Интегрированный урок окружающего мира и математики «Наши природные богатства. Сложение и вычитание многозначных чисел»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цели урока:

  • Образовательные: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.
  • Развивающие: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.

Задача: Формирование умения правильно называть, анализировать и охранять природные богатства своего края.

Оборудование:

  • Образцы полезных ископаемых.
  • Учебники “Мир вокруг нас”, 4 класс, 1 часть – М., “Просвещение”, 2013 (автор А. А. Плешаков)
  • Рабочая тетрадь по окружающему миру.
  • Рабочая тетрадь по математике.
  • Презентация к уроку.

План урока:

  1. Орг. Момент
  2. Актуализация знаний, проблемная ситуация
  3. Усвоение новых знаний
  4. Работа с глиной
  5. Подведение итогов по теме
  6. Выставление отметок
  7. Домашнее задание

Ход урока

1. Орг. момент

Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
Прозвенел, друзья, звонок
Начинается урок. (слайд 1)

2. Актуализация знаний, проблемная ситуация

- Сегодня мы с вами будем говорить о богатствах, природных.

- Что относится к природным богатствам? (воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые)

- Посмотрите на экран. (слайд 2) Что объединяет эти товары? (они созданы человеком и нужны людям)

- Из чего они сделаны? (наверное, из того, что дала природа, из полезных ископаемых)

- Почему они так называются? (их добывают глубоко под землёй)

- Да, ископаемые, по - другому можно сказать, что их выкапывают, добывают глубоко под землёй, и они являются нашим богатством.

- Кто сможет назвать тему урока? (слайд 3)

- На самом деле, ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы сегодня будем говорить о нашим подземных богатствах и в то же время будем решать задачи и примеры и не только... но обо всём по порядку.

- Что вы хотите узнать сегодня на уроке?

3. Усвоение новых знаний

- В природе очень много подземных богатств, польза от их добычи и переработки огромна, поэтому человечество не может жить без использования полезных ископаемых. (слайд 4)

Полезные ископаемые
рудные нерудные
железная руда строительные горючие
гранит

известняк

песок

глина

уголь

торф

нефть

природный газ

Про полезные ископаемые рассказывают дети.

Нефть. (слайд 5)

Нефть – природная маслянистая горючая жидкость со специфическим резким запахом. Цвет нефти в буро-коричневых тонах, иногда она бывает чисто чёрного цвета. Нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад, глубоко под землей.

Нефть известна человечеству с древнейших времён. Ещё в 6 веке до н. э. в Вавилоне нефть и её образования использовались в качестве вяжущего материала в строительстве, её применяли при строительстве стен Вавилона. А вавилонский царь Навуходоносор II топил нефтью гигантскую печь. В Древнем Египте нефть использовалась для бальзамирования умерших. До начала 18 века нефть преимущественно использовалась в натуральном, то есть не переработанном виде.

Теперь нефть – очень ценное полезное ископаемое. Из нефти получают жидкое топливо (бензин, керосин), смазочные масла, вазелин, различные краски, лаки, пластмассы, волокна для изготовления тканей. (слайд 6)

По данным Международного энергетического агентства Россия занимает второе место в мире по добыче нефти. Нефть добывают из скважин. (слайд 7) Бурят их очень глубоко и строят буровые установки. Сейчас наша страна экспортирует (продаёт, поставляет) нефть во многие страны мира.

Способы транспортировки нефти:

Наиболее быстрый – воздушный способ, но это очень дорого, используется только в случаях экстренной необходимости

Наиболее распространённый – железнодорожный способ, в цистернах.

- Итак, что такое нефть? Как добывают? Где используют?

Математика: Послушай текст, выпиши в столбик все числа, которые услышишь.

Нефтяная промышленность занимает важное место как в российском топливно-энергетическом комплексе, так и в экономике страны в целом.  Отрасль продолжает неуклонно наращивать темпы добычи, переработки и экспорта нефти, постепенно занимая позиции мирового лидера по всем этим показателям.

Нефть – наше национальное богатство, источник могущества страны, фундамент ее экономики.  В 1992 году добыча нефти составила 399 389  тонн. А в 2007 году – 491 234  тонн. (слайд 8)

Представь, записанные числа в виде суммы разрядных слагаемых

Природный газ. (слайд 9)

По мнению учёных, природный газ, как и нефть, образовался из остатков растений и животных, которые когда-то жили на планете. Газ, как и нефть, добывают из недр земли с помощью скважин. Но месторождения газа часто расположены глубже, чем месторождения нефти: от 1000 метров до нескольких километров. Россия обладает огромными запасами природного газа

Газ бесцветный, лёгкий, горит голубым пламенем, мы это видим дома, когда он горит в газовой плите.

Природный газ очень хорошее топливо. Его используют не только в быту, но и на электростанциях, в котельных, на заводах. Из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы. (слайд 10)

Способы транспортировки природного газа:

  • По воде, с помощью танкеров-газовозов – это специальные суда.
  • По железной дороге, в цистернах
  • Автоцистерны
  • В настоящее время основным видом транспорта является трубопровод. (слайд 11)

- Что такое газ? Основные свойства? Где используют? (слайд 12)

Математика: Протяженность магистральных газопроводов ОАО “Газпром”

  • 2006 год – 156 900 км
  • 2007 год – 158 200 км
  • 2008 год – 159 500 км
  • 2009 год – 160 400 км
  • 2010 год – 161 700 км

На сколько км протяженность газопроводов стала больше в 2010 году по сравнению с 2006 годом?

Торф. (слайд 13)

Торф – это ценное горючее полезное ископаемое. Он темно-коричневого цвета, состоит из остатков болотных растений, рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает влагу. Он хорошо горит. Образуется торф на болотах из отмерших остатков растений. За год образуется 1 миллиметр торфа. Значит, нужно много лет, чтобы образовались залежи торфа.

Он используется как топливо в жилых домах. Для этого его прессуют в небольшие бруски – брикеты. На фермах торф служит подстилкой для животных. В торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворных микробов. (слайд 14)

Торф ещё и хорошее удобрение. А на промышленных предприятиях из него получают некоторые лекарства и другие нужные вещества.

- Что такое торф? Где используется?

- А теперь давайте встанем и немного отдохнём.

Физкультминутка (зарядка) (слайд 15)

Уголь. (слайд 16)

Уголь образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Причём сначала образуется торф, а со временем он превращается в уголь. Возраст самых древних углей оценивается примерно в 300-400 миллионов лет. (слайд 17)

виды угля
антрацит каменный уголь бурый уголь
образуется из каменного угля на глубине около

6 км

осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений твердый ископаемый уголь, образовавшийся из торфа, наиболее молодой из ископаемых углей

Добывают уголь в шахтах и карьерах. (слайд 18) Самые глубокие шахты на территории Российской федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров. Перевозят уголь в вагонах по железной дороге.

Математика: решите задачу (слайд 19)

На шахте “Партизанская” (Луганская обл., Украина) в 1941 году суточная производительность составляла 650 тонн угля, а в 1942 году - 740 тонн в сутки. Сколько угля было добыто за два военных года? (слайд 20 – решение задачи)

Железная руда. (слайд 21)

Железная руда – это общее название нескольких разновидностей минералов, которые служат источником железа. Они бывают чёрного, бурового, желтоватого или красноватого цвета. Самое главное свойство железной руды – плавкость.

На металлургических заводах из железной руды выплавляют чугун, а из чугуна – сталь. Чугун и сталь – это сплавы железа с углеродом. Железо в чистом виде почти не используется. Чугун хрупок, поэтому он идёт на изготовление только некоторых изделий. Сталь же имеет огромное значение для экономики. Очень многое делают из стали – от обыкновенных кухонных ножей до сложных машин и механизмов. Сталь – основное сырьё для машиностроения. (слайд 22)

Железную руду нужно расходовать экономно. Одно тонна металлолома сберегает две тонны железной руды!

Кроме железа, в железной руде содержатся другие ценные металлы: титан, ванадий, кобальт. Нередко они попадают в отходы. Сейчас их всё чаще стараются извлекать из руды и использовать. Без титана, например, нельзя обойтись при создании современных самолётов и космических ракет.

Математика: Выполни действие

Экспорт железной руды составил (слайд 23)

2011 год – 26 482 123 тонны

2012 год – 27 321 002 тонны

Сколько всего тонн железной руды экспортировала наша страна за два года? (слайд 24)

Гранит (слайд 25)

Если мы рассмотрим кусочек гранита, то убедимся, что он состоит из множества зёрен. Гранит – это горная порода, название от латинского granum – зерно. Отделить зёрна друг от друга нельзя. Это говорит о большой прочности гранита. Прочность – главное свойство гранита. Он хорошо полируется и после этого становится красивым. Поэтому гранит применяют при строительстве набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий. (слайд 26) Гранит имеет высокую устойчивость к морозу и загрязнениям.

В интерьере гранит применяется так же для отделки стен, лестниц, создания колонн, облицовки каминов и фонтанов.

(слайд 27) Физкультминутка: просмотр фрагмента мультфильма “В гостях у гномов” (4 минуты)

Вопросы по просмотру.

- Какие названия полезных ископаемых запомнили? Где их используют?

- Кто такие геологи?

Полезные ископаемые нашего края – известняк, песок и глина. (слайд 28)

Нерудные полезные ископаемые Республики Марий эл представлены месторождениями строительного сырья, а именно известняка, гипса, глин, песка, торфа и сапропеля. В республике действуют 35 предприятий осуществляющих добычу твёрдых полезных ископаемых.

Известняк. (слайд 29)

Люди, которые добывают известняк в карьере, работают как бы на дне моря. Конечно, моря нет, но оно было в далёком прошлом, много миллионов лет назад. Морские организмы погибали и оседали на дно. Из их скелетов, раковин и образовались постепенно толщи известняка. Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из него получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов (ими скрепляют кирпичи, штукатурят стены).

Особая разновидность известняка – мел. Он менее прочен, чем обычный известняк. Мелом мы пишем на доске, из него делают побелку, зубной порошок.

Песок и глина. (слайд 30)

Песок и глина – очень распространенные полезные ископаемые. Мы знаем, что они образуются при разрушении твёрдых пород, например, гранита.

Песок используют в строительстве, а также для изготовления стекла, только не жёлтый, а белый. (слайд 31)

Из красной глины делают кирпичи, черепицу для крыш, цветочные горшки, а тарелки, блюдца, красивые вазы и статуэтки делают из белой глины и покрывают их глазурью. Влажная глина хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Это свойство глины называют пластичностью. Изготовленные из глины изделия обжигают в специальных печах, чтобы они стали твёрдыми. Их называют керамическими изделиями. Добывают глину в карьерах.

4. Работа с глиной (слайды 32-39)

5. Подведение итогов

Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Но многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет превратились в известняк, уголь, нефть, природный газ. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот такая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

(слайд 40) Наша страна богата полезными ископаемыми. Но их запасы в недрах Земли не безграничны, а использованные месторождения невозможно восстановить. Поэтому необходимо экономно использовать природные богатства.

И ещё: уже сейчас ты можешь помогать взрослым в охране полезных ископаемых. Следи за тем, чтобы попусту не горел газ в плите. Зимой не оставляй открытой дверь в подъезд или квартиру – береги тепло.

Работа с таблицей (не заполнение, а объяснение)

Полезные ископаемые (слайд 41)

Название Основные свойства Использование
нефть жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом топливо, бензин, керосин, вазелин
природный газ    
торф    
уголь    
гранит    
известняк    
песок    
глина    

6. Выставление отметок

7. Домашнее задание

Учеб. С. 150- 158 подгот. к пересказу, заполнить таблицу, пользуясь полученными знаниями и текстом учебника, с. 158 задание 2 в тетрадь.

Использованные источники.

  1. 1.september.ru
  2. allppt.ucoz.ru
  3. claytime.ru
  4. images.yandex.ru
  5. narod.ru
  6. Википендия
  7. Учебники “Мир вокруг нас”, 4 класс, 1 часть – М., “Просвещение”, 2013 (автор А.А. Плешаков)