Цели:
- дать представление о суффиксе как о значимой части слова,
- показать роль суффиксов в передаче оттенков значения слова и образования новых слов, показать единообразное написание одного и того же суффикса;
- развивать логическое мышление детей при группировке слов по значению суффиксов;
- формировать навыки речевого этикета при использовании личных имён;
- обогатить словарный запас учащихся.
Оборудование: М-М проектор, компьютер, презентация “Суффикс”, карточки для самостоятельной работы, наборное полотно “Копилка суффиксов” с карточками-суффиксами, шкала знаков “!”, “+”, “-” (карточки-кружки), учебник “Русский язык”. 2 класс, 2 часть, авт. Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной, Москва. Просвещение. 2012 год.
Ход урока
1. Оргмомент.
Здравствуй, великий,
Здравствуй, могучий,
Здравствуй, любимый
Русский язык. (Слайд 2)
2. Минутка чистописания.
Фф
фл
3. Актуализация знаний.
Словарно-орфографическая работа. Работа в парах. (Слайд 3)
Распределите слова в группы.
В..юга, лист..я, с..едобный, об..явление, под..ехал, солов..иный, с..ёжиться, обез..яна.
Взаимопроверка тетрадей.
Взаимооценка. (используется шкала знаков “!” “+” “-” Приложение 2)
4. Самоопределение к деятельности.
- Какие части слова вы уже знаете? (Корень, приставка)
- А как вы думаете есть ли ещё другие части в слове?
- Давайте проведём расследование. Внимание на доску!
На доске:
1. Оленька, Сашенька, Машенька, Витенька, Васенька.
2. Олька, Сашка, Машка, Витька, Васька.
- Что общего в значении всех слов? (Это имена)
- Что общего в значении слов первой группы? второй?
- Какими словами мы недолжны пользоваться? Почему?
- А теперь начните расследование. Есть ли общая часть в словах первой группы? (-еньк-)
- После какой части она стоит? (После корня. Учитель выделяет мелом корни.)
- Есть ли общая часть во второй группе слов. (-к-)
- После какой части она стоит? (После корня)
- Посмотрите, именно эти части слова придают словам разные оттенки значения:
или уменьшительно- ласкательное, или пренебрежительное, грубоватое.
- Эта часть слова имеет своё название. Как вы думаете какую задачу нам предстоит выполнить на этом уроке? ( Мы познакомимся с новой частью слова)
- Чтобы подробнее узнать об этой части слова, прочитайте сообщение профессора Самоварова на стр.62 учебника.
- Как же называется новая часть слова?
- Сформулируйте тему урока.(Суффикс. Его значение в слове.)
- Какая орфограмма спряталась в названии темы? (Удвоенная –ф-)
5. Работа по теме урока.
1) Работа по учебнику. Стр.62 Сообщение профессора Самоварова.
Работа в парах. Используя сообщение профессора составьте рассказ о новой части слова по плану:
1. Что такое суффикс?
2. Для чего он служит?
3. Каким значком обозначается? (Слайд 4)
Рассказы детей о суффиксе (2 ученика)
2) Задание умного Совёнка. (Слайд 5)
- Попробуйте образовать новые слова.
тигр мамонт
страус
кот
слон
-ёнок
Проверка. Кого называют полученные слова (Детёнышей животных)
- Какие части слова вы использовали (Корень и суффикс)
- Какая часть слова указывает на то, что речь идёт о детёнышах животных? (Суффикс)
3) Собираем “копилку суффиксов”. (Наборное полотно. Приложение 1)
- Какой суффикс мы отправим в нашу копилку? (-ёнок-)
4) Задание Ани.
- Аня загадала слова, отгадайте и запишите их в тетрадь.
- Маленький дом можно назвать ....(домик). Очень большой дом называют.... (домище). Старый неказистый дом-это...(домишко).
5) Ваня предлагает нам посмотреть, как работает суффикс. (Слайд 6)
Какое значение придают слову суффиксы –ик, -ишк-, -ищ-,-ин-?
(Суффиксы отправляются в “копилку”)
6. Физминутка.
- Я буду произносить слова. Если в них есть суффикс, то вы строите над головой крышу домика из ладошек. Если нет суффикса, то просто хлопаете в ладоши.
- Лес, лесок, дом, домище, город, городок, внук, внучек, ухо, ушко, глаза, глазищи.
7. Продолжение работы по теме.
1) Игра “Будь волшебником” (Слайд 7)
- Придайте значение маленького размера предмета.
Нос, стол, дуб, хвост, мёд.
Проверка. Какие суффиксы использовали? (-ик, -ок)
- Отправляем их в “копилку”.
2) Работа с учебником. Стр.63 Упр.83.
8. Рефлексия. Работа по карточкам.
Вычеркните “лишнее слово”
Хвостище, глазище, усище, носики.
Лесок, садок, мячик, листок.
Гусёнок, рыбка, утёнок, лисёнок.
Сверка по образцу (Слайд 8)
Самооценка (шкала знаков “!” “+” “-” Приложение 2)
9. Итог урока (Слайд 9)
Что такое суффикс?
- Буратино сказал: “Суффикс - это часть предложения”.
- Мальвина сказала: “Суффикс – это часть слова”.
- Незнайка сказал: “Суффикс - это слово”.
Где в слове стоит суффикс?
- Буратино сказал : “В начале слова”.
- Мальвина сказала: “Суффикс стоит после корня”.
Зачем нужен суффикс?
- Мальвина сказала: “Суффиксы образуют новые слова”.
- Буратино сказал: “Просто так”.
10. Домашнее задание. Сочинить сказку про суффиксы –ок-, -ик-
Используемая литература.
1. И.Ф.Яценко, Т.Н.Ситникова. Поурочные разработки по русскому языку к УМК “Перспектива”. 2 класс. Москва. “ВАКО”. 2013 год.
2. Г.Н.Сычёва. Сборник упражнений по русскому языку для начальной школы. Ростов-на-Дону. “БАРО-пресс”. 2003 год.