Изобразительное искусство по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Тема урока: «Изображение и фантазия». 2-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)


Форма урока: комбинированный.

Зрительный ряд: презентация, “Пуантилизм - рисуем точками_cut.” mp4, рисунки из раскрасок со сказочными птицами.

Музыкальный ряд: “Веснушки” детская песня, belyaeva_aleksandra_-_goroshinki_tsvetnye_ (zaycev.net) Golosa-ptic-Solovey (muzofon.com), Detskie_pesenki-Tanec_malen_kih_utjat, Rimskii-Korsakov.Opera_Skazka_o_care_Saltane.15.Interludia.mp3

Оборудование для учителя: ИКТ.

Оборудование для учащихся: бумага, краски, вода, ватные палочки, штампики (брусочки для печати красками, изготовленные из резины или картофеля), карандаш.

Технологическая карта изучения темы

Цель Привить навык использования фантазии, воображения при выполнении учебной задачи; познакомиться с выразительными возможностиями различных художественных материалов и техник.
Задачи 1) обучающие: формировать способность к художественному познанию мира;

2) воспитывающие: формирование эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;

3) развивающие: формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД.

Планируемый результат Предметные умения УУД
- использование различных художественных материалов, приёмов и техник;

- изображение сказочной птицы по памяти, по представлению и на основе фантазии;

- применять практические навыки выразительного использования линии, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Личностные: эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе);

Регулятивные: с помощью учителя выдвигать цель работы, составлять план выполнения творческой задачи; работая по плану, сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки; определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку ей.

Познавательные:

  • логические: выполнять универсальные логические действия;
  • общеучебные: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; определять наиболее эффективные способы достижения результатов.
  • коммуникативные:  осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Основные понятия Фантазия, реальность, пуантилизм.

Организация пространства

Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Окружающий мир (красота вокруг нас). 

Развитие речи (обогащение словарного запаса).

Музыка (умение соотносить зрительный ряд и музыкальный фон).

Литературное чтение (знание фольклора и произведений со сказочными птицами).

Индивидуальная, групповая. http://www.liveinternet.ru/users/bahit/post280576187/

http://www.liveinternet.ru/users/maluccella/post260036997/

http://urokitio.ru/2_klass/izo2klass/realnost/938-skazochnaya-ptica-izobrazhenie-i-fantaziya.html

http://dll5.muzofon.com/mp3/s3/75/c/75caf7af498766b0ff100f8ff736a36a.mp3?st=
OGPItCgesLQSWRoU-TaAJg&e=1386489605&name=
Golosa-ptic-Solovey(muzofon.com).mp3

http://vashechudo.ru/images/photos/medium/article198.jpg

http://vashechudo.ru/images/photos/medium/article197.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/87/642/87642742_e4f63f30a54f.png

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//55/908/55908719_1267536254_263160.jpg

http://www.zagadochnaya-sila.ru/persons/199-slavyan/584-zhar-ptica.html

http://mp3-life.com/song/23487/

http://animashky.ucoz.ru/_ph/8/2/855072602.gif

http://tritroichki.narod.ru/animation/bird/bird.gif

http://sc.tverobr.ru/dlrstore/ea367841-a519-77c1-655a-1fd573b8bedb/Rimskii-
Korsakov.Opera_Skazka_o_care_Saltane.15.Interludia.mp3

Ход урока

1. Оргмомент.

Класс рассаживается в три- четыре группы.

Проверка готовности к уроку. - Я загадаю вам загадки, а вы, их отгадавая, проверьте свою готовность к уроку.
Он бывает очень острым
И рисует ярко, пестро.
Грифелёк со всех сторон
Древесиной окружен.
Это друг надежный ваш
И художник - ... (карандаш)

 Познакомимся: я - краска,
В круглой баночке сижу.
Вам раскрашу я раскраску,
А еще - картинки к сказке
Нарисую малышу.
Ярче я, чем карандаш,
Очень сочная... (гуашь)

Нанесет она узор
Очень трепетный и нежный
Будь то небо или бор,
Иней тонкий белоснежный,
Вы простым карандашом
Нарисуйте школу, дом,
А цветным карандашом
Свой листок раскрасьте.
Чтоб подправить всё потом,
Пригодится... (ластик)

Нарисует он картину
И раскрасит Буратино,
Он напишет объявленье
И открытку-поздравленье
Рисовать плакаты мастер
Яркий тоненький... (фломастер)

Волоски пушистой белки
Окуну слегка в гуашь я.
Все картинки и поделки
Очень ярко я раскрашу.
Нарисую солнце, листья
Мягкой шелковистой...(кистью)

Зеленеющий апрель –
Всё раскрасит... (акварель)

Вы меня перелистали -
Как в музее побывали.
Космос на одной странице,
На другой странице - дом,
На последней - хвост жар-птицы.
А всё вместе я - ... (альбом)

- Всё правильно, ребята, вы все готовы к работе. А то, что вам пригодится ещё, я приготовила сама (баночки с водой, ватные палочки и печатки, вырезанные из картофеля в форме брусочков).

Определение настроения детей на начало урока - Я очень рада видеть вас на своём уроке, поэтому настроение у меня прекрасное. А с каким настроением ко мне на урок пришли вы? Поднимите руку те, у кого настроение хорошее; а теперь те, у кого настроение не очень хорошее. Я постараюсь поднять ваше настроение.

2. Введение в тему.

1-й этап. Мотивация к деятельности

Цель: мотивировать учащихся на изучение темы. Урок начинается с прослушивания Golosa-ptic-Solovey (Слайд 1) с сопроводительным вопросом:

- Как вы думаете, почему я вам предлагаю послушать голоса птиц?

Далее на слайде появляются загадки о птицах. Отгадывая их дети понимают, что разговор пойдёт о птицах.

Расширение знаний.

Цель: развитие познавательного интереса к теме, понимание реальности на основе личного опыта детей. применение личного опыта детей при отгадывании загадок.

(Слайд 2, смена слайдов по щелчку)

- Попробуйте угадать, о каких птицах идёт речь:

В клетке целый день сидит,
И под нос себе твердит,
Но услышав двери скрип,
Он кричит “Филипп-Филипп”, Кеше пить быстрее дай,
Кто же это - (Попугай)

 По ночам летает
На охоту
Днем не видит
Да и спать охота. (Сова)

Другой такой птицы вы не найдёте
– Вместо собаки помощник в охоте. (Сокол)

Вот так птица - какова!
И не спутаешь с другой.
Может, это цифра два?
Шея выгнута дугой! (Лебедь)

В своей короне красной
Он ходит, как король.
Его ты ежечасно
Выслушивать изволь:

 - Я тут! Я начеку-у-у!
Я всех вас допеку-у-у!
Уснули дети. Свет потух.
Молчи, горластенький ... (петух).

Удивительный Факир
Изумил хвостом весь мир.
Распустил хвоста колоду
Яркой радуге в угоду. (Павлин)

- Каких мы с вами посмотрели птиц: настоящих или выдуманных? Как по- другому их можно назвать? (реальные).

- Что же такое реальность?

Самоопределение: определение темы урока; понимание фантазии на основе личного опыта детей, применение личного опыта детей при обсуждении темы урока. - Как вы думаете, а могут быть птицы не реальные, выдуманные? (обсудите в группах).

- Можете ли вы привести примеры таких птиц, где вы их встречали?

(обсудите в группах).

- Придумайте красивое название таким птицам, это и будет темой нашего урока. (Сказочная птица) (Слайд 3)

- Как вы понимаете слово фантазия? Приведите примеры (обсуждение в группах).

2-й этап. Учебно-познавательная деятельность

Актуализация знаний учащихся.
Цель: актуализировать знания учащихся о сказочных птицах.
- Вы так ловко определили тему урока, и я думаю, что вы знаете много сказочных птиц. Вспомните и обсудите в парах, каких фантастических птиц вы встречали в сказках.

- Я приготовила вам подборку сказочных птиц, давайте вместе их вспомним. (Слайды 4-10).

1. Жар-птица из сказки “Конёк- горбунок”. В этой сказке птица превратилась в прекрасную царевну.

2. Царевна-Лебедь из “Сказки о царе Салтане”. И это тоже прекрасная царевна.

3. Золотой петушок из одноименной сказки, мудрая и всезнающая птица.

4. Птица Сирин - птица печали, обладает чудеснейшим голосом.

5. Гамаюн - птица это доброе существо, благостный посланник богов, но этот голос не несет в себе смерти. Если человек услышал пение гамаюна, то скоро ему улыбнется удача.

6. Алконост - птица, которая жила в самом раю. У нее лицо красавицы девушки, а тело птицы, и голос, как и у остальных мистических птиц, нежен и ласков. От пения алконоста человек забывает все свои горести, его сердце переполняется счастьем. Это добрая птица, которая несет людям радость.

7. Феникс - символ бессмертия: смерти и возрождения в огне. Легенда гласит, что, когда феникс чувствует приближение смерти, он вьет гнездо из благовонной древесины и смол, которое затем подставляет палящим лучам солнца, пока не сгорит дотла в их пламени. Тогда из ее остатков возникает новый феникс.

- Обсудите в группах, каких реальных птиц напомнили вам перечисленные сказочные птицы? (Таким образом каждая группа выбирает себе направление работы).

Создание зрительного образа детей.

Цель: обогатить имеющийся опыт и расширить кругозор детей по данной теме для выполнения рисунка сказочной птицы. Формирование умения воспринимать музыку и зрительный ряд одновременно.

Под музыку Rimskii-Korsakov.Opera_Skazka_o_care_Saltane.15.Interludia.mp3

просматриваем зарисовки сказочных птиц. (Слайд 11, анимация автоматическая.)

Целеполагание. - Чему же на уроке сегодня мы можем научиться? Давайте определим цель нашего урока. Обсудите в группах.

Дети предлагают варианты, таким образом, каждый ставит себе цель.

Первый этап практической работы.

Цель: подготовить рисунок карандашом для дальнейшей работы с живописным материалом.

- Итак, мы рисуем сказочную птицу. (Слайд 12)

Каждая группа работает в своём направлении.

- С чего же нам начать? Сначала подумаем, как же наша птица выглядит, а затем:

- рисуем туловище

- прорисовываем голову

- продумываем и прорисовываем детали

- украшаем птицу, ведь она сказочная.

- Наша птица готова. Что делаем дальше?

Физминутка. А дальше мы немного отдохнём.

А помогут нам сказочные персонажи и веселая песня о маленьких утятах. (Слайд 14) Detskie_pesenki-Tanec_malen_kih_utjat.

Расширение знаний.

Цель: усиление познавательного интереса к теме, знакомство с новой техникой живописи- пуантилизмом.

- Как вы думаете, как нашу птицу сделать по-настоящему сказочной?

Я предлагаю вам познакомиться с новой техникой рисования, думаю, она вам понравится. Внимание на экран. (Слайд 14-15)

Просмотр видео “Пуантилизм - рисуем точками”.

3-й этап. Практическая работа.

Сообщение плана работы.

Цель: формировать умение принимать учебную задачу.

– Теперь мы определим последовательность работы и приступим к творчеству. (Слайд 16)
  1. Смочить краски водой.
  2. Ватные палочки или печатки обмакиваем в нужную краску и делаем точки на птице.
  3. Печатку или палочку держим вертикально
  4. Ярко обводим контур птицы.
Практическая работа.

Цель: самостоятельная индивидуальная работа в группах. (17 минут)

Работу детей рекомендую сопроводить музыкальными композициями, которые зададут ритм активной работы детей, создадут творческое настроение: “Веснушки” детская песня, belyaeva_aleksandra_-_goroshinki_tsvetnye_(zaycev.net)

Во время работы учитель ведет индивидуальную корректировку детских композиций. По окончании работы рисунки вывешиваются на доску или выносятся детьми к доске.

4-й этап. Оценка результатов деятельности и закрепление.

Вопросы на закрепление.

Цель: организация закрепления изученного материала.

  • Как мы назвали сегодня свой урок?
  • Что означают слова: фантазия, пуантилизм?
  • Какие сказочные птицы вам запомнились?
  • Чему мы сегодня с вами учились?
  • Что на уроке вам далось труднее всего?
  • Как эти трудности вы преодолели?
  • Добились ли мы цели, которую поставили в начале урока?
Самооценка.

Цель: учить анализировать и оценивать свою работу и работу других детей на уроке.

- Давайте теперь оценим свою работу на уроке. Если вы считаете, что утверждение к вам относится, то зажимайте палец на руке. Таким образом вы сами себя оцените. (Слайд 18).
  • Я внимательно слушал и активно работал на уроке.
  • Я узнал много нового на уроке.
  • Я запомнил новые слова и знаю их значение.
  • Я научился рисовать в технике пуантилизм.
  • Я выполнил свою работу красиво и аккуратно.

Выборочный анализ оценок на соответствие. Взаимооценка, при необходимости.

Рефлексия. Итог урока. Оценка настроения детей на конец урока с целью определения влияния урока на детей. - Ну вот мы и заканчиваем наш урок. Мы отлично поработали, большое спасибо вам за работу на уроке. У меня отличное настроение, а у вас? Поднимите руку, у кого настроение к концу урока улучшилось? А у кого ухудшилось?

Я рада, что настроение ваше улучшилось. С нетерпением жду вас на следующем уроке. Желаю творческих успехов.

(Слайд 19)

Приложение.