Участники игры: учащиеся 9-го класса.
Воспитательная цель игры: Воспитание любознательности,наблюдательности,изобретательности, внимания.
Развивающие задачи игры:
- побуждение учащихся к познавательной деятельности;
- развитие логического мышления;
- развитие сообразительности.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- портреты ученых физиков;
- выставка кроссвордов по теме “Движение и силы”;
- оборудование к 2 экспериментальным заданиям по теме “Взаимодействие тел” и “Инерция”
Технология игры: (по принципу телевизионной игры “Счастливый случай” в форме презентации через программу PowerPoint).
Из учащихся 9А класса выбираются две команды по 5-6 человек (можно команду девочек и мальчиков), один из которых назначается капитаном команды.
Дается домашнее задание: Придумать интересную задачу или задание по теме “Движение и силы”.
Ведет игру ученица 10В класса (Сафина Валерия) и ее ассистент Бошкова Наташа, а также помощники – экспериментаторы (Грибов Артем,Бахарева Дарья и Гырля Виталий)
План игры:
Вступительное слово ведущего.
I гейм “Гонка за лидером”
II гейм “Спешите видеть”
III гейм “ Ты - мне, я – тебе”
IV гейм “ Дальше, дальше, дальше”
Подведение итогов.
Сценарий игры
Ведущий: Сегодня мы свами проверим свои знания и умения по теме “Движение и силы” в форме игры, отвечая на вопросы, связанные с этой тематикой.
Физика, физика – это наука!
Формулы скачут, мелькают подряд,
Ох, как же трудно их выстроить в ряд!
Но без физики не объяснить
И кран подъемный, и гвоздь как забить,
Как в Космос летаем, машины водим,
И почему по Земле так просто мы ходим!
Ведущий: А чтобы больше и лучше все знать. Надо науку эту понять.
Сегодня играют: команда девушек и команда юношей 9-а класса.
Судит нашу игру очень компетентное жюри: знатоки физики “отличники” из 10В класса. А председательствует наш учитель Дидычук Зинаида Юлияновна.
Ребята, наша игра называется “Счастливый случай”, так как в каждом гейме один из вопросов заранее помечен как “счастливый случай” и тогда команда отвечает на совокупность трех, но более легких вопросов.
Итак, прежде чем перейти к первому гейму “Гонка за лидером” необходимо его сначала определить! С этой целью командам задается по одному вопросу. Лидером становится команда, которая ответила лучше.Команды готовы отвечать?
Перечень вопросов:
1. При каком подъеме лифта: ускоренном, равномерном или замедленном – сила натяжения троса больше?
Ответ: При ускоренном, так как сила натяжения троса для покоящегося тела , а для движущегося с ускорением :
а) (вверх)
б) (вниз)
2. На весах уравновешен человек, держащий в руке тяжелый груз. Что произойдет с весами, если человек быстро поднимет груз вверх, присядет?
Ответ: Если человек быстро поднимет груз вверх, то весы резко увеличат свои показания, так как при (вверх)
Если же человек быстро присядет, то весы резко уменьшат свои показания, так как при(вниз)
3. Груз помещен на платформу пружинных весов в кабине лифта. Что покажут весы во время свободного падения лифта?
Ответ: Ничего не будут показывать (невесомость) Н
I гейм “Гонка за лидером”
Ведущий: Начинает I гейм команда..... Ваша задача выбрать любые три вопроса на экране табло и ответить правильно. Не забывайте, что если в этом гейме выпадает один вопрос как “счастливый случай”, то задается вместо него, если вы пожелаете,стандартный вопрос по теме “Сила и ее характеристика”.
Вопросы команде 1
1. Масса одного тела вдвое больше массы другого. Сравните силы тяжести, действующие на эти тела.
Ответ: Сила тяжести, действующая на тело, вдвое большей массы будет в два раза больше другого.
2. Почему для спортсменов, бегающих на короткие дистанции, делают обувь с шипами, а для спортсменов, бегающих на длинные дистанции, - без шипов?
Ответ: Для усиления сцепления с почвой и увеличения силы отталкивания от почвы для развития большей мощности при движении.
3. Гимнаст,идущий по канату, вызывает восхищение зрителей. Еще более искусным кажется он, неся на коромысле ведра с водой. В каком случае ему легче удержать равновесие?
Ответ: Конечно , когда несет на коромысле ведра с водой. При этом центр тяжести гимнаста будет находиться на одном и том же уровне, относительно каната.
4. Тяжелый брусок равномерно передвигают по горизонтальной поверхности. Почему сила трения увеличивается, если на эту поверхность насыпать песок, и уменьшится, если насыпать пшено?
Ответ: Сила трения скольжения за счет шероховатостей песка увеличится, а сила трения качения в соприкосновении с пшеном уменьшится.
5. Можно ли, и если можно, то каким способом уравновесить муху и слона?
Ответ: Можно при помощи рычажных весов. Причем плечо силы тяжести, действующей на муху должно быть больше во столько раз,во сколько раз вес слона больше мухи.
Вопросы команде 2.
1. Если массу воды в ведре уменьшить в два раза, то изменится ли ее вес?
Ответ: Да, уменьшить в два раза, так как
2. Почему Останкинская телебашня не проваливается в землю: ведь давление очень большое?
Ответ: Площадь фундамента опоры подобрано таким образом, чтобы равномерно распределить егодавление.
3. Почему лодка становится менее устойчивой. Если кто-нибудь из сидящих в ней встает?
Ответ: Центр тяжести перемещается, и равновесие меняется.
4. Как следует передвигаться по хрупкому льду, чтобы не провалиться?
Ответ: Мелкими шажочками, чтобы не увеличить резко давление на поверхность хрупкого льда.
5. Вес прицепных машин зависит от веса трактора. Почему для громоздкого прицепа трактор тоже должен быть тяжелым?
Ответ: Вследствии большой инертности, т. е необходимо развивать большую тягу для более равномерного перемещения системы, но она не должна превышать силу сцепления (трения колес о грунт).
Примечание!
Если в этом гейме выпадает “счастливый случай”, то задаются следующие вопросы:
1. Чему равна сила тяжести? (произведению массы на ускорение свободного падения).
2. Назовите виды трения? (трение покоя, трение качения, трение скольжения, жидкое трение).
3. Как измерить силу трения? (при помощи динамометра, перемещая равномерно по горизонтальной поверхности тело).
II гейм “Спешите видеть”
Ведущий: Переходим к следующему гейму нашей игры. Это конкурс капитанов. По итогам предыдущего гейма начинает лидирующая команда. Им предлагается объяснить наблюдаемый опыт.
Ребята решают вместе Экспериментальную задачу, а затем капитан команды объясняет ее решение.
Задача для команды 1.
На граненный стакан положили фанерную доску и гирю массой 1 кг. Ударяют молотком по гире. Стакан не разбивается. Почему?
Ответ: Удар молотка приходится по телу, имеющему достаточно большую массу. Изменение импульса этого тела незначительно. Отсюда действие молотка на стакан незначительно.
Дополнительный вопрос: Где наблюдается аналогичное явление в практике? (в кузнице – наковальня, нижний боек с шаботом у пневматических и паровых молотов).
Задача для команды 2.
На край стола положили листок бумаги. На него поставили горлышком вниз пустую бутылку. Резким движением выдернули листок. Бутылка осталась на месте. Почему?
Ответ: При резком движении , за столь короткое время взаимодействия бутылки и листа, бутылка вследствии своей большой инертности продолжает сохранять свое состояние покоя по инерции, оставаясь на месте.
III гейм “Ты - мне, я – тебе”
Задаются друг другу вопросы членами команд. Отвечать имеет право только тот, кому задан вопрос. Если соперник не знает, как ответить, то ему помогают болельщики. Ведущий должен следить за правильностью и полнотой ответов, корректировать вопросы.
IV гейм “Дальше, дальше, дальше”
Задаются вопросы командам на время:
Вопросы команде 1
1. Почему заостренные колышки легче забить в землю, чем тупые?
Ответ: Острым концом создается большее давление, при одинаковых приложенных усилиях.
2. Чем объясняется, что все тела падают на землю?
Ответ: Действием силы тяжести со стороны земли.
3. Зачем на шинах автомобилей делают глубокий рельефный рисунок (протектор)?
Ответ: Для увеличения силы трения.
4. Мера инертности тела?
Ответ: Масса тела.
5. Как называется величина, которую можно измерить с помощью акселерометра?
Ответ: Ускорение тела.
6. Почему мел оставляет след на классной доске?
Ответ: Увеличением силвзаимодействия между молекулами мела и доски при нажатии мела о доску.
7. Можно ли уравновесить линейку, если с одной стороны к ней подвешены два груза, а с другой – один?
Ответ: Да. Если точку опоры линейки сместить ближе к точке подвеса двух грузов(в два раза).
8. Почему шкаф с книгами трудно сдвинуть с места?
Ответ: Сила трения покоя препятствует.
9. В каком равновесии находится тело, подвешенное в центре тяжести?
Ответ: Устойчивом.
10. Итальянский ученый, открывший четыре больших спутника Юпитера, которые часто называют в честь этого ученого?
Ответ: Галилео Галилей.
11. Зачем стапели, по которым выстроенное на берегу судно спускают в воду, обильно смазывают жиром?
Ответ: Для того, чтобы уменьшить силу трения.
12. С помощью каких часов можно измерить время в искусственных спутниках, на борту орбитальной станции: песочных, ходиков, пружинных или электронных?
Ответ: С помощью пружинных и электронных, так как в невесомостипесочные и ходики не будут функционировать.
13. Как можно назвать штрихи, образованные падением снега?
Ответ: Траекторией движения снежинок.
14. Фунт и пуд - это старые русские единицы массы. Фунт пуду должен уступать. А почему?
Ответ: 1 пуд равен 40 фунтам, а 1 фунт - 409,5 грамм.
15.Для чего швея часто надевает на палец наперсток?
Ответ: для уменьшения давления иглы на палец.
16. Какие частицы отвечают за перенос гравитационного взаимодействия?
Ответ: гравитоны.
Вопросы команде 2.
1. Почему еж колется?
Ответ: острие иголок очень мало и на палец создают большое давление.
2. Зачем на подошвы спортивной обуви футболистов набивают кожаные шипы?
Ответ: острие шипа легко входит в почту и создает хорошее сцепления спочвой ноги футболиста.
3. Зачем некоторые мастера смазывают мылом шуруп перед ввинчиванием его в детали?
Ответ: для уменьшения силы трения .
4. Укажите, какая сила действует на падающие капли дождя.
Ответ: сила тяжести.
5. Зачем для проезда по болотистым местам делают настил из хвороста, бревен или досок?
Ответ: для уменьшения давления на болотистое место.
6. Почему у машин и тракторов с хорошей проходимостью колеса больших размеров и с широкими шинами?
Ответ: для уменьшения давления и усиления сцепления с почвой.
7. Какой вид трения имеет место при катании с горы на санках?
Ответ: трение скольжения.
8. В каком равновесии находится канатоходец?
Ответ: безразличное равновесие.
9. Назовите наименование коэффициента трения.
Ответ: безразмерное (число).
10. Если перестать грести веслами, то лодка скоро остановится. Почему?
Ответ: сила сопротивлению движению очень велика.
11. Основное свойство материи.
Ответ: движение
12. Физическая величина, которую ювелиры измеряют в каратах?
Ответ: масса алмаза
13. Как называется движение на чертовом колесе?
Ответ: равнопеременным движением по окружности.
14. На шляпке гвоздя имеется насечка в виде сетки, а под ней на стержне – несколько поперечных рисок. Каково их назначение?
Ответ: риски на стержне увеличивают силу трения между гвоздем идревесиной. Насечки нужны для того, чтобы молоток не соскальзывал сошляпки гвоздя при ударе по его головке.
15. При необходимости внезапной остановки мотоцикла тормозят обоими колесами.Что может случиться, если затормозить только передним колесом?
Ответ: мотоцикл перевернется.
16. Чем объясняется износ деталей и как можно замедлить этот процесс?
Ответ: трением соприкасающихся поверхностей, смазкой, т.е. уменьшениемсилы трения.
Подведение итогов игры.
Ведущий:
Знаем мы, что встреча наша – лишь игра,
И расставаться нам пришла пора.
Будем мы с улыбкой вспоминать,
Как пытались баллы добывать,
Но не важен в баллах результат,
Дружба побеждает – это факт.
А находчивость по жизни нас ведет,
Знатокам всегда, везде везет!
Спасибо Всем за хорошую игру. Победители игры и все желающие приглашены отведать кусочек сладкого пирога победителя игры “Счастливый случай”.