Интегрированное мероприятие познавательно-исследовательской деятельности и чтения художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста с использованием средств ИКТ.
Задачи.
- Прививать у детей интерес к детскому литературно-художественному журналу “Сибирячок”.
- Продолжать формировать представления о творчестве детского писателя Иркутской области Марка Давидовича Сергеева и его произведениях.
- Закрепить и расширить представления детей о животных родного края (о соболе, кабарге, нерпе). Учить правильно образовывать названия детенышей диких животных.
- Развивать познавательную активность, психические процессы детей: связную речь, долговременную память, логическое мышление. Учить детей сравнивать, устанавливать связи, делать выводы и умозаключения.
- Воспитывать бережное отношение, любовь к родному краю и природе через рассказы, сказки сибирских авторов.
- Воспитывать дружеские отношения, умение работать в коллективе, помогая друг другу.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование; презентация “мультимедийный журнал Сибирячок”; книга М.Сергеева “Разноцветные сказки”; карточки с изображением половинок животных родного края: белка, лиса, соболь, заяц, рысь, медведь, кабарга, нерпа; листки с заданием по количеству детей, на которых изображены в левом столбике картинки из сказок М. Сергеева “Разноцветные сказки” (бегемот, вертолет, уазик, девочка), а в правом столбике изображения цветных карандашей; ножницы, карандаши.
Ход занятия
Сюрпризный момент
Презентация “мультимедийного журнала Сибирячок” (слайд 2- Звучит отрывок из песни из м\ф “Сибирячок и зайчиковая береза” - “Тропинки все родного края..”
Ребята, вы слышите знакомую песенку? Пойдемте, посмотрим, что там.
Воспитатель усаживает детей на стульчики и обращает их внимание к экрану мультимедийного оборудования.
(слайд 3 – Сибирячок поет песенку. Звучит отрывок стихотворения “Песенка Сибирячка” Георгия Граубина и М.Сергеева (муз. Леонида Мацуева)
...Я живу в лесу,
Службу там несу:
Дивную, лесную
Берегу красу.
Беседа воспитателя с детьми
Ребята, вы догадались, кто это поет такую песенку? (Сибирячок) На экране Сибирячок - слайд 4, произносит слова: “Ребята, приглашаю вас в путешествие по страницам моего журнала и предлагаю встретиться с моими друзьями!”
- Ребята, вы поняли, куда пригласил вас Сибирячок? Итак, в путешествие!
Отгадайте, ребята, с каким сказочным героем мы встретимся на первой страничке.
Он живет в избушке
на лесной опушке
знает все о пушистых зверьках,
о ягодах и о грибах.
По тайге он тихонечко ходит
Непорядки в заповеднике находит”. (Леший Кеша).
На экране портрет Лешего Кеши и голос в записи – слайд 5
- Скажите, ребята, какие места, называются заповедными? (Ответы детей)
Ответы детей обобщаются воспитателем: “Заповедными называются места, в которых природа: животные и растения охраняются (на экране демонстрируются картинки заповедных мест - слайд 6). Всякая деятельность человека запрещена. Нельзя здесь охотиться и ловить рыбу, разжигать костры, рвать цветы. В заповедных местах работают только ученые. Они изучают жизнь зверей, птиц, деревьев и трав. (Слайд 7) Гиды – проводники помогают исследовать природу Байкальского заповедника и школьникам. Здесь тишина и покой, это настоящие владения диких животных”.
Ох, и тяжело нести свою службу Лешему Кеше. Животные от него часто прячутся, любят с ним пошутить. Вот и сегодня они спрятались. (На экране появляется картинка леса без животных - слайд 8)
д\и “Найди половинки картинок”
Помогите, ребята, отыскать Лешему Кеше спрятавшихся на этих картинках животных. Для этого рассмотрите картинку и догадайтесь половинки, каких животных нарисованы. Возьмите ножницы и разрежьте картинку по линии. Верхнюю часть, там, где нарисована голова, оставьте себе, а нижнюю отдайте тому, кому она нужна, кто у вас попросит. (Вот у меня – верхняя часть – подскажите кто? Правильно, нерпа, а нижняя часть – лиса. Разрежу так. Верхнюю часть нерпу оставлю себе, а нижнюю отдам. Ребята, кому нужна лиса? А теперь вы так сделайте. Если вы правильно выполните задания, на следующей страничке нашего журнала, в лесу, появятся ваши животные).
Итак, подойдите, выберите себе одну картинку, возьмите ножницы и выполните задание.
Содержание: белка, лиса, соболь, заяц, рысь, медведь, кабарга, нерпа (см. Приложение 1 - разрезные картинки)
Проверка: Лиза, кого ты собрала? Давид и Катя кого нашли вы? Кто получился у Елисея, Ромы и Алины? (Ответы детей) (На экране в лесу появляются животные, которых дети смогли собрать из разрезанных картинок). Вот и появились наши животные!
На экране портрет Лешего Кеши и голос в записи – слайд 9
- Спасибо, ребята, за помощь.
Беседа о соболе и кабарге
Вспомните, ребята, какое из этих животное (воспитатель указывает на последнюю картинку леса с животными – слайд 10) что- то умеет делать, как белка, а что-то умеет делать, как лиса? Мы о нем читали в “Коричневой сказке М.Сергеева. (Ответы детей) Да, это соболь. (Соболь умеет лазать по деревьям и щелкать орешки, как белка. Как лиса умеет охотиться на мышей.)
Какое из этих животных могло бы про себя сказать “Я из рода оленей”? (кабарга) Почему вы так решили? (Ответы детей) (На экране появляется изображение самца кабарги – слайд - 11). Верно, ребята, ноги у нее длинные, как у оленей, только вот передние немного короче задних и из-за этого животное кажется как - бы сгорбившимся. Питается также, как олени растительной пищей. Но вот рогов у кабарги нет, в отличие от оленей. И у самцов кабарги из под верхней губы выступают небольшие клыки.)
Д\у “Назови детеныша”
Большое животное называется кабарга, а маленький детеныш? (у зайца – зайчонок, у ежа – ежонок, у лисы - .., у медведя -.., у кабарги - .., у нерпы -..) (Ответы детей)
Рассказ воспитателя о защитной окраске детенышей диких животных
Знаете ли вы, ребята, что самые страшные враги у кабаржонка (на экране появляется изображение кабаржонка – слайд 12) это медведь, филин, рысь. Спасаться от этих хищников ему помогает пятнистая шубка. В траве среди листьев его и не увидишь. Позднее, когда он окрепнет и подрастет его шерстка приобретет другой вид, коричневую окраску. Лучшие друзья кабаржат – ель, пихта, кедр. Потому что на этих деревьях растет много лишайников, которыми они питаются. В таком лесу кабарга и ее детеныши живут охотнее всего.
У какого еще детеныша нашего края по мере взросления меняется окрас шерстки? (У нерпенка. Сначала она – белая. Нерпенка называют беляк, а через месяц, когда он подрастет его шерстка изменится и станет серебристо – серой). (На экране появляется изображение нерпят – слайд13).
Д\у “Найди лишнее животное”
На следующей страничке нас ждет девочка подружка Сибирячка. Как ее зовут? (Ответы детей) Верно, ребята, Таежка. На страницах журнала много таежкиных историй о животных, а сегодня нам загадка от нее. (На экране появляется Таежка - слайд 14 и голос в записи )
- Ребята, найдите лишнее животное в каждом ряду. (На экране картинка из книги. Познаю мир: развивающая кн. для детей 6-7 лет / Т.И. Гризик стр. 15 – слайд 15)
Воспитатель: Объясни, Лиза, какое животное в верхнем ряду ты считаешь лишним? А ты, Алина? Почему? и т.д. (дети каждый раз называя животное, обосновывают свой выбор)
Беседа о произведениях М. Сергеева и сказочных героях журнала
Посмотрите, ребята, на эту страничку журнала (на экране листается страница и на ней появляется писатель М. Сергеев в окружении сказочных героев журнала Сибирячок № - слайд 16) назовите, кого вы узнали на ней. (Леший Кеша, Сибирячок, Доктор Анти – ох, Федор Карпович Сарма и детский писатель, поэт нашего края, наш земляк Марк Давидович Сергеев)
- Как вы думаете, почему их здесь всех вместе изобразил художник?
(Потому что они друзья, все они “живут” в журнале “Сибирячок”, потому что много историй и сказок про них написал наш сибирский писатель и поэт Марк Давидович Сергеев)
Интересные стихи, рассказы и сказки М. Сергеева мы читали. Назовите те, которые вам понравились. (Сказка о Пете, который был шкафом. Нетающая снежинка. Разноцветные сказки. Сказка “Сибирячок”)
Давайте вспомним истории из книжки “Разноцветные сказки” и выполним задание (Присядьте, ребята, за стол).
Упр. “Соедини ниточкой”
(Перед каждым ребенком лежит листок с заданием, на котором изображены в левом столбике картинки из сказок, а в правом столбике изображения цветных карандашей) (см. Приложение 2 - картинки из сказок)
Внимательно рассмотрите свою страничку и соедините “ниточкой” героя сказки со своим карандашиком. Проведите от картинки линию к карандашу.
Бегемот * | \ Оранжевый карандаш (О.К). |
Вертолет - | = Голубой карандаш (Г.К.) |
Девочка с перевязанным горлом \ | - Желтый карандаш (Ж.К). |
Уазик красный = | *Зеленый карандаш (З.К.) |
Проверка: Бегемота соединили с ... зеленым карандашом, уазик с голубым, девочку с оранжевым, вертолет с желтым.
Беседа по содержанию и идее сказок М. Сергеева
- Алина, расскажи, пожалуйста, как не пожалел себя Ж.К., что он предпринял, чтобы спасти людей на тонущей льдине? (поджег костер, который смог увидеть вертолет с большой высоты и приземлиться)
- Что хорошего, Вероника, сделал О.К. для того, чтобы поправилась больная девочка (нарисовал для нее оранжевый апельсин, который она очень хотела)
- Елисей, расскажи, как помог двум приятелям, попавшим в темный, глухой лес в непогоду Г.К. (нарисовал голубой комбинезон, чтобы согреть замерзшего и промокшего уазика, нарисовал чистое голубое небо)
Итог:
- Как, ребята, называются эти поучительные сказки М. Д. Сергеева? (Разноцветные сказки) Чему они учат? (Проявлять сочувствие к другим, помогать, проявлять заботу, не обижать)
Заключительная беседа
- Какой сказочный герой журнала “Сибирячок” часто обижает зверей тайги, ставит капканы, ломает кустарники? (Шито – Крыто) Почему нельзя так делать?
- Кто, ребята, зимой в лесу помогает лесным жителям. (Егерь) Что он делает? (Подкармливает их, раскладывает сено для лосей и зайцев).
Мы с вами живем в городе, мы городские жители. Кому и как в это холодное время года можем помочь мы? (Можем помочь птицам, которые прилетают на наш участок.) (слайд 17 – Сибирячок предлагает сделать кормушки. Он говорит:
- Давайте, ребята, откроем мастерскую. Сделаем кормушки и принесем угощение для птиц, чтобы этой зимой они не замерзли и не умерли от голода”. (На следующей странице слайда демонстрируются варианты кормушек, сделанных из коробочек от молочных продуктов, соков, пластиковых бутылок – слайд 18, 19)
Воспитатель обращается к Сибирячку – слайд 20 - со словами: “ Спасибо тебе, Сибирячок, за увлекательное путешествие по страницам журнала. Мы с ребятами и их родителями обязательно в свободное время сделаем кормушки для птиц и принесем им корм”.
Воспитатель обращается к детям: “ Ребята, вам понравилось наше путешествие? С журналом “Сибирячок” мы не прощаемся, мы еще будем его читать, рассматривать и вместе узнавать много интересного и полезного о нашем крае, его замечательных людях, об озере Байкал и его обитателях.
Слайд 21 - Звучит песня из м\ф “Сибирячок и зайчиковая береза” - “Тропинки все родного края..”
Литература и используемые материалы.
- М. Сергеев “Разноцветные сказки” Восточно-Сибирское книжное издательство
- Книги “Сибирячок”, журналы “Сибирячок”.
- Познаю мир: развивающая кн. для детей 6-7 лет/Т.И. Гризик, Т.В. Лаврова – М.: Просвещение, 2012 . (стр. 15)
- Рисунки на слайдах, используемые в презентации “мультимедийного журнала” скопированы из м\ф по мотивам произведений Марка Сергеева и Светланы Волковой “Сибирячок и зайчиковая береза” студия анимации “Форсайн” (ссылка http://www.youtube.com/) и иллюстраций журнала “Сибирячок”. Фотографии Интернета.
- Презентация составлена в соавторстве с Тарасовой Юлией Валерьевной, тренер по физвоспитанию МБДОУ №25 “Василек” Центр развития ребенка, Иркутская область, г. Саянск.