Цель урока.
- Формирование представления о единстве школьных дисциплин в понимании целостности окружающего мира
- Укрепление межпредметных связей школьных дисциплин алгебры и Истории и Культуры Народов Марий Эл.
Задачи урока.
Учебные
- Решить задачи на проценты на материалах истории марийского края.
- Повторить действия с десятичными дробями в задачах по карте Марий Эл.
- Познакомиться с легендами марийского народа о национальных богатырях Чоткаре и Акпарсе.
- Узнать исторические названия городов Волжск и Звенигово.
Развивающие
- Научить использовать программные знания по математике по теме “Проценты” в решении жизненных задач.
- Провести математический диктант с последующей взаимопроверкой в парах.
- Научиться решать математические задания с зашифрованными словами.
Воспитательные
- Формирование интереса учащихся к изучению предмета математики и истории и культуры народов..
- Воспитание понимания значения математики в решении простейших задач из окружающей нас жизни.
- Воспитание патриотического отношения учащихся к историческому наследию своей малой Родины – Республики Марий Эл.
Оборудование.
- Карта Республики Марий Эл.
- Фотографии с изображением городов Республики Марий Эл и марийских национальных героев Чоткара и Акпарса.
- Презентация с текстами для математического диктанта.
- Презентация, отражающая культуру марийского народа и природу Республики Марий Эл.
- У каждого ученика на столе комплект распечатанных текстовых материалов для работы на уроке: лист с темой урока и его этапами и физические карты Республики Марий Эл.
План урока.
2. Актуализация знаний по математике.
3. Математический диктант с последующей взаимопроверкой.
4. Легенда о возникновении марийского народа.
5. Самостоятельная работа “Города Марий Эл”.
6. Легенды о марийских богатырях Чоткаре и Акпарсе.
7. Решение текстовых задач по карте Марий Эл с применением масштаба.
Ход урока
1. Вступление. Оба учителя попеременно знакомят обучающихся с целями и задачами урока по своему предмету.
(Презентация “Вступление”, музыкальное сопровождение ансамбля марийских гусляров).
Звучит мелодичная народная марийская мелодия в исполнении ансамбля гусляров на тему Марийского края. Под мелодию выходит ученица и читает стих Семёна Вишневского “О, Марий Эл”. На экране один за другим сменяются фото, отражающие различные стороны жизни республики (слайд 2).
Простор полей и красота лесной поляны
Богатство нив и колокольный звон церквей.
Улыбки детские, и веером фонтаны,
Как доброта живущих здесь людей.
Исконный край Отечества – марийский,
Из глубины веков история твоя,
Наш край лесов родной и близкий,
Мы навсегда с тобой, российская земля!
Здесь тишина озёр, благоухают травы,
А в поднебесье – птичьи голоса.
И в майский день отцовской славы
Оркестров радуга и первая роса.
Исконный край Отечества – марийский,
Из глубины веков история твоя,
Наш край лесов родной и близкий,
Мы навсегда с тобой, российская земля!
Учитель ИКН. – Родина... Среди необъятных просторов нашей России есть уголок земли, который человеку ближе всего. Это место, где он родился. Для вас, ребята, таким дорогим уголком стал марийский край. Марийский край, прекрасный край... И действительно он прекрасен. Наша земля богата лесами и полями, реками и озёрами. На красоту лесов смотришь, не насмотришься, сладкую родниковую воду пьёшь, не напьёшься, и поля, как щедрая скатерть, одаривают хлебом и овощами.
Среди лесов и полей раскинулись деревни и города. От деревни к деревне, из города в город пролегли дороги и тропинки. Они так и зовут нас в путешествие по прекрасной земле ОНАРА.
Учитель математики. - Из математики мы с вами вспомним, как решаются текстовые задачи на “ЧАСТЬ, ДОЛЮ, ЦЕЛОЕ” и способы их решения, повторим правила действий над десятичными и обыкновенными дробями в форме самостоятельной работы, во время устного счёта решим текстовые задачи на определение доли числа в процентах. Из ИКН вы узнаете о национальных марийских героях, об истории основания городов Звенигово и Волжск. Вы познакомитесь с некоторыми статистическими данными нашего края.
– Откройте домашние тетради, запишите число и тему урока.
2. Актуализация знаний по математике.
Презентация “Актуализация знаний”. Учитель математики ведёт фронтальный опрос учащихся и отмечает ответивших в своём листе учёта работы обучающихся на уроке.
– Прежде чем приступить к материалу урока , давайте вспомним основные понятия, связанные с текстовой задачей на “Часть, долю, целое” и “Масштаб”.
- Что называется процентом?
- Какие типы задач на проценты вы знаете?
Учитель обращается с вопросом к учащимся, выслушивает их ответы и, обобщив их, продолжает фронтальный опрос.
- Какие элементы надо уметь выделять в задачах на проценты?
- Как найти целое?
- Как найти долю?
- Как найти часть?
- Что называется масштабом?
- Как определить масштабную единицу?
- Как найти расстояние на карте по расстоянию на местности?
- Как найти расстояние на местности по расстоянию на карте?
3. Математический диктант с последующей взаимопроверкой. Презентация
“Математический диктант”. Учитель математики поясняет условия выполнения математического диктанта и сопровождает слайды, озвучивая тексты заданий на них.
Учитель математики. – Сейчас вам, ребята, предстоит выполнить математический диктант за 4 минуты. Потом, поменявшись друг с другом тетрадями, каждый из вас должен будет оценить работу своего одноклассника согласно представленных на слайде критериев оценки.
4. Легенда о возникновении марийского народа. Презентация “Легенды марийского народа”.
Учитель ИКН. Звучит народная марийская мелодия в исполнении ансамбля гусляров и на фоне музыки учитель ИКН ведёт рассказ.
– У марийского народа есть много легенд и сказаний. Я хочу поведать вам одну из них о возникновении марийского народа.
Учитель ИКН сопровождает слайды презентации легендой о Юмо-боге и его дочери.
Учитель ИКН. - Когда-то в древности на марийской земле проживал только марийский народ. Современная Республика Марий Эл – это многонациональная республика, здесь проживают и мари, и русские, и удмурты, и татары, и белорусы с украинцами, мордва ... Всего более 50-ти национальностей. В настоящее время численность Марий Эл составляет около 700тыс. человек.
Учитель математики. Работает с таблицей на сладе 6.
– Вы только что послушали легенду и узнали о многонациональности нашей республике. Перед вами слайд с таблицей, на которой показан процентный состав различных национальностей и общая численность населения. Вам предстоит на 3 варианта выполнить работу № 2 в ваших индивидуальных листах.
По окончании работы учитель математики обучающихся, которые первыми справились с заданием и с комментариями отмечает ответивших в своём листе учёта работы обучающихся на уроке.
5. Самостоятельная работа “Города Марий Эл”.На экране открывается Презентация с картой Республики Марий Эл и отмеченными городами на ней.
Учитель ИКН. – Территория Республики Марий Эл разделена на сельские районы. Сколько районов в республике? Перечислить их.
- Какие районные центры вы знаете?
- Сколько городов в марийском крае? Перечислите их.
Учитель математики. – В настоящее время не все города имеют своё первоначальное название. Сейчас, если вы правильно выполните в самостоятельной работе вычисления, то с помощью ключа сможете определить как назывались самые молодые два города Звенигово и Волжск раньше.
ЗВЕНИГОВО -
25,032 : 0,56 | 50,1 – 9,323 | 1,4 * 2,9 | 37,4 * 8,5 | 26,04:5,6 | 178,6 + 89,44 |
Ключ к расшифровке названия городов
3,8 | 4,06 | 4,6 | 4,65 | 17,41 | 18,8 | 40,777 | 44,7 | 77,21 | 268,04 | 317,9 | 1400 | 3040 |
Н | К | И | Р | Т | Л | Е | Ч | А | Ы | У | О | П |
ВОЛЖСК -
103,4:5,5 | 560 * 2,5 | 6,08 : 0,002 | 75,31 + 1,9 | 21 – 3,59 | 17,02 : 3,7 | 3,142 + 0,658 | 1,4 * 1000 |
Ключ к расшифровке названия городов
3,8 | 4,06 | 4,6 | 4,65 | 17,41 | 18,8 | 40,777 | 44,7 | 77,21 | 268,04 | 317,9 | 1400 | 3040 |
Н | К | И | Р | Т | Л | Е | Ч | А | Ы | У | О | П |
Учитель математики фронтально опрашивает результаты выполнения работы. Учитель ИКН рассказывает об истории возникновения названий этих городов.
6. Легенды о марийских богатырях Чоткаре и Акпарсе.На экране открывается Презентация с картой Республики Марий Эл и затем по ходу рассказа анимационно появляются на ней места рождения национальных героев Чоткара и Акпарса.
Учитель ИКН. – По одной из марийских легенд на территории Волжского района давным – давно проживал богатырь ЧОТКАР.
Обучающийся класса в национальном костюме рассказывает о Чоткаре.
Учитель ИКН. – Существует легенда и о другом национальном герое – Акпарсе.
Обучающийся класса в национальном костюме рассказывает об Акспарсе.
7. Решение текстовых задач по карте Марий Эл с применением масштаба.Учитель математики. – Сейчас по карте Республики Марий Эл вам предстоит определить её масштаб и затем вычислить расстояние между родными селениями национальных марийских героев Чоткара и Акпарса, если известно, что расстояние между городами Звенигово и Козьмодемьянск равно 126 км.
Каждый обучающийся работает со своей картой и выполняет работу в рабочей тетради.
8. Домашнее задание.По математике:
- Составить все три типа задач на проценты на материале истории Республики Марий Эл.
- Определить по карте Республики Марий Эл расстояние между городами Звенигово и Волжск.
По ИКН:
- Найти материалы и подготовить сообщения о других национальных героях марийской земли.
Учитель математики. – Давайте, ребята, подведём итоги нашего интегрированного занятия. Чем сегодня вы занимались на уроке математики?
- Какие числовые характеристики из жизни марийского народа вы узнали на уроке?
Учитель ИКН. – Что нового вы узнали на уроке ИКН?
- Перечислите самые многочисленные национальности марийского края.
- Сколько национальностей проживает в современной Республике Марий Эл?
- О каких известных личностях марийской земли шла речь сегодня на уроке?
Учитель математики. – В заключение нашего урока оцените свою работу и под смайликом, который соответствует твоему настроению, напиши слово “ДА”.
Обучающиеся на личных карточках выделяют соответствующий смайлик.
Литература.
1. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 7-е изд., испр., - М.: Мнемозина, 2008.
2. Васин К.К., Сануков К. Н., СергеевМ. Т. По памятным местам. Историко-краеведческие очерки. Йошкар – Ола. 1968.
3. Москвина Л.П., Петухова Г.Н., Никитина Ю.М. История и культура народов Марий Эл. 5 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2012.