки,
Загогулины, кружочки...
Все знакомое почти,
А попробуй-ка, прочти!
Вот в квадрате лев скучает –
Что же это означает?
Цапля гордая стоит –
Что она в себе таит?
Буква это или сразу
Вся египетская фраза?
Может, кончилась строка
Возле рыбы и цветка?
Овладеть бы вдруг случайно
Нам египетскою тайной!
Чтоб никто другой не смог
Разгадать секретных строк.
В иероглифах без риска
Я б писал тебе записку:
Рыба, взятая в кружок,
Цапля с клюшкой и конёк.
Ну а ты бы понял сразу
Зашифрованную фразу,
Пообедал бы скорей
И пошел играть в хоккей!