Создание мультимедийного проекта средствами среды программирования Scratch в 4-м классе

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Цель урока: сформировать представление о возможностях среды программирования Scratch, сформировать представление об этапах создания проекта

Задачи урока:

  • Обучающие – продолжить работу по формированию навыков создания спрайтов и фонов с использованием ресурсов Интернет, навыков редактирования и сохранения спрайтов на компьютере, отработка навыков поиска информации в Интернет
  • Развивающие – развивать познавательный интерес и творческих способности путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при создании социально-значимого проекта
  • Воспитательные – воспитать ответственное отношение к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности

Универсальные учебные действия:

  • Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
  • Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия
  • Умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им
  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Тип урока: комбинированный

Развиваемые умения Стратегия учителя Вид контроля
Что будет уметь делать учащийся в конце урока?
  • уметь осуществлять поиск и сохранение графики и текстовой информации для проектной деятельности
  • уметь добавлять текст и графику в презентациях
  • уметь создавать в презентации интерактивные объекты (кнопки)
Презентация

Фронтальный опрос

Организация индивидуальной работы учащихся со справочным материалом

Организация взаимной оценки учащихся

Взаимная оценка студентов

Самооценка

Ресурсы:

Оборудование

  • компьютерный класс, мультимедиа-проектор
  • программное обеспечение: Windows XP, среда программирования Scratch

Дидактический материал

  • Листы рефлексии
  • Презентация
  • Инструкции к работе над проектом

План урока

Организационный момент 2 мин
Предварительная рефлексия 2 мин
Повторение основ работы со спрайтами: создание и редактирование костюмов 7 мин
Распределение по рабочим группам 5 мин
Практическая работа по подготовке спрайтов к проекту “Герои, в честь которых названы улицы Москвы” 17 мин
Контроль выполнения работы лидерами групп 5 мин
Итоговая рефлексия 2 мин

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на уроке. Сегодня нам предстоит приступить к этапу создания интерактивной презентации “Герои, в честь которых названы улицы Москвы” средствами среды программирования Scratch.

Давайте вспомним основные этапы проектной деятельности (Презентация\Главное меню\Повторение).

(Ответ:

Исследование. На этом этапе происходит постановка задачи, объяснение целесообразности и значимости будущего продукта. Анализ источников информации. Разрабатываются требования к работе.

Дизайн. На этом этапе создаются различные варианты будущего продукта, согласно требованиям, разработанным на предыдущем этапе и выбирается наилучший вариант.

Планирование. Разрабатывается подробный план действий по созданию продукта.

Создание. На этом этапе происходит создание продукта с учетом ранее созданного дизайна.

Оценивание. На этом этапе происходит оценка созданного продукта и анализ выполненной работы)

На сегодняшнем уроке каждому из вас предстоит подготовить собранный материал об улице и выдающемся человеке для размещения информации в проекте. Создать спрайты для презентации (кнопки навигации, портрет героя, краткая информация о герое, флажок для карты), согласно дизайну, коллективно разработанном на предыдущих уроках.

Предварительная рефлексия

В начале урока вам предлагается оценить свои знания и умения по поиску и сохранению информации, основные навыки работы с костюмами спрайтов и создания фонов сцены. Перед каждым из вас лежит лист рефлексии, который вам необходимо заполнить в колонке “В начале урока” Приложение 1). Учащимся демонстрируется презентация - (Презентация\Главное меню\Предварительная рефлексия).

Примечание. Все приложения учащиеся открывают через презентацию.

Повторение основ работы со спрайтами: создание и редактирование костюмов

Устный опрос (Презентация\Главное меню\Повторение).

Ребята, давайте вспомним приемы работы в среде Scratch, ответив на вопросы:

1. Как можно создать персонаж для проекта Scratch?

(Примерный ответ. Среда программирования Scratch позволяет создавать персонажи (спрайты) несколькими способами: самостоятельно с помощью встроенного графического редактора, с помощью импорта из библиотеки готовых костюмов и случайным выбором из готовых костюмов)

2. Как можно представить текстовую информацию с помощью Scratch?

(Примерный ответ. В виде отдельного спрайта, созданного с помощью встроенного графического редактора или в качестве фона для сцены, также созданного с помощью графического редактора)

3. Как организовать смену изображений в презентации?

(Смена изображений на слайде презентации может быть организована с помощью программного кода (скрипта), позволяющего менять костюмы персонажа)

4. Как создать спрайт, используя иллюстрации, найденные в Интернет?

(Для этого необходимо сохранить найденное изображение в папке проекта и импортировать в проект)

Практическая работа по подготовке спрайтов к проекту

Приступим к этапу создания объектов для нашей презентации.

Ребята, давайте распределимся по группам для работы над нашим проектом (Презентация\Главное меню\Работа группы).

Ваша задача выбрать лидера, который будет контролировать работу всей группы (Приложение 2):

  • I. Группа “Улицы в честь героев Великой Отечественной войны 1812 года”
  • II. Группа “Улицы в честь героев Великой Отечественной войны 1941 года”
  • III. Группа “Улицы в честь ученых и писателей”

Каждый ученик внутри группы выбирает улицу и готовит материал для одной улицы, с целью в будущем объединить свою работу в общий проект. При выполнении практической работы вы можете использовать презентацию, содержащую план работы и подробные инструкции (Приложение 3).

Учащимся демонстрируется презентация - (Презентация\Главное меню).

Ученики, быстро выполнившие задание, могут приступить к написанию программных кодов для кнопок (Приложение 4).

Итак, обязательное задание для каждого ученика:

1. Подготовка иллюстраций:

  • Найти портрет героя,
  • Найти 2-3 фотографии улицы
  • Сохранить фото в личную папку проекта

2. Разместить ранее найденную информацию о герое (дата и место рождения, род деятельности, основные заслуги и достижения) в презентации любым способом

3. Создайте спрайт "Портрет героя", спрайты кнопки ("начать просмотр", "выбрать улицу"), флажок для карты, название улицы.

4. Сохранить проект в личной папке

Взаимный контроль учащихся

Демонстрируется презентация - (Презентация\Главное меню\Контроль группы).

Наш урок подходит к концу, а значит, мы должны подвести итоги нашей деятельности. Лидеры групп оценивают участников своей команды по заранее подготовленному листу оценивания. Оценки за урок выставляются в зависимости от количества набранных баллов за практическую работу (Приложение 5)

    Спрайты (за каждый спрайт 1 балл)
Студент Подготовка материала

Найден портрет героя и 2-3 фотографии улицы, все сохранено в личной папке (мах 3 балла)

портрет героя кнопка начать просмотр Кнопка выбрать улицу флажок для интеракт карты Название улицы текст
               
               
  • 9-8 баллов – “5”
  • 7-6 баллов – “4”
  • 5-4 балла – “3”
  • 3 балла и менее – “2”

Итоговая рефлексия (Презентация\Главное меню\Итоговая рефлексия).

Лидеры групп подвели итоги и теперь для обратной связи с учителем, вам ребята, предлагается вернуться к листу рефлексии (Приложение 1) и оценить свои знания и умения по поиску и сохранению информации, основные навыки работы с костюмами спрайтов и сцены по окончании урока.

Спасибо всем за урок!

Библиография:

  1. Информация о героях отечественных войн:
    http://krl-uprava.ru/geroi-na-karte.html#
    http://www.childlib.ru/dep-resourses/hero-pages-ButtleMoscow-streets.htm
  2. Проектная деятельность школьника в среде про-граммирования Scratch: учебно-методическое посо-бие / В. Г. Рындак, В. О. Дженжер, Л. В. Денисова. — Оренбург: Оренб. гос. ин-т. менеджмента, 2009
  3. Интернет-сообщество Scratch http://scratch.mit.edu

Образец работы представлен в видеоролике (Приложение 6)