Данный урок разработан в рамках “Учебно-методического комплекса” по дисциплине “Художественная культура Урала”, для студентов специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) – резьба и роспись по дереву. Укрупнённая группа 070000 Культура и искусство. Дисциплина “Художественная культура Урала” относится к вариативной части циклов ОПОП.
Тема урока №1.3.: “Народы, населяющие Урал” - 2 часа (1 учебная пара).
Цели урока:
- Способствовать закреплению знаний студентов в области народных традиций художественной и материальной культуры народов, населяющих Урал (коми, ханты, манси, марийцы, русские, татары, башкиры, украинцы и т.д.).
- Ознакомить студентов с особенностями традиционного костюма, жилища, обрядов различных народов Уральского региона.
- Способствовать формированию эстетического сознания студентов (понятие национальных традиций, художественной ценности предметов народного искусства; синкретизма в народном искусстве).
- Способствовать формированию у студентов интереса к своей будущей специальности, к древним корням народного и декоративно-прикладного искусства; любви к родному краю.
План проведения урока
№ | Этапы | Дидактические задачи | Деятельность | |
Студентов | Преподавателя | |||
1 | Организация начала занятия 2 мин. |
Подготовка студентов к работе на уроке | Подготовка конспектов, инструментов и
материалов для выполнения графики. Выполненное домашнее задание. |
Проверка готовности студен-тов к уроку
(конспекты, инструмент, материалы); Компьютерная презентация: “Народы, населяющие Урал”, Видеофрагменты: “Мой Урал”, “Народное жилище”. |
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение студентов в деловой ритм. | ||||
2 | Проверка выполнения домашнего
задания 8 мин. |
Установление правильности и объемности выполне-ния домаш-него зада-ния всеми студента-ми | Актуализация опорных знаний. Демонстрация готовности к прове-дению практической работы. |
Фронтальный опрос студен-тов по теме:
“Аркаим – древ-ний город Урала” Пр.(2-3 сл.) Контроль деятельности студ. Подведение итога опроса. Выставление оценок за домашнее задание. |
Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. | ||||
3 | Подг.к осн. Этапурока | Обеспечение мотива-ции студентов | Просмотр видео фильма, диалог (обмен опытом). | Знакомство с темой и целями урока. Демонстрация видеофрагмен-та “Мой Урал” - 2 мин. |
Готовность студентов к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. | ||||
4 | Усвоение новых знаний и
способов действий 35 мин 5 мин.- пере мена. |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | Запись даты и темы урока в конспект. Просмотр презентации с параллельным конспектированием. Участие в диалоге и обсуждении увиденного. |
Слайды презентации 7-34 новая тема
“Коренные народы Урала”; 35-40 слайды “Освоение
Урала и Сибири русскими”; 41-51 сл. “Народ-ный
костюм”; 52-62 сл. “Тра-диционное жилище” +
видео-фрагмент (сопровождается музыкальными
фрагмен-ми). Организация работы студен-тов (конспектирование). Организация диалога в ходе беседы. |
Активные действия студентов с объектом изучения; | ||||
5 | Первичная проверка понимания 5 мин |
Установле-ние правиль-ности и осознанности усвоения нового учебного материала. | Самостоятельное обобщение информации. Участие во фронтальном опросе. |
Фронтальный опрос; Диалог - выявление про-белов и неверных представ-лений и их коррекция. Формирование эмоциональ-ного настроя перед сам.раб. |
Усвоение сущности усваиваемых студентами знаний и способов действий на репродуктивном уровне. | ||||
6 | Закрепление знаний и способов
действий 20 мин |
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации | Ознакомление с методическими
рекомендациями по выполнению практической
работы в презентации. Выполнение эскиза. Выполнение орна-мента (аппликация) |
Уточнение методических рекомендаций по
выполнению практической работы – слайды
презентации 62-66. Подготовка образцов для зарисовок (орнаментальные мотивы). Анализ подготовленности материалов и инструментов для практической работы. |
Самостоятельное выполнение
заданий, требующих применения знаний в знакомой
и измененной ситуации. Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. |
||||
7 | Обобщение и систематизация зна ний 5мин | Формирова-ние целостной системы ведущих знаний по теме,курсу, | Участие в диалоге. Ответы на контрольные вопросы (67слайд). |
Обсуждение символики выполненных
орнаментов. Обобщение информации в форме свободного диалога со студентами. |
Активная продуктивная деятельность студентов по включению части в целое, классификации и систематиза-ции, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. | ||||
8 | Контроль и самопроверка знаний 5 мин |
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции | Оценивание практических работ
(орнамент, аппликация) Самооценка работ. |
Организация самооценки и оценки
выполнения практической работы. Просмотр работ (магнитная доска), оценивание работ. Выявление системных ошибок в деятельности студентов и их коррекция. |
Получение достоверной информации о достижении всеми студентами планируемых результатов обучения. | ||||
9 | Подведение ито-гов 5 мин |
Дать анна-лиз и оценку успешности достиже-ния цели. | Участие в подведении итогов урока. Приведение рабочее го места в порядок. |
Подведение итогов урока Определение перспективы последующей работы. Сообщение оценок, получен- ных студентами на уроке. |
10 10 |
Домашнее задание 5 мин. |
Обеспечение понима-ния цели,со-держания и способов выполнения домашнего задания. | Знакомство студентов с содержанием
домашнего задания. Запись домашнего задания в конспект. Окончательное приведение в порядок рабочего места. |
Знакомство студентов с содержанием
домашнего задания (слайд 70). Инструктаж по его выполнению. Проверка соответствующих записей. Рекомендация литературы (презентация слайд 71). Организованное завершение урока. |
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми студентами, в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
Контрольные вопросы:
- Какие народы из населяющих Урал являются коренными, а какие переселились на Урал из других мест?
- Как в наше время называют “остяков” и “вогулов”?
- У каких народов в музыке преобладали духовые инструменты, у каких щипковые, у каких струнные?
- У каких народов были стационарные жилища, а у каких переносные (временные, для кочевых условий)?
- Что общего у всех народов, населяющих Урал?
Практическое задание:
Задание:
- Составьте методом аппликации башкирский орнамент в полосе, используя вышеперечисленные элементы (рога барана, сердце, ромб, волна, ограда).
- Элементы орнамента выполните в технике вырезывания из цветной бумаги, контрастной фону орнамента.
- Размер основы для аппликации – лист бумаги А8 (15х20 см.).
- Вышеперечисленные элементы орнамента все зеркально симметричны.
- При вырезывании каждого из них нужно сложить цветную бумагу вдвое (А), вчетверо (Б) или гармошкой (В).
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- Узнавать изученные объекты и явления художественной культуры Урала и соотносить их с определённой эпохой, стилем, направлением;
- Устанавливать стилевые и сюжетные связи в произведениях народного и академического искусства уральского региона;
- Пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре в т.ч. художественной культуре Урала;
- Выполнять учебные творческие задания (доклады, сообщения);
- Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства Урала; самостоятельного художественного творчества.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
- Основные виды и жанры искусства народного и академического, представленные на территории Урала;
- Основные памятники художественной культуры Урала;
- Особенности образного языка различных видов искусства, представленных на Урале.
В завершение данного курса проводится аудиторная контрольная работа. Форма проведения аудиторной контрольной работы: самостоятельная работа с источниками информации, разработка творческого эссе по выбранной теме.
Перечень тем, выносимых на зачет
(аудиторная контрольная работа)
по дисциплине: Художественная культура Урала”
Для учебной группы_________
- Урал – граница Европы и Азии.
- Уральские ремёсла (в том числе и художественные).
- Первобытная культура Урала.
- Аркаим – древний город Урала.
- Культура народов, населяющих Урал (ханты, манси, удмурты, коми, русские, татары, башкиры, украинцы и т.д.).
- Освоение Урала Ермаком.
- Деревянная архитектура Урала.
- Моя малая родина (Арамиль, Сысерть, Екатеринбург и т.п.).
- Художественные промыслы Урала.
- Архитектура горнозаводского Урала.
- Верхотурье – духовный центр Урала.
- Литературное наследие Урала (писатели, поэты).
- Художники и скульпторы Урала.
Примерный план эссе по вышеперечисленным темам.
- Введение (цели, задачи, вступление).
- Основная часть.
- История явления (объекта, персоналии).
- Художественно-культурные признаки явления (объекта, персоналии).
- Интересные факты.
- Словарь по теме.
- Личное отношение к явлению (объекту, персоналии).
- Заключение (формирование выводов).
Литература по курсу “Художественная культура Урала”.
- Мурзина И.Я. Художественная культура Урала. Екатеринбург. Издательство Дома учителя. 1999г. + CD “Художественная культура Урала. Мурзина И.Я.”.
- Бородулин В.А. Уральская народная живопись. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1982 г.
- Ворошилин С.И. Храмы Екатеринбурга. Екатеринбург. 1995.
- Захаров С. Это было недавно... Записки старого свердловчанина. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1985 г.
- Иванова В.В. и др. Лики и тайны “земли туманной”. Летопись города Сысерти. Екатеринбург. 2006.
- Копылова В.И. Свердловский историко-краеведческий музей. Екатеринбург. Средне-Уральское книжное издательство. 1992 г.
- Корецкая Т.Л. Прошлое не предавать забвению. Челябинск. Издательство ЧГПИ “Факел”. 1994 г.
- Корепанов Н.С. Очерки истории Екатеринбурга 1781–1831 гг. Екатеринбург. “Издательство Баско”. 2004 г.
- Кругляшова В.П. Предания и легенды Урала: Фольклорные рассказы. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1991 г.
- Лушникова Н.М. Рассказы об уральской истории. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1990 г.
- Сафронова А.М. Сельская школа на Урале в 18–19 вв. Екатеринбург. Независимый институт истории материальной культуры. 2002 г.
- Чуманов А.Н. Малахитовая провинция: Культурно-исторические очерки. Екатеринбург. ИД “Сократ”. 2001 г.