Урок-гонка «По следам Берингии». Умножение обыкновенных дробей

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цели.

  • Вывести алгоритм умножения обыкновенных дробей и сформировать способность к его выполнению;
  • Повторить и закрепить сокращение дробей, решение задач на площадь прямоугольника, на движение;
  • Развитие исследовательских умений;
  • Осознание практической значимости полученных знаний.

Оборудование.

  • Мультимедиапроектор;
  • Экран;
  • Презентация (презентация);
  • Карта Камчатки

Предварительная подготовка.

  • Класс разделить на 4 команды. В каждой команде выбрать капитана.
  • Пригласить на урок родителей учащихся.

Ход урока.

(презентация, слайд 1)

Девиз урока:

Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!

I. Самоопредение к учебной деятельности

9 марта 2014 года произойдет знаменательное событие в жизни Камчатского края. Я предлагаю вам ответить на вопросы, чтобы узнать, какое это событие. (презентация, слайд 2)

  1. Сформулируйте основное свойство дроби.
  2. Какие способы сравнения дробей вы знаете?
  3. Сформулируйте правило сложения (вычитания) обыкновенных дробей.
  4. Какая дробь называется несократимой?
  5. Сформулируйте правило сложения смешанных чисел.
  6. Сформулируйте правило вычитания смешанных чисел.

Правильно, 9 марта 2014 года на биатлонном комплексе имени Виталия Фатьянова в г. Петропавловске - Камчатском стартует традиционная гонка на собачьих упряжках “Берингия”. Сегодня на уроке я хочу предложить и вам принять участие в гонках. (презентация, слайд 3)

II.Актуализация знаний и фиксация затруднений

1. Для этого сначала надо сформировать собачьи упряжки. Для этого сократите дроби (презентация, слайд 4) и выберите карточки с нужными числами.( на партах у школьников лежат карточки с изображением собак разных пород, на обратной стороне - ответы к примерам (приложение 1))

Итак, упряжки сформированы, начинаем предстартовую разминку. (презентация, слайд 5)

а) устно. Найдите t, если:

б) последовательно соедините числа отрезками и достройте полученную ломаную линию до четырехугольника, какая получилась фигура?

в) какие свойства прямоугольника вы знаете?

г) как найти его периметр, площадь? Запишите соответствующие формулы.

д) индивидуальное задание. (презентация, слайд 6)

Ширина прямоугольника длина - Вычислите площадь прямоугольника.

III. Выявление места и причины затруднения

- Сравним результаты. Почему у вас получились такие разные ответы, как выяснить, кто выполнил задание правильно, а кто-то совсем не дал ответа. Что же нам надо сделать, чтобы выполнить задание, определить, кто его выполнил правильно? (Надо найти способ нахождения произведения дробей, построить для таких дробей алгоритм умножения.)

– Сформулируйте цели урока. (Построить алгоритм умножения дробей, научиться выполнять действия по построенному алгоритму.)

– Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока. Что мы запишем в тетрадь? (Умножение дробей.)

– Запишите тему. (презентация, слайд 7)

IV. Построение проекта выхода из затруднения

У каждой команды на столе лежит квадрат со стороной 1 дм. Используя его, постройте прямоугольник с данными сторонами. Какова его площадь? Как можно вычислить её? Итак, решение задачи выглядит таким образом:

Сформулируйте алгоритм умножения дробей.

Запомнить это правило поможет следующее стихотворение (презентация, слайд 8)

Умножение дробей обыкновенных
Без ошибки можно выполнить мгновенно.
Надо сразу их числители умножить,
Получается числитель в результате,
Знаменатели потом умножить тоже –
И получим новой дроби знаменатель.
(Н Зайцева)

V. Реализация построенного проекта

“Берингия - 2014” отличается от предыдущих гонок тем, что её трасса длиннее и составит... Решите пример, выберите соответствующий ответ. (презентация, слайд 9)

  (ответ , ему соответствует число 1300 км – это и есть длина трассы)

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (презентация, слайд 10)

Гонка начнется в Петропавловске – Камчатском, а закончится в Тиличиках (На карте № 21).В этот раз знаменитую гонку встретят 20 населенных пунктов. Предлагаю вам составить карту гонки и указать эти пункты. На карте (рисунок 1) каждый населенный пункт обозначен числом (указать дробь).

Рис. 1

А сейчас каждый проверит сам себя – насколько он сам понял алгоритм умножения и может его применить. Для самостоятельного решения у каждой команды по 5 примеров.

Признак того, что вы работу закончили – поднятая рука. Получаете ключ для выполнения самопроверки.

1 команда 2 команда 3 команда 4 команда

VII. Физминутка (презентация, слайд 11). Для воспроизведения видеозаписи надо кликнуть по ней мышкой.

VIII. Включение в систему знаний (презентация, слайд 12)

1. Подумайте и расскажите, как найти произведение смешанных чисел?

Вычислите:

2. Решите задачу. (презентация,слайд 13)

Два каюра выехали одновременно из одного и того же пункта и двигались в одном и том же направлении. Скорость первого каюра км/ч, а скорость второго в раза больше. Какое расстояние будет между ними через ч?

IX. Рефлексия деятельности на уроке (презентация, слайд 14)

– Что нового узнали на уроке?

– Какую цель мы ставили в начале урока?

– Наша цель достигнута?

– Что нам помогло справиться с затруднением?

– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?

– Как вы можете оценить свою работу?

Приложение 2.

X. Постановка домашнего задания с комментированием: алгоритм учить, № 340 (а,в,д,ж), 345, 351

Используемая литература.

  1. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 5 класс. Часть 2. – Изд.2-е, перераб / Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон.- М.: Издательство “Ювента”, 2010.
  2. Л.Г. Петерсон, И.Г. Липатникова. Устные упражнения на уроках математики, 5 класс: методическое пособие для учителей. – М.: УМЦ “Школа 2000...”, 2004.
  3. Кубышева М.А. Математика 5-6 классы :Методические материалы к учебникам Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Мнемозина, 2011.
  4. Математика. 5 класс: учеб.для общеобразоват. Учреждений/ С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
  5. Математика. 6 класс: учеб для общеобразоват. Учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 28-е изд., стер.- М.: Мнемозина, 2011
  6. Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. 5-11 классы/ авт.-сост. О.В. Панишева.- Волгоград: Учитель, 2009.