Цель урока: подготовить учащихся 9 класса к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста.
Задачи урока:
- Повторить приемы сжатия текста.
- Научить применять приемы сжатия текста на практике.
- Повторить особенности публицистического текста.
- Познакомить с текстом на литературную тему.
- Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.
Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.
Вид урока: урок развития речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжим с вами готовиться к предстоящей государственной итоговой аттестации. Наш урок будет уроком по развитию речи. Вы уже знаете, что первая часть экзамена - это написание сжатого изложения на основе прослушанного текста.
II. Актуализация полученных ранее знаний.
Постановка цели и задач урока.
- Запишем в тетрадях по развитию речи сегодняшнюю тему урока: Сжатое изложение публицистического текста.
Повторение теоретических знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.
- Ребята, прежде чем мы начнем работу с текстом, прошу вас сформулировать проблемные вопросы по данной теме: на экзамене нам предстоит написать сжатое изложение прослушанного текста, а сегодня мы будем готовиться к написанию сжатого изложения текста публицистического стиля. Вспомним материал прошлых уроков и ответим на вопросы:
- Как правильно сжать текст?
Обратимся к нашим памяткам, записанным в тетрадь для подготовки к ГИА.
Памятка для учащихся “Как писать сжатое изложение” (Приложение 1)
- С какими приёмами сжатия текста мы познакомились ранее?
Приемы сжатия текста
- Исключение подробной информации. (Сначала выделяем главное, а затем убираем подробности)
- Обобщение частной информации. (Сначала вычленяем единичные существенные факты, объединяем их в одно целое, подбираем подходящие языковые средства и составляем новый текст.)
- Текст, который нам предстоит сжать, относится к публицистическому стилю.
Назовем особенности публицистического стиля речи. Какова задача данного стиля?
(Передача информации, воздействие на читателей или слушателей; Этот стиль используется в высказываниях (текстах), обращенных ко многим лицам, ко всем, интересующимся той или иной научной проблемой.)
- Какие языковые средства характерны для публицистического стиля?
(Вводные слова, антитезы, повторы, восклицательные предложения, предложения побудительного характера.)
- Какие жанры публицистики вам известны?
(Газетная статья, журнальная статья, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление на радио, телевидении, доклад, рекламный текст (слоган)
- С одной из таких статей сегодня мы познакомимся на уроке. Эта статья принадлежит Сухомлинскому Василию Александровичу (1918—1970) — педагогу, член-корресспонденту Академии педагогических наук СССР (1957), кандидату педагогических наук, заслуженному учителю школы Украинской ССР, Герою Социалистического Труда. С1948 года — директор Павлышской средней школы. Автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвященных воспитанию и обучению молодежи.
- Вспомним, что значит сжать текст?
(Сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, т.е. убрать всё лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное, отказаться от подробностей.)
- Чем отличается подробное изложение от сжатого изложения?
(Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив композиционные и языковые особенности. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.)
III. Практическая работа на уроке.
- Сегодня мы продолжим работу над приемами сжатия текста. Обратите внимание: перед вами лежит с текст В.А. Сухомлинского. Если вы заметили: текст не разбит на абзацы. Прочитайте его.
Приложение 2 (Первоначальный вариант текста. (Без деления на абзацы)
- Какова тема прочитанного текста? Какова его главная мысль?
(Доброта – единственно верный путь человека.)
- Подберем заголовок к данному тексту.
- Подчеркнем в тексте только то, без чего нельзя понять смысл рассуждения.
Приложение 3
- Вспомните структуру текста-рассуждения. Из каких частей состоит текст рассуждения? Наша задача – найти в тексте тезис, аргументы, примеры и вывод.
- Теперь разобьем текст на абзацы. Как и в заданиях ГИА микротем в сжатом изложении должно быть три.
- Подчеркните в каждой микротеме только то, без чего нельзя понять смысл рассуждения
- Сформулируйте содержание каждой микротем, выделите в них ключевые слова.
Микротемы к тексту
- Без доброты невозможна душевная красота человека.
- Путь добра был, есть и будет единственно верным жизненным путем человека.
- Воспитывать в ребенке добрые чувства трудно, для этого ребёнок должен пройти эмоциональную школу.
IV. Самостоятельная работа учащихся.
- Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приема обобщения, какие – с помощью исключения. Запишите краткий пересказ этих фрагментов.
V. Взаимопроверка самостоятельной работы.
VI. одведение итогов урока.
VII. Домашнее задание.
- Написать сочинение на тему “Модно ли быть добрым?”
Методическая литература, использованная для разработки урока:
- Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса “Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика”: лекции 1 – 4. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2010.
- Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса “Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика”: лекции 5 – 8. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2010.
Приложение 1
Памятка для учащихся “Как писать сжатое изложение”
- Внимательно прочитайте тест и выделите в нем важные, необходимые мысли.
- В каких словах заключена главная мысль.
- Разбейте текст на части (микротемы) и сгруппируйте его вокруг существенных мыслей.
- Подумайте, какая информация в каждой части является второстепенной, от каких подробностей можно отказаться.
Приложение 2
Первоначальный вариант текста. (Без деления на абзацы)
Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос, каким человеком тебе хочется стать. Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал – добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота человека. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом. Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств.
Приложение 3
Верный путь человека
Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос, каким человеком тебе хочется стать. Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал – добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота человека. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом. Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств.
Текст для сжатия
Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос, каким человеком тебе хочется стать. Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал – добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота человека. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности.
Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.
Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств.