Тема урока: "Суффикс"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (595 кБ)


Цели:

  • дать представление о суффиксе как о значимой части слова,
  • показать роль суффиксов в передаче оттенков значения слова и образования новых слов, показать единообразное написание одного и того же суффикса;
  • развивать логическое мышление детей при группировке слов по значению суффиксов;
  • формировать навыки речевого этикета при использовании личных имён;
  • обогатить словарный запас учащихся.

Оборудование: М-М проектор, компьютер, презентация “Суффикс”, карточки для самостоятельной работы, наборное полотно “Копилка суффиксов” с карточками-суффиксами, шкала знаков “!”, “+”, “-” (карточки-кружки), учебник “Русский язык”. 2 класс, 2 часть, авт. Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной, Москва. Просвещение. 2012 год.

Ход урока

1. Оргмомент.

Здравствуй, великий,
Здравствуй, могучий,
Здравствуй, любимый
Русский язык. (Слайд 2)

2. Минутка чистописания.

Фф

фл

3. Актуализация знаний.

Словарно-орфографическая работа. Работа в парах. (Слайд 3)

Распределите слова в группы.

В..юга, лист..я, с..едобный, об..явление, под..ехал, солов..иный, с..ёжиться, обез..яна.

Взаимопроверка тетрадей.

Взаимооценка. (используется шкала знаков “!” “+” “-” Приложение 2)

4. Самоопределение к деятельности.

- Какие части слова вы уже знаете? (Корень, приставка)

- А как вы думаете есть ли ещё другие части в слове?

- Давайте проведём расследование. Внимание на доску!

На доске:

1. Оленька, Сашенька, Машенька, Витенька, Васенька.

2. Олька, Сашка, Машка, Витька, Васька.

- Что общего в значении всех слов? (Это имена)

- Что общего в значении слов первой группы? второй?

- Какими словами мы недолжны пользоваться? Почему?

- А теперь начните расследование. Есть ли общая часть в словах первой группы? (-еньк-)

- После какой части она стоит? (После корня. Учитель выделяет мелом корни.)

- Есть ли общая часть во второй группе слов. (-к-)

- После какой части она стоит? (После корня)

- Посмотрите, именно эти части слова придают словам разные оттенки значения:

или уменьшительно- ласкательное, или пренебрежительное, грубоватое.

- Эта часть слова имеет своё название. Как вы думаете какую задачу нам предстоит выполнить на этом уроке? ( Мы познакомимся с новой частью слова)

- Чтобы подробнее узнать об этой части слова, прочитайте сообщение профессора Самоварова на стр.62 учебника.

- Как же называется новая часть слова?

- Сформулируйте тему урока.(Суффикс. Его значение в слове.)

- Какая орфограмма спряталась в названии темы? (Удвоенная –ф-)

5. Работа по теме урока.

1) Работа по учебнику. Стр.62 Сообщение профессора Самоварова.

Работа в парах. Используя сообщение профессора составьте рассказ о новой части слова по плану:

1. Что такое суффикс?

2. Для чего он служит?

3. Каким значком обозначается? (Слайд 4)

Рассказы детей о суффиксе (2 ученика)

2) Задание умного Совёнка. (Слайд 5)

- Попробуйте образовать новые слова.

тигр

мамонт

страус

кот

слон

-ёнок

Проверка. Кого называют полученные слова (Детёнышей животных)

- Какие части слова вы использовали (Корень и суффикс)

- Какая часть слова указывает на то, что речь идёт о детёнышах животных? (Суффикс)

3) Собираем “копилку суффиксов”. (Наборное полотно. Приложение 1)

- Какой суффикс мы отправим в нашу копилку? (-ёнок-)

4) Задание Ани.

- Аня загадала слова, отгадайте и запишите их в тетрадь.

- Маленький дом можно назвать ....(домик). Очень большой дом называют.... (домище). Старый неказистый дом-это...(домишко).

5) Ваня предлагает нам посмотреть, как работает суффикс. (Слайд 6)

Какое значение придают слову суффиксы –ик, -ишк-, -ищ-,-ин-?

(Суффиксы отправляются в “копилку”)

6. Физминутка.

- Я буду произносить слова. Если в них есть суффикс, то вы строите над головой крышу домика из ладошек. Если нет суффикса, то просто хлопаете в ладоши.

- Лес, лесок, дом, домище, город, городок, внук, внучек, ухо, ушко, глаза, глазищи.

7. Продолжение работы по теме.

1) Игра “Будь волшебником” (Слайд 7)

- Придайте значение маленького размера предмета.

Нос, стол, дуб, хвост, мёд.

Проверка. Какие суффиксы использовали? (-ик, -ок)

- Отправляем их в “копилку”.

2) Работа с учебником. Стр.63 Упр.83.

8. Рефлексия. Работа по карточкам.

Вычеркните “лишнее слово”

Хвостище, глазище, усище, носики.

Лесок, садок, мячик, листок.

Гусёнок, рыбка, утёнок, лисёнок.

Сверка по образцу (Слайд 8)

Самооценка (шкала знаков “!” “+” “-” Приложение 2)

9. Итог урока (Слайд 9)

Что такое суффикс?

  • Буратино сказал: “Суффикс - это часть предложения”.
  • Мальвина сказала: “Суффикс – это часть слова”.
  • Незнайка сказал: “Суффикс - это слово”.

Где в слове стоит суффикс?

  • Буратино сказал : “В начале слова”.
  • Мальвина сказала: “Суффикс стоит после корня”.

Зачем нужен суффикс?

  • Мальвина сказала: “Суффиксы образуют новые слова”.
  • Буратино сказал: “Просто так”.

10. Домашнее задание. Сочинить сказку про суффиксы –ок-, -ик-

Используемая литература.

1. И.Ф.Яценко, Т.Н.Ситникова. Поурочные разработки по русскому языку к УМК “Перспектива”. 2 класс. Москва. “ВАКО”. 2013 год.

2. Г.Н.Сычёва. Сборник упражнений по русскому языку для начальной школы. Ростов-на-Дону. “БАРО-пресс”. 2003 год.